Гильманова Сирина Маратовна,
Матвеева Екатерина Андреевна
воспитатели детского сада АНО «ОЦ «Лобачевский»
Приволжского района г.Казани
С каждым годом растут и строятся наши города, и одновременно увеличива-ется транспортный поток на улицах. Поэтому обеспечение безопасности движе-ния становится всё более важной задачей. Особое значение в решении этой про-блемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание и невыполнение элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Предоставленные сами себе дети мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управ-лять своим поведением. Они не в состоянии правильно определять расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возмож-ности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способ-ность предвидеть возникновение опасности в быстро меняющейся обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. По этой причине взрослым, педагогам и родителям необходимо учить детей правилам поведения на улице.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориен-тировок в окружающем и все, что ребенок усвоил в детском саду, прочно оста-ется у него навсегда. Поэтому педагоги нашего детского сада работают с детьми по изучению правил дорожного движения. Слаженность в работе – залог хоро-шего результата, данное правило действует в любом коллективе, в том числе пе-дагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на достижение единых целей формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой и основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение следующих задач:
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в каче-стве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).
Так, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в нашем до-школьном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя. Поэтому инструктор по физической культуре работает в тесном сотрудничестве с воспитателями. Интегрированная непосредственно непрерывная образовательная деятельность – это новая форма проведения физической культуры в дошкольном образовательном учреждении. Полученные знания на занятиях с воспитателем дети могут применить и уточ-нить при выполнении игровых заданий инструктора по физической культуре. Дошкольное физическое воспитание может формировать не только высокий уровень здоровья ребенка, но и фундамент культуры поведения на дороге бу-дущего взрослого человека. Следует особо подчеркнуть то, что интегрирован-ные занятия, в свою очередь, будут способствовать развитию восприятия, памя-ти, проявлению положительных эмоций, у детей увеличивается словарный запас, формируются понятия как «физкультурные», так и «дорожной безопасности». Ребенок узнает, как вести себя на улице, что такое правила дорожной безопасно-сти, как сохранить свое здоровье в условиях современного мегаполиса, как пра-вильно перейти дорогу, что такое светофор и подземный переход и многое дру-гое.
Интегрированные физкультурные занятия имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с закреплением и расширением знаний о пра-вилах дорожного движения. Так, наблюдения за действиями пешеходов и води-телей, беседы о правилах дорожного движения могут проводиться в подготови-тельной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе. Я использую в этой части занятия игровую ситуацию, когда часть детей изображает водителей, а другая – пешеходов. Затем дети выполняют физические упражнения в обще-принятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. В нашем дошкольном учреждении исполь-зуются комплексы общеразвивающих упражнений по правилам дорожного движения: «Водители», «Веселые пешеходы», «Шуршат по дорогам веселые шины». Инструктор по физической культуре наполняет их содержанием без-опасного поведения на дороге используя такие приемы как: художественное слово, вопросы по теме.
Затем проводится подвижная игра. Особую заинтересованность у наших де-тей возникает при использовании наглядности с последующим моделированием ситуации. Например, мы с детьми рассмотрели сюжетную картину «Перекре-сток». Затем небольшая беседа, в ходе которой мы с детьми выясняем действия всех участников дорожного движения на перекрестке. После чего на полу вы-кладываются шнуры, пересекающие друг друга под прямым углом. У одного конца шнура стоит взрослый с сигналами светофора. Дети под музыку подходят к перекрестку и действуют по сигналам педагога: при красном – останавливают-ся, при жёлтом – идут вправо, влево или вперёд.
Таким образом, дети в подвижной игре закрепляют знания правил безопас-ного поведения на дороге.
Игра-эстафета «Передай жезл».
Участники выстраиваются в колонны. Жезл регулировщика передаётся игрока-ми от первого участника до последнего. Как только жезл оказывается у послед-него, он бежит с жезлом вперед и передает дальше. Побеждает та команда, ко-торая первая дойдет до финиша. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику.
Игра-эстафета «Автобус»
Первые участники «водители» держат руль и по команде начинают бежать до ориентира оббегают его и бегут обратно берут «пассажира». «Пассажир» берет-ся за пояс «водителя» и бегут до ориентира и так далее пока вся команда не со-берется у «водителя» за спиной. Побеждает та команда, которая первая придет на финиш и не расцепится.
Игра-эстафета «Зажги светофор»
Капитаны получают воздушные шары (можно мячи) красного, желтого, зелено-го цвета и по сигналу перебрасывают по одному над головой дальше до послед-него игрока. Когда шар дойдет до последнего игрока, тот поднимает его вверх – зажжен первый красный сигнал. Капитан может передавать следующий шар. Выиграет та команда, которое быстрее зажжет все три сигнала.
В заключительной части интегрированного занятия можно использовать пальчиковую, дыхательную гимнастики с содержанием правил дорожного дви-жения.
Кроме интегрированных занятий, мы с детьми играем в эстафеты по прави-лам дорожного движения, дети с удовольствием соревнуются.
Таким образом, используя в работе интегрированные занятия по правилам дорожной безопасности, мы убедились, что изучение правил дорожного движе-ния доступно детям дошкольного возраста и позволяет закрепить и уточнить первоначальные знания, умения и навыки о правилах безопасного поведения на улице.
Выпуская детей в школу, мы знаем, что наши выпускники умеют ориентиро-ваться в окружающей обстановке и будут соблюдать правила дорожного дви-жения.
Воспитываем и развиваем |
Наши партнеры - родители |
Растим профессионалов |
ЦОС в детском саду |