Матвеева Екатерина Андреевна,
Гильманова Сирина Маратовна,
воспитатели детского сада
АНО «ОЦ «Лобачевский» Приволжского района г.Казани
На протяжении всего дошкольного детства развитию речи – воспитанию её звуковой культуры, словарной работы, формированию грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания – отводится важное место в системе дошкольного образования. Понимание речи и владение ею являются главными средствами познания окружающего мира и социализации ребёнка – приобщения его к человеческому обществу, области культурного наследия народа, сохранённого в языке.
Формирование грамматического строя речи представляет собой одну из наиболее значимых проблем речевого развития детей дошкольного возраста. Овладение грамматически правильной речью вызывает у детей много трудностей, объяснимых не только нарушениями в деятельности центральной нервной системы, но и сложностью грамматической системы русского языка, а также заменой живого человеческого общения как в семье, так и в социуме на взаимодействие с различными электронными устройствами.
Овладевая грамматически правильной речью, ребёнок начинает мыслить более логично, последовательно, правильно излагать свои мысли, что позволяет ему стать более общительным, открытым, уверенным в общении с окружающими.
В настоящее время становится актуальным поиск наиболее эффективных способов формирования навыков грамматически правильной речи, одной из которых является систематизация дидактических игр и игровых упражнений, позволяющих в игровой форме – наиболее близкой и доступной детям, эффективно формировать у них навыки грамматически правильной речи.
Использование игр и упражнений с грамматическим содержанием позволят реализовать целенаправленную и систематическую работу по обогащению речи дошкольников грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими), расширению сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения, по развитию у ребёнка лингвистического от-ношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи, то есть сформировать грамматический строй речи, приобрести чёткие грамматические навыки, тем самым подготовить ребёнка к обучению в школе, избежать трудностей при овладении письма и чтения.
В развитии морфологической стороны речи дидактические игры и игровые упражнения позволяют формировать у детей:
1. Навыки правильного употребления падежных форм существительных, самой трудной из которых является родительный падеж множественного числа (мячей, ушей, стульев, окон). Такие навыки формируются в играх: «Чего не стало?», «Чего не хватает кукле?», «Угадай, кого я видел», упражнениях: «Один-много», «Сосчитай-ка»;
2. Навыки правильного согласования прилагательных с существительными в роде и числе (синяя кастрюля, синий чайник, синее ведро, синие шары). Для формирования таких навыков могут применяться упражнения: «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Скажи со словом…»;
3. Навыки правильного употребления несклоняемых существительных (кино, пальто, кофе, какао, пианино, метро). Чтобы у детей закрепилось в речи правильное произношение несклоняемых существительных, можно использовать игры: «Да или нет?», «Одинаковое звучание»;
4. Навыки правильного согласования существительных с числительными (одно окно, четыре пуговицы, семь карандашей) эффективно закрепляются в упражнениях: «Посчитай-ка до пяти», «Сосчитай, сколько?»;
5. «Навыки правильного согласования местоимений (существительных) с глаголами (я читаю, мы пишем, он играет, щенок спит, птицы летят), особенно с «трудными» глаголами (одеть, надеть, хотеть, звонить, бежать). Для этого могут быть использованы игры: «Кто что делает?», «Подбери действие»».
В освоении способов словообразования дидактические игры и игровые упражнения позволяют учить детей:
1. Образовывать названия детёнышей животных (у кошки – котёнок, у зайчихи – зайчонок), а также детёнышей животных, не имеющих аналогии с названием взрослого животного (у лошади – жеребёнок, у собаки – щенок, у курицы – цыплёнок), предметов посуды (сахарница, солонка, хлебница), названий профессий (строит дом – строитель, учит детей – учитель). Для этого могут быть использованы игры: «Таня накрывает на стол», «В гостях у куклы», «Мамы и малыши», «У кого кто?»;
2. Образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (ветка – веточка, ручей – ручеек, солнце – солнышко). Упражнять детей помогут упражнения: «Назови ласково», «Ласковое имя»;
3. Образовывать сложные слова (девочка с голубыми глазами – голубоглазая, мальчик со светлыми волосами – светловолосый). Для этого могут быть использованы упражнения: «Кто что делает?», «Назови по-другому»;
4. Образовывать слова при помощи приставок (закроет – откроет, выйдет – войдет). Упражнять в образовании слов помогут игры «Одеть-надеть», «Почему так говорят?», «Всё наоборот»;
«В развитии синтаксической стороны речи дидактические игры и игровые упражнения позволяют обогащать речь детей сложноподчинёнными и сложносочинёнными предложениями (устанавливать причинно-следственные связи и отражать их в речи: «Девочка вышла гулять с зонтиком, потому что… идёт дождь»). Для этого могут быть использованы упражнения: «Размытое письмо», «Закончи предложение», игра: «Составь предложение»».
Таким образом, систематическое применение разнообразных дидактических игр и игровых упражнений с грамматическим содержанием в организации деятельности детей дошкольного возраста, в соответствии с их воз-растными возможностями и индивидуальными особенностями, будет способствовать эффективному формированию у детей грамматически правильной речи.
Список литературы
1. Гагарина, А. В. Потенциал игровой деятельности в формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Гагарина // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Душанбе, 23 ноября 2021 года. – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2021. – С. 108-111.
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоборидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2020. – 464 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
3. Кот, Т. А. Формирование грамматического строя речи детей старше-го дошкольного возраста / Т. А. Кот // Проблемы современного педагогиче-ского образования. – 2018. – № 60-2. – С. 211-214.
Воспитываем и развиваем |
Наши партнеры - родители |
Растим профессионалов |
ЦОС в детском саду |