Основная статья номера

Дошкольное образование г.Казани

Проворова Владислава Владимировна,
специалист отдела по работе
с дошкольными образовательными организациями
Управления образования г.Казани

Дошкольное образование – это фундамент, на котором строится будущее каждой отдельно взятой личности жителя Казани. Траектория развития дошкольного образования нашего города определяется федеральными и региональными стратегическими документами, глубоким анализом состояния образования, обратной связью с педагогическим сообществом, социальным заказом жителей города.

Сеть дошкольного образования г.Казани постоянно развивается, появляются новые, яркие педагогические идеи, интересные формы работы взаимосвязи педагог – ребёнок – родитель. Наши талантливые дошколята сегодня успешно осваивают республиканские и федеральные «площадки», а инициатива педагогов помогает реализовывать творческие идеи и презентовать свою работу посредством видеоформата.

Изучая тренды современности на просторах интернета, можно отметить результаты международных исследований в сфере дошкольного образования Нобелевского лауреата по экономике Джеймса Джозефа Хекмана. Он доказал, что инвестиции в раннее развитие детей являются наиболее эффективными из всех вложений в образование.

По мнению ученого, возраст до 6 лет является наиболее эффективным с точки зрения развития человека, и «упущенное время дошкольника» имеет более серьезные последствия, как для развития ребенка, так и для экономики, в целом, чем недополученные знания детей-школьников.

Мир вокруг нас стал иной реальностью. Человечество прощается с эпохой создателя первого печатного станка Гутенберга и вступает в эпоху электронных средств коммуникаций - эпоху интернета. Сегодня в детских садах воспитываются дети поколения «альфа». Влияние технологий на их жизнь колоссально, они растут, с пеленок взаимодействуя с искусственным интеллектом, роботами, «умными» игрушками, поэтому требуют новых подходов и от нас.

Не первый год ведущее место в дошкольном образовании занимает изучение детьми технологий робототехники, конструирования, моделирования и проектирования.

Всё больше детских садов работают по STEM-образованию. Воспитанники детских садов создают авторские мультфильмы.

При информационной поддержке Национального Банка по РТ и ПАО «Сбербанк» в инновационном режиме работают 6 базовых детских садов по формированию предпосылок финансовой грамотности участников образовательных отношений. В данных садах проработаны нормативно – правовые документы, проведен анализ научно – методической литературы и методических разработок по данному направлению. Разработан инструментарий мониторинга уровня финансовой грамотности участников, так же по результатам анализа развивающей предметно-пространственной среды намечены направления совершенствования среды детского сада в целом; созданы условия для повышения профессиональной компетентности педагогов и просвещения родителей. С интересом дошколята детских садов города осваивают доступные для их понимания основы финансовой грамотности.

В век информационных технологий и компьютерных программ остается неизменным важность прививать детям любовь к чтению и искусству.

В рамках национальной доктрины Десятилетие детства (2018-2027 гг.) в 90 детских садах реализуется образовательный проект «Мир детства».

Был разработан проект «Удивительный мир книг» с целью повышения качества дошкольного образования, формирования предпосылок читательской грамотности у воспитанников на ступени дошкольного образования, популяризации детского чтения, создание положительного образа читающего человека.

В последние годы увеличилось число экологической общественно-значимой деятельности, все проекты направлены на формирование экологической культуры населения, и в первую очередь у подрастающего поколения. Дошколята эмоционально, в игровой форме осваивают важность улучшения экологической обстановки, и легко доносят информацию до своих родителей.

Детские сады г.Казани являются активными участниками международной программы «Эко – школа/зеленый флаг». Программа направлена на воспитание подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств, умеющего работать в команде.

Приоритетными темами программы являются: «Рациональное управление отходам», «Водные ресурсы», «Энергия», «Глобальное изменение климата». Учреждения – участники программы могут выбрать другие актуальные для них темы, например: «Биоразнообразие», «Здоровый образ жизни», «Разумное потребление» и т.д.

Работа с детьми направлена на формирование потребности у детей и родителей стремления к снижению вредного воздействия и улучшению состояния окружающей среды. Всего в международном движении участвуют 50 детских садов с охватом 4050 дошколят.

Участие в Городском экологическом проекте «Растем вместе» позволило дошкольникам понять ценность одного дерева - юные экологи выращивали их из семян, путем стратификации, весной ухаживали за саженцами на подоконнике, а затем хрупкие деревца пересадили на открытый участок. Таким образом дошколята вносят свой посильный вклад в развитие озеленения нашего города и поддержание бренда: Казань - Экологическая столица.

В целях экологического воспитания дошкольников и популяризации раздельного сбора отходов реализуется городской проект «Дошколята за чистый город». Так в детских садах появились урны для раздельного сбора мусора, адаптированные специально для данной возрастной группы. Они безопасны, компактны и красочны. Привычку раздельного сбора мусора в быту целесообразно начинать именно с дошкольного возраста, так как в этом возрасте сформированные навыки остаются с ребёнком на всю жизнь. Поэтому хочется сделать доступными такие урны для всех детей, чтоб они были в каждом детском саду.

Особое внимание сейчас отводится полилингвальному образованию. Основоположник научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский писал, что «дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как взрослый не может приучиться в несколько лет».

Полноценное обучение на трех языках, включающее в себя изучение естественных наук совокупно с инженерией, технологией и математикой, позволит развить ребёнка и воспитать будущего конкурентоспособного человека.

Необходимость введения в группы детских садов трех языков: английского, русского и татарского - вызвана социальным заказом родительской общественности, а также потребностью общества в подрастающем поколении, имеющем сформированные предпосылки универсальных учебных действий и компетенции полилингвального образования. При обучении детей языкам педагоги используют инновационные методы и формы обучения, в том числе - мнемотехника, мультипликация, STEM-технологии.

Новые вызовы времени требуют от педагога владеть методиками работы с детьми 21 века. Формы и содержание работы с кадрами определяются исходя из запроса педагогов, с учетом проблемных зон дошкольного образования в каждом районе города.

Так, в рамках реализации национального проекта «Образование», ФП «Цифровая образовательная среда» функционирует целевая группа по цифровым образовательным ресурсам. Обучение организовано в форме каскадной модели - старшие воспитатели после изучения темы, передают опыт педагогам своего детского сада.

Итогом работы целевой группы являются созданные педагогами игры, задания с использованием изученных программ и приложений, размещенные в сети интернет.

Задачи в воспитании ребёнка как гармонично развитой и социально - ответственной личности невозможно решить без участия родителей. При этом актуальной проблемой остается низкая степень знаний родителей о воспитании, образовании и здоровье ребёнка. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день педагогических пособий, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи. Поэтому родителям так необходима консультативная помощь специалистов. Как как одно из решений – услуги Центров методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям. Центры открываются на базе дошкольных учреждений на средства Федеральных грантов. За период с 2017 года грантополучателями стали более 10 детских садов из Казани. Грантовая поддержка учреждений говорит об эффективности работы педагогических коллективов Казани. На базе этих детских садов родители или законные представители (независимо от места жительства) могут бесплатно получить помощь квалифицированных специалистов, имеющих опыт работы с детьми дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость, задержка психического развития, расстройства аутистического спектра) оказывают услуги на безвозмездной основе родителям (законным представителям) по различным вопросам, связанным с социализацией, адаптацией, воспитанием, обучением, развитием детей дошкольного возраста.


  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  Свидетельство




  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика