Когда нужно вести ребенка к логопеду?

Мухамадуллина Земфира Зифаровна
Учитель-логопед высшей кв.категории
МАДОУ № 145 Ново-Савиновского района г.Казани


Как должна развиваться речь ребенка в норме и когда нужно обращаться к ло-гопеду, чтобы избежать проблем в будущем? Как и когда ребенок должен за-говорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких нужно просто подо-ждать. Как не пропустить момент, когда ему, возможно, понадобится помощь специалистов?

Чтобы ответить на эти вопросы необходимо знать нормы речевого развития ребенка. В исследованиях А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» подробно освещены этапы последовательного овладения ребенком различны-ми сторонами родного языка. Речь, особенно в детском возрасте очень быстро развивается и видоизменяется, и на каждый возрастной период существуют определенные речевые нормы.

Онтогенез речевого развития:

Первый год жизни.

От рождения до 6-8 недель – стадия крика. Крики и звуки, издаваемые ма-лышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки.

От двух до пяти месяцев – стадия гуления. Крик ребенка приобретает инто-национную окраску. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возни-кать как спонтанно, так и при общении со взрослыми (ага, агу, кхы и т.д.)

Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6-7месяцев и длится практически до возраста 11 месяцев. Это стадия лепета, которая внача-ле состоит из отдельных слогов (па, ба, ля), позднее переходящих в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба).

Стадия лепета плавно перетекает в стадию первых слов, которая длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20-25) чаще состоят из двух оди-наковых слогов (папа, мама, баба).

Второй год жизни.

Малыш отвечает на простые вопросы, может выполнять простые поруче-ния (дай маме мяч, принеси куклу и т.д.), легко повторяет за взрослыми не-сложные фразы и простые слова. Произношению ребенка доступны гласные (а, о, у, и) и некоторые согласные звуки (м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь, хь, й, т, д). К полутора годам малыш объединяет в предложение два слова, а к двум го-дам строит предложения из 3-4 слов.

Ребенок способен произносить не менее 50 слов. Начинает использовать единственное и множественное число существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Понимает и выполняет инструкции из двух этапов (Возьми на столе ложку и отнеси ее папе). Ребенок может показать две-три ча-сти тела и больше. Слушает потешки, сказки, стишки, пытается запомнить не-большие кусочки.

Третий год жизни.

Ребенок свободно ориентируется в ближайшем окружении, знает назва-ния многих предметов, действий, производимых с ними. Малыш с интересом слушает небольшие по объему сказки с простым сюжетом. Он пока не может в полном объеме их пересказывать, но в состоянии повторить за взрослым от-дельные фразы и слова.

К концу третьего года жизни малыш способен запомнить наизусть не-большие тексты, досказывать стишки, отгадывать простые загадки с подсказ-ками в тексте. Ребенок правильно произносит звуки в, ы, с, з, ц, ч, щ, ш, ж. Речь малыша без труда можно понять. Фразы, произносимые малышом, чаще всего просты, но могут появляться дополнения и обстоятельства. Грамматиче-ские ошибки в согласовании частей речи считаются в этом возрасте нормой.

Четвертый год жизни.

Речь ребенка более отчетлива, а произношение заметно улучшается. Ре-бенок умеет произносить все звуки речи, могут отсутствовать звуки р и рь. Ма-лыш может называть практически все предметы окружающие его. В речи появ-ляется все больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов. Ребенок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно. Может запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.

Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.

Пятый год жизни.

Словарный запас ребенка достигает 2500-3000 слов, он придумывает новые слова, рифмует. В словарном запасе появляются прилагательные, сложные предлоги, местоимения. Ребенок может группировать предметы по категориям (овощи, фрукты, животные и т.д.) Произношению ребенка доступны все груп-пы звуков родного языка. Он выговаривает их более четко и правильно. Мо-жет сказать несколько грамматически правильно оформленных фраз.

Для развития речи детей данного возраста характерен резкий рывок вперед: они охотно разговаривают, торопятся высказаться, что приводит к ошибкам в логическом построении фраз, звукопроизношении, согласовании глаголов, по родам и числам.

Шестой год жизни.

Словарный запас ребенка включает до 3000 слов, они запоминаются на лету. Он выговаривает все звуки, артикуляционный аппарат полностью сфор-мирован. Ребенок умеет управлять своим голосом – тональностью и громко-стью. Детям в этом возрасте доступен простой звуковой анализ (могут найти звук в слове и подобрать слова, которые начинаются на него). Оперируют обобщающими словами, разными категориями (посуда, транспорт, времена года, животный мир). Развита связная речь.

Седьмой год жизни.

Словарный запас ребенка – 4000 – 7000 слов, из них преобладают суще-ствительные, может подбирать антонимы, синонимы. Говорит сложносочинен-ными и сложноподчиненными предложениями. Ребенок согласует и сочетает слова по смыслу. Говорит выразительно, эмоционально, понимает и использу-ет восклицательные и вопросительные формы. Использует союзы. Речь ребенка связная, логичная, последовательная. Четко выговаривает все звуки. Склоняет по роду, числу, падежу слова, понимает образные выражения. Пересказывает сюжеты книг, фильмов, выделяет главное в рассказе, второстепенное может опустить. Образует существительные с суффиксами, глаголы с приставками. Оперирует сравнительной, превосходной степенями прилагательных, составля-ет их. Понимает, может оценить эмоцию, которую переживает. Может выделить 4-й лишний.

Мои многолетние наблюдения, показывают, что в ясельные группы дет-ского сада поступает с каждым годом все больше и больше детей с заключени-ем «задержка речевого развития». В 5 лет не сформирована звуковая культура речи у 65- 79% детей (данные логопедического обследования детей пяти лет в 2019, 2020, 2021 г.г.).

Возможные причины замедленного формирования речевых навыков это:

• Рост числа патологии беременности и родов. Сейчас медицина шаг-нула вперед, специалисты выхаживают даже очень сложных детей, например, с глубокой недоношенностью, но потом эти дети требуют, как правило, допол-нительной реабилитации – увеличивается количество детей с неврологической патологией.

• Частые перенесенные детские заболевания, частые ОРВИ, особенно в первые годы жизни, не остаются бесследными для здоровья ребенка, ослаб-ляют иммунитет.

• Социальные причины. Недостаточное общение с ребенком, редкое чтение ему сказок, стихов, потешек. Проведение недопустимо большого коли-чества времени с гаджетами. В данном случае, даже у детей с хорошим разви-тием отпадает потребность в общении и в овладении речью.

Если задержка речи обусловлена социальными причинами, то помощь ло-гопеда возможно и не потребуется. Нужно лишь сформировать оптимальные условия для развития. При остальных факторах отмечается не просто замедле-ние, но нарушение речевого развития, требуется медицинская и логопедическая помощь.

Задержка речевого развития диагностируют у детей до 3 лет. Если и дальше речь остается несоответствующей возрасту, то это уже не задержка, а наруше-ние развития. И тогда нужно обратиться за помощью к логопеду и неврологу.

Когда же стоит начинать беспокоиться и обращаться к специалистам?

Если ребенок не гулит, не фиксирует взгляд на движущемся объекте, у него нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь. Если у ребенка запаздывает лепетная речь, гуление и лепет монотонные, очень тихие. Если у ребенка появились проблемы с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, поперхиваются едой (у ребенка могут быть проблемы речевого разви-тия, связанные с поражением центральной нервной системы). Если ребенок вы-ражает свои желания жестами, мимикой, мычанием, у него не появляются ле-петные слова.

В таких случаях нужно обратиться к специалистам (неврологу, логопеду и сурдологу).

Если ребенок в два года не может воплотить свою мысль в речевое сообще-ние и затрудняется при ответе на вопросы взрослого. Если активный и пассив-ный словарь накапливаются очень медленно. Ребенок с трудом строит даже короткую фразу и не может даже повторить за взрослым распространенное предложение. Если в произносимых словах часто встречаются перестановки слогов и звуков, замещение одного звука другим. Если ребенок не понимает смысл прочитанной взрослым сказки. Если у малыша возникает сложность при собирании матрешек, кубиков, разрезных картинок, состоящих из 4-х частей. В таких случаях нужно обратиться за консультацией к неврологу и логопеду и дефектологу. Возможно у ребенка сенсорное нарушение.

Если ребенок в 3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается ле-петными словами или жестами и «мычанием». Если ребенок неправильно про-износит целые группы звуков, искажает или заменяет одни звуки другими, пе-реставляет слоги и звуки даже в простых словах. В таких случаях нужна кон-сультация невролога и логопеда, дефектолога, возможно, это моторное нару-шение.

Если ребенок в 4-5 лет смягчает все звуки (кися, щапка, тяйник, лямпоть-ка), нужно обратиться за консультацией к логопеду и психологу. В одном случае у ребенка речевое нарушение, в другом случае, может быть, психологические проблемы, и ребенок так привлекает к себе ваше внимание.

Если ребенок оглушает звонкие согласные звуки: б, г, д, а возможно еще и в, з, ж – обратиться нужно к логопеду и сурдологу.

Если ребенок искажает звуки, произносит их, но неправильно, то в любом возрасте нужно обратиться за консультацией к логопеду, потому как искажения звуков самостоятельно не исправятся.

Если ребенок в возрасте 3,5 – 4,5 лет не произносит звуки к, г или заменяет их на звуки т, д – к логопеду.

Если ребенок в возрасте 4,5 – 5 лет не произносит звуки ш, ж, щ, ч, с, з, ц, л, ль, й, р, рь – к логопеду.

Если ребенок пошел в школу, и у него проблемы с письмом – после второй учебной четверти необходимо обратиться за консультацией к логопеду или пси-хологу. Возможно, у ребенка дисграфия или же дефицит внимания.

Главная задача родителей, которые замечают у своего ребенка какие-то ре-чевые нарушения, как можно раньше обратиться к специалисту, чтобы предот-вратить более глобальные нарушения и исправить имеющиеся.

Список литературы.

1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Акад.пед. наук РСФСР, 1961. – 471 с.

2. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс., 2002. – 448с.

3. Горбунова Л. Почему современные дети все чаще страдают задержкой речевого развития. [Электронный ресурс]. –Режим

доступа: vashgorod.ru›news/1176992


  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика