Бирюкова Юлия Геннадьевна,
учитель английского языка
МБОУ “Гимназия №93”
Советского района г.Казани,
Лауреат городского конкурса
«Учитель года- 2023» в номинации «Учитель-предметник»
В XXI веке ключевыми навыками, определявшими успех человека и достижение им результата, становятся 4 к:
1. коммуникация
2. кооперация
3. креативное
4. и критическое мышление.
hard skills или soft skills?
hard skills — «профессиональные навыки»,
soft skills — «личностные качества».
Когда ребенок овладевает знаниями по математике или биологии — это развитие hard skills.
Когда мы предлагаем детям поучаствовать, например, в совместном проекте — это развитие soft skills.
Чтобы преуспевать в освоении hard skills необходим интеллект,
для развития soft skills требуется эмоциональность и эмпатия.
Для soft skills не существует пошаговых инструкций и возможностей его измерить.
Задача учителя научить ученика. Но чтобы чему-то научить ученика, надо самому овладеть этими навыками. Я стремлюсь к постоянному совершенствованию и в профессиональной сфере (hard skills) и делаю все для личностного роста (soft skills).
И стараюсь донести до своих учеников информацию о том, что soft skills — это компетенции будущего.
Пока будущее не настало, пока есть ученики, которым нужно освоить 4К, учитель должен постоянно изыскивать и применять в работе с детьми различные методы и технологии для развития soft skills,. В этом, я вижу, инновационность своей деятельности.
Предлагаю вашему вниманию некоторые упражнения, направленные на развитии и закрепление компетенций 21 века. Большинство из предложенных упражнений полезны для развития всех 4 компетенций. Но я постаралась разделить их по значимости для конкретной компетенции, в первую очередь.
Итак, 1 компетенция
КОММУНИКАЦИЯ (УМЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ОКРУЖАЮЩИМИ)
Одним из самых значимых барьеров коммуникации у детей является застенчивость. Как ее преодолеть? Сначала устанавливаем правила: вежливость, доброжелательность, слушаем, не перебивая, используем речевой этикет. А затем предлагаем стать участником в следующих активностях:
1.Учебные диалоги
ПРИМЕР:
«Без сплетен» Партнерам надо рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок.
2.Ролевые игры «Принц и золушки».
Один принц. Остальные «Золушки». Каждая получает листок, на котором написано она ли Золушка)) Разыскивая Золушку, Принц случайно разбил хрустальную туфельку. Как среди множества девушек отыскать ту единственную? Многие девушки хотели бы считаться золушкой. Каждая попытается убедить принца, что именно она и есть Золушка!
Обсуждение. Смогли принц узнать Золушку? Что повлияло на его выбор?
Игра развивает искусство убеждения.
3.Тренинги («прокачиваем» конкретный навык, например: «Учимся извиняться правильно»)
Упражнение «Извините».
Придумайте фразы-извинения. Например, извините, но оно само упало)))
4.Проективное рисование «Групповой рисунок»
Каждый рисует на произвольную тему, затем по сигналу передает свой рисунок по кругу. Так продолжается до тех пор, пока к каждому участнику не вернется его рисунок.
5.Дискуссии (есть проблема, нужно решение, все высказались, нашли решение)
ПРИМЕР:
Упражнение «Дискуссия» «Сладкое вредно» – «Сладкое полезно».
6.Компьютерная коммуникация (электронная переписка в социальных сетях; дистанционное обучение; интерактивные беседы в чатах; общение в zoom).
Делаем слайд со скриншотами.
7.Публичное выступления
ПРИМЕР:
Упражнение «Чувства, эмоции, слова»
Описание. Каждый участник получает листок с эмоцией, которую надо выразить фразой или стишком, изображая на лице: вежливость, агрессивность, скорбь, лесть. Все выполняют по очереди это упражнение.
8.Рефлексия (оцениваем себя). Может проходить в виде беседы, в виде игры «Да-Нет», группового/индивидуального рисунка, саморефлексии.
2 компетенция
КООПЕРАЦИЯ (РАБОТА В КОМАНДЕ)
Умение работать в команде — один из самых востребованных работодателями навыков. Компаниям, независимо от сферы их деятельности, нужны сотрудники, которые хорошо ладят с коллегами и могут эффективно работать в группе.
Итак, что нужно для успешной командной работы?
В первую очередь, коммуникативные навыки (умение говорить и слушать). О них была первая часть моего мастер-класса.
Что нужно ЕЩЕ для успешной командной работы?
- Толерантность
- Эмпатия.
- Умение справляться с конфликтными ситуациями
-Умение давать обратную связь и адекватно реагировать на конструктивную критику.
- Ответственное отношение к поставленным задачам
Есть различные тренинги, командообразующие игры и различные упражнения.
Вот некоторые упражнения.
«Хлопаем дружно»: хлопаем по кругу так, как покажет 1 ученик. После завершения круга, хлопаем так как покажет 2 ученик. И так пока все не предложат свой вариант.
«Синхронизация»: один ученик показывает какое-либо действие, все синхронно повторяют за ним.
«Декламация»: заданное наизусть стихотворение, рассказываем вместе (каждый по строчке). Можно разделив класс на группы-команды, добавить элемент соревновательности.
«Узелки»: участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
3 компетенция
КРЕАТИВНОСТЬ
Творческое мышление помогает придумывать нестандартные идеи, которые дадут возможность создать что-то новое и завоевать признание людей.
Прежде чем мы будем говорить о развитии креативности, обратите внимание на этот стенд. Проявите свою креативность. Что вы видите? Чуть позже мы вернемся к нему.
«Игра со словарем».
Открыв наугад словарь, берем слово и называем все, с чем можно это слово связать.
Можно усложнить, предлагая называть не только существительные, но и глаголы, и прилагательные.
«Сходства и отличия»
В словаре берем два слова с разных страниц. Например, чемодан и арбуз.
«Соедини несоединимое» Вы видите на слайде шкаф и чашка?
«Шифровальщики». Придумать шифр. Написать письмо.
«Все слова на любую букву».
«Небылицы в лицах». Придумать рассказ от имени компьютера. Можно задачу усложнить: Буратино в наши дни. Вирус гриппа и Арбидол
4 компетенция
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
В современном цифровом мире ребёнок сталкивается с огромным потоком информации, в которой может быть и ложь, и попытки манипуляций.
Что мешает критическому мышлению?
1. Мнение большинства
Например, пословицы и поговорки. «Дал Бог день, даст и пищу», но «на Бога надейся, а сам не плошай»; Желание оказаться первым
Люди неосознанно ищут информацию, которая подтверждает их правоту. Что приводит к предвзятости, искажению истины.
2. Специальные уловки, маркетинговые ходы.
ПРИЕМЫ развития критического мышления
1. Fishbone — скелет рыбы.
2. Пять почему?
3. Фактчекинг. Тщательная проверка фактов. Ищем первоисточник. Проверяем репутацию автора. Вчитываемся. Анализируем. Решаем: это факт или фактоид.
4. Найди и исправь. Предлагаем, например, отрывок из сказки для поиска и исправления ошибок. Я прошу помочь мне прочитать этот текст и найти и исправить ошибки. Все догадались, что это 3 поросенка! Нет, это коза и 7 козлят. Проверяем все ли ошибки мы исправили.
Как развивать все 4к одновременно?
Здесь я хочу вспомнить великого педагога Антона Семеновича Макаренко, который считал, что только в коллективе можно вырастить личность, готовую к трудовой деятельности.
«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно», — говорил он.
Основа методики Макаренко — воспитательный коллектив, в котором дети связаны не только дружбой, но также общими целями и общим делом. Это взаимодействие становится комфортной средой для развития личности.
В век цифровизации идеи Макаренко продолжают вдохновлять учителей на развитие коммуникативности, командного духа, креативности, критического мышления. Примеры созданных совместных презентаций предлагаю вашему вниманию. Через Qкод Вы можете пройти и добавить прямо сейчас свой собственный слайд. Назовите тему презентации которую вы видите.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
4К на века: от учителя до ученика