РАСТИМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Гайфиева Галина Владимировна,
методист по дошкольному образованию
МУ «Учебно-методический сектор Информационно-методического отдела МКУ «Управление образования ИК МО «Город Казань» по Кировскому и Московскому районам;
Милевская Ольга Антоновна,
старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад №174 комбин6ированного вида» Московского района г.Казани;
Качушкина Елена Викторовна,
старший воспитатель
МАДОУ «ЦРР – Детский сад №351» Кировского района г.Казани;
Садретдинова Эльвира Мударисовна,
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №101 комбинированного вида» Кировского района г.Казани;


«Ранее сложившуюся структуру методических служб необходимо привести в соответствии с потребностями времени и, что самое главное, выработать способность адекватно реагировать на актуальные и перспективные потребности образовательной практики» к.п.н. О.Ф. Гагарина.


В настоящее время к старшим воспитателям ДОО, отвечающим за организацию и контроль педагогического процесса, координацию деятельности всех специалистов дошкольного учреждения, предъявляются особенно высокие требования к уровню их профессиональной компетентности, в т.ч. к инновационной деятельности, которая является неотъемлемой частью деятельности современного старшего воспитателя и дошкольного учреждения.

Профессиональное развитие педагога ДОО – это длительный процесс, целью которого является формирование его как мастера своего дела, настоящего профессионала. Поэтому учебно-методическое сопровождение старших воспитателей – это одно из основных направлений, через которое проводится работа методической службы Кировского и Московского районов г.Казани со старшими воспитателями ДОО в течение ряда лет. В основе данной деятельности лежит идея создания условий для осознания старшими воспитателями своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста за счет освоения и реализации на практике инновационных методик, технологий, а также развития дивергентного мышления (от лат. divergere - «расходиться, отклоняться» – это способность человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных).

В настоящее время творческой группой старших воспитателей ДОО Кировского и Московского районов г.Казани на 2021-2024 учебные годы разработан проект «Ломая стереотипы», который является логическим продолжением проекта 2018-2021 гг. «Вверх по лестнице, ведущей вверх». При создании проекта мы опирались на общую теорию проектирования образовательных систем и управления (В.Г.Афанасьев, В.В.Василькова, Е.Н.Князева, А.Г.Кузнецова, С.В. Кульневич, С.П. Курдюмов, В.С. Лазарев, О.Л. Маркова, Н.Н. Никитина, М.М. Поташник, И.А. Пригожин, В.А. Сластенин, и др.); философские и педагогические концепции творчества и познания (Н.А. Бердяев, О.Ф. Мельник, Е.П. Павлова, С.У. Рустамова, В.А. Кан-Калик, Н.Д.Никандров) и др.

Основная идея и технология работы со старшими воспитателями заключается в стремлении перестроить их профессиональную деятельность через изменение установок, мотивов и отношения к своим должностным обязанностям. Итогом реализации данных проектов должны стать дальнейшие действия старших воспитателей в профессии: как с точки зрения психологической структуры (мотив, цель, средства), так и с точки зрения технологий анализа, планирования, организации, контроля, регулирования и конструирования новых идей в своей деятельности.

Долгосрочный проект «Ломая стереотипы» перестраивает работу со старшими воспитателями с узкопрофессионального подхода на «рельсы» полноценного раскрытия и реализации потенциала личности, а также к их эффективной интеллектуальной деятельности через развитие дивергентного мышления. Если старший воспитатель сам не обладает и не стремиться развивать дивергентное мышление, то ему крайне сложно организовывать методическую работу с педагогами на уровне современных требований.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность дивергентного мышления и пути его развития.

2. Определить педагогические возможности специальных методов и заданий в развитии дивергентного мышления при работе со старшими воспитателями.

3. Сформулировать методические рекомендации и сделать выводы по теме проекта.

Американский психолог, профессор Джой Пол Гилфорд создал модель творческого потенциала человека, назвав дивергентное мышление составной частью творчества и описав основные его характеристики:

1. Способность разрабатывать, детализировать идеи, не забывая воплощать их в жизнь.

2. Беглость в создании большого количества идей или во время разрешения проблемы.

3. Умение производить оригинальные идеи, не затертые стереотипным мышлением.

4. Проявление гибкости в одновременном поиске подходов к каждой отдельной проблеме.

На основе диагностического инструментария и критериев оценки (методики Т.Элерса, Н.В.Клюевой, Т.В.Морозовой, Д.Гилфорда) спланированы индивидуальные маршруты развития дивергентного мышления старших воспитателей, при успешной реализации которых выстраиваются профессиональные карьерограммы каждого из них.

Используемые в работе методы и приемы (интерпритация, написание эссе, дискуссии, дебаты, диаграмма Исикавы, «5 Why», моделирование, неалгоритмические и частично алгоритмические методы конструирования новых идей, рефлексия и др.) связаны с обсуждением собственных вариантов решения тех или иных заданий, предполагающих нестандартные пути решения, а также при работе с различными нормативными документами. Это разовьет такие навыки, как: отбор необходимой информации, анализ и синтез полученного материала; мотивация собственной деятельности и определение конечного результата; планирование собственной деятельности и моделирование результатов работы; организация деятельности в соответствии с целями; осуществление самоконтроля и самодиагностики; регулирования и корректировки собственной деятельности.

Развитие дивергентного мышления даст старшим воспитателям множество преимуществ:

- они не будут создавать себе клише и вешать ярлыки;

- проведя анализ создавшейся ситуации, примут наиболее эффективные решения для возникшей проблемы;

- смогут переключаться с одного вида деятельности на другой и при необходимости полностью менять план действий;

- если методы, выбранные ими для достижения цели, будут не эффективны и не приведут к ее достижению, сменят не цель, а пересмотрят методы ее достижения, чтобы потом идти дальше с уверенностью в своей победе.

Проект «Ломая стереотипы» позволит создать эффективную систему сопровождения старших воспитателей на пути их становления, как специалистов, готовых не только самим работать в инновационном режиме, но и умеющих организовывать инновационную и экспериментальную работу дошкольного учреждения в целом.


  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика