«Дети и война: методы и подходы к ознакомлению дошкольников с трагическими событиями прошлого в рамках ФОП ДОО»

Исхакова Диля Фаизовна,
воспитатель 1 кв.категории
МАДОУ «Детский сад №104»
Советского района г.Казани


Приближается важная дата — 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Эта дата напоминает нам о героизме и самоотверженности тех, кто защищал нашу Родину. Как же рассказать о войне дошкольникам, которые пока мало знают об истории? Стоит ли говорить им о том, сколько бед приносит война? Да, важно говорить с детьми о войне. Это помогает формировать у них представление об историческом прошлом нашей страны и развивает чувство патриотизма. Как можно рассказать дошкольникам о войне:

1. Воспоминания близких и семейные реликвии. Истории о родственниках, участвовавших в войне, и предметы, связанные с тем временем, помогают детям ощутить связь с прошлым и понять, что война — это не просто слова в книге, а реальные события, которые коснулись многих семей.

2. Книги, картины, киноленты. Произведения искусства, посвящённые войне, помогают детям лучше понять и представить себе, что происходило в то время. Они также способствуют развитию эмоционального восприятия и способности сопереживать.

3. Мемориалы и монументы. Посещение мест, связанных с войной, таких как мемориалы и памятники, помогает детям осознать значимость событий и выразить уважение к героям.

4. Произведения о детях на войне. Знакомство с книгами и рассказами о детях, переживших войну, помогает пробудить у дошкольников чувство сострадания и понимания того, как важно беречь мир и не допускать подобных трагедий в будущем.

Рассказывая дошкольникам о войне, мы не только передаём им знания об историческом прошлом, но и воспитываем в них важные человеческие качества — уважение к старшим, сострадание к тем, кто пострадал, и любовь к Родине.

Знакомство детей дошкольного возраста с военной тематикой через лирические произведения.

Лирические произведения, особенно стихотворения, занимают особое место в знакомстве детей с военной тематикой. С раннего детства дети сталкиваются с ритмично звучащей речью, которая привлекает их внимание и вызывает интерес. Как писал К. И. Чуковский: «...среди нас миллионы существ, которые все до единого пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Это дети, особенно маленькие… стихи для детей — норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей». Специфика восприятия поэзии дошкольниками заключается в прямом сопереживании героям. Дети могут глубоко переживать за персонажей, понимать их чувства и эмоции. Кроме того, дошкольники способны воспринимать сложные по содержанию и художественным средствам стихи, понимать позицию автора и вырабатывать своё собственное отношение к прочитанному. Важно помнить, что в дошкольном возрасте большое значение имеет подготовительная работа, способствующая полноценному восприятию текста. Это может включать в себя обсуждение темы стихотворения, объяснение сложных слов и понятий, а также создание эмоциональной атмосферы, которая поможет детям лучше понять и прочувствовать произведение. Чтение лирических произведений на военную тему помогает детям не только познакомиться с историей и культурой своей страны, но и развить эмпатию, умение сопереживать и понимать чувства других людей. Это важный шаг в формировании личности ребёнка и его отношения к окружающему миру.

Знакомство детей с литературой о Великой Отечественной войне.

При знакомстве детей с произведениями о Великой Отечественной войне важно настроить ребёнка на эмоциональный тон произведения и постараться вызвать у него соответствующие эстетические переживания. Для этого необходимо рассказать детям об исторических фактах, связанных с участием детей в победе в тылу и партизанских отрядах. Важно объяснить, что авторы произведений о войне часто сами были участниками сражений и писали о реальных событиях, а не о выдуманных. Только после того, как у ребёнка сформируется представление о том, что такое война, можно предлагать ему произведения об этом тяжёлом времени в истории страны. Знакомство с литературой о Великой Отечественной войне позволяет детям не только узнать о борьбе с трудностями военного времени, но и понять, что многие дети внесли свой непосредственный вклад в Победу, вступив в борьбу с врагом наравне со взрослыми. Это помогает формировать у детей уважение к истории своей страны и её героям.

Влияние чтения литературы о военном времени на развитие детей.

В процессе ознакомления с литературой о военном времени, в частности, с произведениями авторов-современников тех событий, дети получают возможность глубже понять и представить себе обстановку того времени. Они узнают о тяжёлой судьбе людей, об их мужестве и героизме, которые были проявлены в борьбе за Родину. Чтение такой литературы способствует формированию у детей патриотических чувств. Они получают целостное представление о Великой Отечественной войне, учатся ценить мир и понимать важность сохранения мира и спокойствия в обществе. Дети осознают ценность дома, семьи и близких людей, что является основой для формирования их моральных ценностей и приоритетов. Важно помнить, что, несмотря на то что события военного времени были давно, память о них остаётся актуальной. Подрастающее поколение должно знать об этих событиях, чтобы сделать всё возможное для того, чтобы трагические страницы истории никогда не повторились в жизни народа.

Заканчивая своё выступление, хочу привести стихотворение татарского писателя, Героя Советского Союза Мусы Джалиля «Победа», которое отражает дух и настроение того времени:

С земли встает туман голубоватый.

Грохочут танки, вытянувшись в ряд.

Как соколы отважные, крылаты

Над крышей флаги красные парят.

Старушка обняла бойца за шею,

От радости заплакала она,

И, улыбаясь, свежие трофеи

Подсчитывает строгий старшина.

Как тень судьбы Германии фашистской.

На всех путях, куда ни кинешь взгляд.

На глине развороченной и склизкой

Чернеют трупы вражеских солдат.

Список литературы.

Джалиль М. М. Стихотворения: пер. с тат. / М. М. Джалиль; [авт. предисл. Р. Мустафин; худож. А. Садыков]. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1975. – 335 с. : ил. – (Подвиг). Комарова Т.С. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка в современном детском саду: Методическое пособие / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 128 с. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). – М.: Министерство просвещения Российской Федерации, 2022. Чуковский Н. К. Собрание сочинений в 15 т. Т. 2: - От двух до пяти, М., Терра - Книжный клуб, 2001.


  СИМВОЛЫ - 2025



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2025


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2025

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика