Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях

Хуснуллина Эндже Рашитовна,
учитель-логопед детского сада
АНО «ОЦ «Лобачевский» Приволжского района г.Казани


Из-за разных причин современности, возникают проблемы по фор-мированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного воз-раста и являются наиболее актуальными и востребованными в наше время. Поэтому работе по воспитанию правильной речи в детских садах следует уделять значимое внимание.

Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач рече-вого развития детей дошкольного возраста. По мнению исследователей детской речи М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, звуковая культура - понятие достаточно широкое, включающая в себя произносительные качества, ха-рактеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), эле-менты звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической ре-чи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров дет-ской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической ак-тивности как предпосылки обучения грамоте.»

Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Н.Х.Швачкин, Ф.А.Сохин, М.И.Попова, А.А.Леонтьев, A.M.Шахнарович, Е.И.Негневицкая, Л.Е.Журова, Г.А.Тумакова).

Полноценное всестороннее развитие речи (правильное звукопроиз-ношение, проговаривание слов, фраз, речевой слух и так далее) — необ-ходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте. Игры и игро-вые упражнения оказывают большую помощь в этом. Но все это может сыграть положительно только при правильном их подборе и проведении.

Игра – ведущий вид деятельности детей, поэтому дидактическая игра — незаменимое средство обучения детей при преодоление различных за-труднений в речи.

Дидактические игры и упражнения должны быть направлены на раз-витие речевого слуха и речедвигательного аппарата. Дидактическая игра является способом обучения и развития всей речевой функции ребенка, в частности, развитием фонематического слуха и зрительного восприятия.

Дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление, одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, это основной вид деятельности детей.

Дидактическая игра имеет две цели: обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует ребенок.

Работу по обучения детей правильному звукопроизношению, как отмечают ученые, эффективнее всего начинать со средней группы, так как дети среднего дошкольного возраста овладевают произношением всех звуков родного языка, в том числе и трудными в артикуляционном отно-шении звуками. Процесс овладения звуками сложный, для него характерна неустойчивость произношения, когда в одном звукосочетании ребенок правильно произносит звуки, а в другом – неправильно.

Ведь постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продол-жительного закрепления, на каждом этапе одновременно с отработкой но-вого проводилось частичное повторение материала предыдущего этапа.

Очень большую роль составляет картотека дидактических игр и упражнений на звукопроизношение.

Первоначально необходимо проводить подготовку речевого аппара-та к овладению звуками речи, которая включает подготовку речедвига-тельного аппарата, его моторики, речевого слуха и дыхания. Далее прово-дя работу по становлению звуков речи. Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и заканчивалась более трудными. Знакомя детей с новыми терминами, уточнять понятия «звук», «слово». Для этого проводить игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», «Цепочка слов», «Собери букет», «Кто в домике живет». Дети должны бу-дут подобрать слова на заданный звук, определить первый и последний звук в словах, находить место звука в слова (в начале, середине или кон-це), установить наличие или отсутствие звука в слове, различать заданный звук в словах. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях ко-торых есть определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове разные.

При автоматизации звуков использовать игры и упражнения, в кото-рых дети при помощи выделения звука голосом упражняются в четком и правильном его произношении. Так, в игре «Волшебный мешочек» на ав-томатизацию звука ш предложить детям поискать в «Волшебном мешоч-ке» слова, в названии которых есть этот звук. Ребенок вытягивал полоску, называя предметы, изображенные на ней. Когда вся полоска оказывалась вынутой, задавали вопрос, что он нашел в «Волшебном мешочке»?

Проводить упражнения по автоматизации поставленных звуков изо-лированно в словах и слогах: «Улитка», «Лес шумит», «Пчелы», «Насос», «Сушим белье», по автоматизации звуков в словах: «Построй домик», «Солнышко», «Лото», «Рыбаки».

В упражнении «Насос», дети «накачивают шины», произнося звук «С» и подражая действию насоса. В игре «Пчелы» дети с жужжанием раз-летаются по площадке, машут крылышками. По сигналу «Медведь», пче-лы с жужжаньем летят к улью. Хватаются за руки, окружают улей и ста-раются не пропустить медведя.

Цель упражнения «Построй домик» - автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, моторики рук. Перед детьми лежат кубики, на которых наклеены картинки с автоматизированным звуком и несколько картинок с другими звуками. Ребенок, выбирая кубики, называ-ет картинку и строит дом.

Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могу быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употреблялись не всегда верно и один звук под-менялся другим. Так же можно провести следующие дидактические игры и упражнения: «Замочная скважина», «Мое любимое мороженое», «Афри-ка», «Магазин», «Кто быстрее соберет вещи?».

В игре «Кто быстрее соберет вещи?» дети упражняются в дифферен-циации звуков с — ш. Один ребенок собирает в чемодан вещи, в названиях которых есть звук «С», другой — вещи со звуком «Ш». В игре «Магазин» раздаются детям квадратики с какой-либо буквой и предлагается на деньги «покупать» те предметы, в названиях которых есть звук «С», на деньги «Р» — вещи со звуком «Р».

По окончанию проведения дидактических игр, целесообразно прове-сти контрольное занятие, позволяющее оценить эффективность рабо-ты. Очень важно, чтобы работа дала свою эффективность в развития пра-вильного звука произношения и появятся такие умения, как четкость отве-та, темп, самостоятельности. Эти умения дадут успехи детей в быстром продвижении при обучении.

Таким образом, вовремя начав работу с детьми по формированию правильного звукопроизношения через использование дидактических игр и упражнений, мы помогаем решить одну из основных задач речевого развития детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1. Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошколь-ников: [Текст] Учебно-методическое пособие / Т.В. Александрова–С-П: Детство-пресс.2005- 48 с.

2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст)] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Акаде-мия, 2000. -399с.

3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.:Изд-во Просвещение, 1974. - 285с.

4. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у детей и взрослых: Пособие для логопеда[Текст] /Н.А. Гегелия? М.: ВЛАДОС, 2001- 100 с.

5. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнени-ях.[Текст] /Л.А. Комарова- М.: Гном - 2009- 39 с.

6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у до-школьников: Учебно-методическое пособие [Текст]./ Е.В. Колесникова – М.: Ювента, 2007- 96 с.

7. Коноваленко В.В., Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов [Текст]/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко? М.: ГНОМ и Д, 2015- 80 с.

8. Смирнова И.А.,Диагностика нарушений развития речи: Учеб-но-методическое пособие [Текст]/И.А. Смирнова - Санкт-Петербург: Дет-ство-Пресс, 2007-192 с.


  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика