Формирование основ мультикультурного пространства в жизни дошкольника

Нугманова Лейсан Фархатовна,
Галактонова Татьяна Марселевна,
воспитатели детского сада
АНО «ОЦ «Лобачевский» Приволжского района г.Казани


Нынешние демографические тенденции, в большинстве развитых стран мира, связаны с увеличением неоднородности не только во взрослой, но и в детской среде, что не так уж и редко приводит к этнической и религиозной напряженности и культурному недопониманию и, как следствие, к конфликтам. Все возрастающая же неоднородность российского общества, вообще является фактором, который заставляет постоянно учитывать его в педагогических подходах. По сути, современная Россия политикультурна, многоязычна и полицивилизационна (Артеменко, 2010). Причем, вопросами мультикультурной педагогики следует начинать заниматься с детьми уже с дошкольного возраста. Что было осознано сначала в Советском Союзе, зало-жившим основы интернационального детского воспитания, а затем и в странах Европы. А в основе мультикультурного воспитания детей дошкольного возраста лежит развитие эмоционального отношения и дружеского расположения к людям другой национальности, религии, расы, интерес к культуре разных народов (Силаева, 2015). Это связано с тем, что даже маленькие дети способны понять, что все люди похожи и все же в чем-то отличаемся друг от друга. На самом деле, весьма крупные и авторитетные исследователи, еще в XX веке, показали, что дети далеко не свободны от предубеждений и уже в возрасте трех лет замечают такие различия, как цвет кожи, глаз и волос (Рэмси и Майерс, 1990). Они узнают, что принадлежат к определенным группам и наблюдая за тем, как другие люди вокруг них реагируют на эти различия, они начинают развивать положительные или отрицательные чувства по поводу наблюдаемых различий. Например, дети проявляют предпочтения в отношении представителей одной группы при игре, и даже от-казываясь держать детей разных рас за руки. А воспитатели, детского дошкольного учреждения, могут создать условия, определенную «атмосферу» в группе, обеспечивающую формирование интернациональных чувств (Наумова, 2014). Среди прочего, это предусматривает следующие направления работы: обучение умению жить в мире, доброжелательному отношению к людям, стремлению помочь слабым, ровному вниманию к окружающим, интересу к культурному разнообразию, любознательности к истории своего народа, народов России и мира. В условиях мультикультурного пространства воспитания дошкольников становится чрезвычайно ак-туальным развитие у детей толерантности, предполагающей уважение к точке зрения другого, доброжелательное отношение и интересам другой культуры и вместе с тем нахождение цивилизованных способов выражения своего несогласия, нахождения компромиссов. Одним из необходимых условий мультикультурного воспитания детей дошкольного возраста является взаимодействие детского сада и семьи (Наумова, 2014). И если некоторые дети четко различают правила поведения и язык применяемый во внутридомашней обстановке, и то как надо вести себя в дошкольном учреждении, принимая детский сад вместе с его правилами, то другие дети, не делают таких различий и пытаются вести себя в детском саду, по домашним лекалам культурного поведения и этно-религиозных воззрений. Отдельного внимания требует и проблема языка. Часто обращается внимание, что мультикультурализм приветствует и стремится защищать культурное разнообразие, включая, языки меньшинств (Закирова, Камалова, 2016). Однако, это вовсе не означает, что основной язык страны, знать вовсе не обязательно, наоборот если ребенок не имел возможности учить в раннем детстве второй язык, то его дальнейшие успехи в области второго языка могут быть затруднены. А в целом, важно, чтобы дошкольное образовательное учреждение функционировало на принципах мультикультурной педагогики, обеспечивало полноценное развитие детей с учетом их культурной самобытности, создавало условия для комфортного пребывания каждого ребенка в политикультурном социуме. Если нам нужно, чтобы молодое поколение сосуществовало в гармонии, а это может произойти только в том случае, если есть подлинное уважение и принятие различий между людьми и это будет закладываться с раннего детства. Литература 1. Артеменко, О.И. Языки народов СССР в условиях двуязычной образовательной среды // Материалы международной конференции "Функционирование русского языка в двуязычном образовательном пространстве". - СПб.: Златоуст, 2010. - С. 14-18. 2. Силаева, Ю.Ю. О мультикультурном воспитании старших дошкольников // Молодой ученый. 2015. № 13 (93). - С. 707-709. 3. Рэмси, П. и Майерс, Л. Значение расы в когнитивных, аффективных иповеденческие реакции на социальную среду // Журнал прикладной поведенческой психологии. 1990. № 11. - С. 49-67. 4. Наумова, Т.В., Тихомирова, О.Б. Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада // Наука и Мир, 2014. - №1 (5). - С. 306-309. 5. Наумова, Т.В. О педагогических возможностях взаимодействия образовательных учреждений и православной церкви на селе // Вестник угроведения. 2013. № 4 (15). - С. 94–97. 6. Закирова, В.Г., Камалова, Л.А. Теории и технологии мультикультурного образования: монография. - В 2 ч. Часть 1. - Казань: Отечество, 2016. - 132 с.

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика