Долгова Сирина Тагировна
учитель-логопед высшая кв.категории
МАДОУ «ЦРР – детский сад № 385»
Приволжского района г.Казани,
С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (педагог (учитель-логопед) - ученик - родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Родители становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на них возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, родители должны стать социально-активными участниками учебно-воспитательного процесса, что соответствуют требованиям ФГОС ДОУ.
Взаимодействие с родителями воспитанников является важным направлением деятельности учителя-логопеда. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, учитель-логопед может добиться положительных результатов в коррекционно-развивающем процессе, т.е достичь целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
Но какой же он современный родитель???
Современные родители - разные по возрасту: от совсем юных до 40-летних. Желание самореализоваться, сделать карьеру, обеспечить семью приводит к тому, что многие откладывают рождение ребенка на более поздний период своей жизни.
Высокая образованность родителей, компетентность во многих вопросах, правовых, экономических, но в меньшей степени в вопросах развития и воспитания.
Родители сегодня вынуждены слишком много работать, поэтому они проводят со своими детьми гораздо меньше времени, чем им хотелось бы.
Надо понимать, что современные родители — это поколение 90-х годов, а это время, когда почти в каждом доме появлялся компьютер, дети стали меньше играть, а игры во дворе, на улице прекратились в принципе.
Еще одна особенность современных родителей – гипервозбуждение. Детская агрессия, о которой сегодня так часто говорят, гиперактивность - это все реакции и следствие гипервозбуждения родителей.
Современные родители так спешат научить своих детей всему и сразу, что отбирают у них самое дорогое — радости этого неповторимого возраста.
Существует множество классификаций форм работы учителя-логопеда с родителями. Традиционные, нетрадиционные, инновационные, коллективные и индивидуальные, наглядно-информационные….
Сегодня я хочу представить вашему вниманию традиционную коллективную форму – родительское собрание.
Свою работу с родителями я начинаю задолго до поступления детей в логопедическую группу. Мое знакомство с родителями начинается еще во второй младшей группе на общем родительском собрании, где я выступаю с темой «МАМА – ПЕРВЫЙ ЛОГОПЕД». В ходе своего выступления я говорю о главной роли матери (родителей) в жизни каждого ребенка. Также отмечаю, что именно речь родителей в семье – является образцом для подражания и формирования детской речи.
Далее я знакомлю родителей с возрастными нормами становления речи детей в возрасте от 3 до 4 лет. Обязательно говорю, что данные нормы условны. Каждый ребенок развивается индивидуально. Но стоит учитывать, что, к сожалению, растет число неговорящих детей, у которых нарушение речи являются лишь вторичными. Я знакомлю родителей с такими понятиями как «ЗРР и ЗПР (задержка речевого и психического развития), нарушения когнитивной сферы, расстро?йство аутисти?ческого спе?ктра (РАС), Синдро?м дефици?та внима?ния и гиперакти?вности (СДВГ). Также данное выступление сопровождается тематической выставкой «Умные игрушки для малышей», которая помогает родителям сориентироваться и сделать правильный выбор при покупке той или иной игрушки (бизиборды, доски сигена, пирамидки…)
Таким образом, цель выступления на данном родительском собрании - это знакомство и педагогическое просвещение родителей по проблеме раннего речевого развития детей в возрасте 3-4 лет. В ходе собрания возникает множество вопросов, ответы на которые родители могут получить на консультационных часах, которые я так же им сообщаю. Такие консультации помогают редактировать и обновлять наглядно-просветительский материал, адресованный родителям второй младшей группы, избежать ненужных тем и быть активным помощником в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Второе, не менее значимое, выступление - это выступление на общем родительском собрании в средней группе. Тема данного выступления звучит просто «НОРМА и ПАТОЛОГИЯ в развитии речи детей 4-5 лет». Помимо основных вопросов, не менее важным здесь является вопрос ПМПК. На этом собрании родители узнают, как функционирует логопедическая служба в ДОУ, что такое первичное обследование ребенка учителями-логопедами и педагогом – психологом (словарный запас, связная речь, грамматический строй, звукопроизношение, особенности памяти, внимания…), какой пакет сопроводительных документов, необходим для прохождения процедуры ПМПК. Особенно я останавливаюсь и подробно разбираю лист осмотра специалистами. Разъясняю, почему необходимо пройти всех специалистов, что это прежде все очень важно для грамотного и точного логопедического заключения. Также кратко говорю о логопедических группах: что ребенок остается в своей группе и в соответствии с графиком посещает логопедические занятия.
Выступление на данном родительском собрании помогает избежать многих вопросов, постепенно подготовить родителей к предстоящей комиссии, а самое главное, облегчить и сделать прохождение медицинских специалистов легким и безболезненным.
Родительские собрания в логопедических группах старшего дошкольного возраста я провожу три раза в год. Тематика данных собраний стандартна: я рассказываю о формах логопедических занятий, знакомлю с графиком индивидуальных и фронтальных занятий, демонстрирую кабинет и речевые уголки в спальнях, показываю, какими средствами я пользуюсь, несколько слов говорю о программе…и т.д.
Также на моих собраниях, вторых и третьих по счету, всегда я устраиваю просмотр фронтальных занятий в соответствии с календарно-тематическим планом. После идет анализ, в ходе которого разбираются игровые приемы и упражнения, которые родители видели на проводимом фронтальном занятии.
Перед первым собранием в старшей группе я провожу анкетирование, которое помогает выявить отношение родителей к речи своего ребенка. Так, в моей практике чаще всего встречаются следующие варианты отношения родителей к процессу коррекции речевых нарушений ребенка.
1 группа – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда;
2 группа – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе автоматизации.
3 группа – адекватное восприятие особенностей речи своего ребенка, готовность к сотрудничеству с педагогом. В процентном соотношении родители первого типа составляют 7%, родители 2 типа отношений – 12%.
Основная задача по работе с родителями - найти новые точки взаимодействия с родителями «групп риска», и вывести их на уровень адекватного восприятия речи своего ребенка и готовности к сотрудничеству.
После того, как родители посетили такие собрания и увидели на практике, как осуществляется коррекционно-развивающий процесс, начинают еще с большим желанием и интересом заниматься с детьми дома и правильно закреплять домашнее задание. А дальнейшее взаимодействие между родителями и учителем –логопедом становится плодотворным.
Родительское собрание – это универсальная форма работы, которая позволяет реализовывать множество задач: просветительского, организационного, а самое главное успешного коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.
Литература:
1. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ"
2. ФГОС ДОУ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
3. Л.В. Михайлова-Свирская. Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОУ. ФГОС .- М: «Просвещение»,2015. – 128с.
4. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.- 448с.
Воспитываем и развиваем |
Наши партнеры - родители |
Растим профессионалов |
ЦОС в детском саду |