Конкурсное движение - вектор профессионального совершенствования педагогов

Садыкова Зульфия Фаиловна,
методист Информационно-методического отдела
Управления образования г.Казани


Предъявление новых требований к профессионально-педагогической компетентности современного учителя выдвигает на первый план корпоративную систему компетенций. В содержательном аспекте наиболее востребованными становятся знание современных концепций и тенденций развития предметных областей, осмысление планируемых результатов обучения, умения конструирования и самоанализ современного урока.

Потенциал педагога складывается из многих составляющих: профессиональной подготовки, профессиональной позиции, стиля мышления, социальной активности, методического мастерства, но немаловажную роль играет и творчество педагога.

Создание условий для творческой самореализации педагога – одна из задач методической службы. Наиболее актуальными в данном случае становятся активные формы, позволяющие увидеть мотивацию педагога к профессиональной деятельности, его стиль общения, уровень информационной культуры и предметных знаний, способность к сотрудничеству и умение работать в команде.

Одной из таких форм стала педагогическая игра, инициированная Информационно-методическим отделом Управления образования г. Казани в качестве проекта по формированию профессионального мастерства педагогических работников.

Педагогическая игра, в отличие от других игр, обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть объективно обоснован и проанализирован. Подготовка и проведение игры включает в себя следующие этапы:

Первый этап – подготовительный

Разработка Положения о проведении игры:

- выбор критериев оценивания,

- определение проблематики,

- выбор конкурсных испытаний,

- разработка сценария,

- подготовка материального - технического обеспечения,

- инструктаж капитанов команд,

- определение площадки проведения игры.

Второй этап – проведение игры.

- ознакомление участников конкурса с правилами игры, с регламентом,

- командная работа над заданием: работа с источником, мозговой штурм,

- выступления команд, представление результатов,

- работа экспертов, членов жюри.

Третий этап – анализ и обобщение:

- слово членов жюри (экспертов),

- рефлексия игры,

- оценка и самооценка работы,

- награждение

- диагностика результатов.

С 2014 года в городе Казани активно внедряются в практику работы следующие педагогические игры: «Олимпия» для учителей-гуманитарного цикла, «Машина времени» для учителей истории и обществознания, «Физический калейдоскоп» для учителей физики; «Вектор успеха» для учителей естественно-математического цикла; «Педагогический турнир» для педагогов дополнительного образования; «Грааль-знаний» для учителей начальных классов, «Билингва» для учителей иностранных языков, «Тел сагында- ир-егетлэр»,с участием педагогов-мужчин.

В текущем учебном году в Гимназии №20 «Гармония» Московского района впервые прошла городская педагогическая игра «Магелланы XXI века» для учителей географии. Автором-составителем заданий конкурса является директор этой гимназии Николаев Максим Анатольевич. В игре приняли участие сборные команды учителей географии общеобразовательных организаций из муниципальных районов г.Казани.

Всего участвовало четыре команды-по одной от каждого объединённого района города. Каждая команда состояла из 5 участников различных типов образовательных организаций основного общего и (или) среднего общего образования независимо от стажа работы, квалификационной категории и возраста. Хотелось бы отметить, что в педагогических играх преобладает число молодых специалистов. В качестве наставников у каждой команды выступали методисты и руководители районных методических объединений.

В состав жюри вошли представители Института управления, экономики и финансов, Института геологии и нефтегазовых технологий, руководитель молодежного клуба Русского географического общества Республики Татарстан КФУ, преподаватели ВУЗов, методист ИМО Управления образования г.Казани .

В роли зрителей и болельщиков команд приняли участие руководители и члены районных, городских методических объединений естественнонаучного цикла, методисты муниципальных районов г.Казани, учителя географии и студенты Института управления, экономики и финансов.

Педагогическая игра состояла из четырех этапов конкурса. Первый этап игры «Визитка команды» с презентацией одного из регионов Российской Федерации. Для этого заранее была проведена жеребьёвка по выбору региона РФ. На этом этапе конкурса команды ярко, оригинально, творчески представили такие регионы как Якутия, Чукотка, Чувашия, Свердловская область.

Основной задачей при представлении второго этапа игры заключался в представлении проекта маршрута по туристическим местам Татарстана. При представлении проекта учителя проявили творческий подход, исследовательскую деятельность и знания предметных, методических и коммуникативных компетенций.

На следующем этапе один из участников команды за определенное время должен был собирать спилс-карту регионов РФ. Спилс-карта — это интерактивный арт-объект. Представляет собой набор магнитных древесных элементов в форме административно-территориальных единиц регионов, либо районов или государств, сборка которых в соответствующем порядке образует административно-территориальную карту соответствующей территории (района, города, региона, континента, мира).

Итоговым испытанием был «Интеллектуальный конкурс», на котором участники конкурса выполняли задания по функциональной естественнонаучной грамотности.

По итогам игры был проведен анализ уровня сформированности профессиональных компетенций учителя.

ПРИЛОЖЕНИЕ
  анализ уровня сформированности профессиональных компетенций участников педагогической игры

По уровню профессиональной компетентности учителей-предметников можно определить задачи и направления работы для восполнения пробелов и профессионального роста учителей.

Необходимо также отметить, что в последние годы в городе Казани возросло число молодых учителей, принимающих участие на конкурсах профессионального мастерства, в том числе Всероссийском конкурсе «Учитель года» и достигая при этом высоких результатов.

Добиться высоких результатов может каждый. Главное -творчество и постоянное совершенствование своей работы.

С положениями педагогических игр можно ознакомиться на сайте Управления образования «Казанский образовательный портал»








  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика