Обучение правилам дорожного движения в детском саду

Кречетова Наталья Владимировна,
Галактионова Татьяна Марселевна,
воспитатели детского сада
АНО «ОЦ «Лобачевский» Приволжского района г.Казани


Аннотация. В статье проводится анализ особенностей обучения правилам дорож-ного движения в детском саду детей в возрасте 3-4 лет. Определяется актуальность обуче-ния детей правилам ПДД в условиях детского сада, а также приводится анализ основных методов обучения детей правилам дорожного движения.

Ключевые слова: педагогика, дошкольное образование, безопасное движение, ПДД, правила дорожного движения.

Обучение правилам дорожного движения в детском саду является важной частью формирования безопасности детей на улицах. Ведь уже с самого раннего возраста дети должны знать, как правильно вести себя на дороге, чтобы избегать опасных ситуаций и сохранять свою жизнь и здоровье.

Обучение детей правилам дорожного движения является одним из важных аспектов их развития и образования. В особенности, когда речь идет о детях возраста 3-4 лет, важно учесть их возрастные особенности и внедрить эффективные методы обучения.

Первое, на что стоит обратить внимание, это уникальные возможности, которые дети 3-4 лет имеют в процессе обучения. В этом возрасте ребенок находится на стадии активного познания мира и развития своих навыков понимания и восприятия окружающей среды. Важно использовать этот период для формирования первичных представлений о правилах дорожного движения.

Детский сад является идеальным местом для начала обучения правилам дорожного движения, поскольку он создает комфортную и безопасную среду, где дети могут учиться и практиковать правила без страха и риска.

Одним из основных методов обучения правилам ПДД в дошкольных учреждениях является игровая форма активности. Ребенку в этом возрасте легче запоминать и усваи-вать новую информацию, включая правила поведения на дороге, через игры и различные игровые ситуации. Педагоги активно используют ролевые игры, где дети могут сыграть роль пешехода, водителя или контролера дорожного движения. Такие игры способствуют развитию воображения и эмоциональной сферы у малышей, а также формируют правильное представление о правилах дорожного движения. С помощью игр и различных практических заданий, дети могут лучше усваивать знания и навыки. Игры, имитирующие дорожное движение, помогут детям осознать правила дорожного движения и понять, почему они настолько важны для их безопасности. В качестве игр по формированию у детей знаний о правилах дорожного движения могут использоваться:

- дидактические («Собери знак», «Красный - зеленый», «Светофор»), сюжетно-ролевые («Покатаем на машине игрушки», «Автобус», «Знакомство с улицей», «Едем в детский сад на машине», «Мы едем, едем, едем!»),

- пальчиковые («Машины», «Дорожных правил очень много», «Автомобиль», «Мы пешеходы»), а так же подвижные («Поезд», «Красный, желтый, зеленый», «Светофор и ско-рость», «Самый быстрый», «Автомобили едут»)

- физкультминутки («Мы - шоферы», «Пешеходы», «Скорая помощь», «Пожарная машина» и т д).

Также, при обучении детей правилам дорожного движения, необходимо учитывать их визуальные способности и особенности восприятия информации. Для этого можно использовать различные визуальные материалы, такие как рисунки или интерактивные картинки. Это поможет детям лучше усваивать информацию и запоминать правила. Важным элементом обучения ПДД является обучение правильному поведению на дороге с использованием моделей и игрушек, имитирующих дорожную ситуацию. Детям показы-вают и объясняют, как должны выглядеть, а также каково должно быть их поведение в различных дорожных ситуациях. С помощью таких моделей и игрушек малыши могут обучаться визуальному узнаванию знаков, сигналов светофора и основным правилам ПДД.

Кроме того, игровые ситуации с участием детских транспортных средств, строи-тельные модели и другие специальные учебные материалы также помогают детям лучше усваивать и закреплять правила безопасности на дороге.

Еще одним способом обучения является проведение специальных занятий с детьми, на которых они учатся правильно переходить дорогу, использовать пешеходные переходы, обращать внимание на светофоры и др.

Символическое представление дороги на специально оборудованной площадке с помощью разметки в виде знаков и дорожных ограждений помогает детям более глубоко понять правила дорожного движения и на условный уровень применить их на практике.

Кроме того, важно проводить систематические беседы с детьми о безопасном поведении на дороге. Педагоги рассказывают о правилах перехода дороги, о необходимости использования предметов индивидуальной безопасности, таких как светоотражающие элементы на одежде. Они совместно с детьми изучают дорожные знаки и обсуждают их значения. Такие беседы помогают формированию правильных представлений о безопас-ной дорожной ситуации.

Важным аспектом обучения детей 3-4 лет правилам дорожного движения является взаимодействие с родителями. Дети должны получить поддержку и направление от своих родителей, чтобы правила дорожного движения стали неотъемлемой частью их жизни. Поэтому, важно проводить совместные мероприятия с родителями, на которых они могут узнать больше о правилах дорожного движения и о том, как их применять в жизни.

Не менее важным элементом обучения в детском саду является и работа с детскими психологами, которые помогают детям понять, почему соблюдение правил дорожного движения так важно для их безопасности и здоровья. Они помогают детям осознать потенциальные опасности на дороге и развивают в детях ответственность и сознательность.

Таким образом, обучение детей 3-4 лет правилам дорожного движения в условиях дошкольного образовательного учреждения представляет собой важную и ответственную задачу. Учитывая возрастные особенности детей, игровые формы деятельности, использование визуальных материалов и участие родителей, мы создаем оптимальные условия для эффективного обучения и формирования безопасного поведения на дороге.

Список литературы:

1. Алексеева, З. М. Обучение ПДД воспитанников детского сада / З. М. Алек-сеева, Н. А. Сергеева, Э. Р. Зайдуллина // Альманах мировой науки. – 2020. – № 4(40). – С. 21-23.

2. Глушко, С. А. Обучение дошкольников правилам дорожного движения / С. А. Глушко, А. Н. Астанина, Ж. М. Олейник // Актуальные проблемы науки и образования : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 05 октября 2022 года / Гл. редактор О.Н. Широков. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2022. – С. 53-54.

3. Кравцова, Л. В. Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения / Л. В. Кравцова, Л. В. Кашицына // Актуальные проблемы безопасности жиз-недеятельности детейи пути их решения : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Балашов, 20–21 апреля 2017 года / Под общей редакцией Н.В. Тимушкиной, Д.В. Воробьева. – Балашов: Издательство "Са-ратовский источник", 2017. – С. 231-234.

4. Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста / Т. В. Бабенкова, И. М. Губачева, О. В. Маликова, Е. В. Земскова // Актуальные проблемы физической культуры и безопасности жизнедеятельности : Сборник научных трудов факультета физической культурыи безопасности жизнедеятельности / Под редакцией Л.В. Кашицыной. – Саратов : Издательство "Саратовский источник", 2019. – С. 37-42.

5. Фоменко, И. А. Виды и значение игр по изучению правил дорожного дви-жения (ПДД) для дошкольников в ДОУ / И. А. Фоменко, О. В. Соколова, М. В. Ракитян-ская // Научный альманах. – 2019. – № 10-1(60). – С. 200-203.


  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика