Шилякина Нина Николаевна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад №174
комбинированного вида» Московского района г.Казани
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития и поддержки детской инициативы в условия воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. В структуре современных дошкольных групп можно отчетливо проследить детей, у которых инициатива развита и активно поддерживается в семье, - они активны в образовательной деятельности, готовы прийти на помощь взрослым и сверстникам, часто проявляют инициативу в придумывании игр; и детей, которым проявление инициативы не свойственно, они чаще являются наблюдателями, пассивными участниками игр и образовательной деятельности, отвечают только, когда их спрашивают, отличаются стеснительностью. При этом одной из основных задач воспитания и обучения детей в ДОО является создание условий для проявления ими своих способностей, развития их творчества и поддержка инициативы. В связи с этим особую актуальность приобретает поиск педагогических приемов, способствующих развитию и поддержке детской инициативы.
Ключевые слова: педагогический прием, детская инициатива, дошкольная образовательная организация, старший дошкольный возраст.
В настоящее время проблема развития и поддержки детской инициативы является одной из ключевых задач воспитания детей, поскольку только инициативный ребенок открыто стремится к знаниям, готов предпринимать усилия для их самостоятельного открытия, способен эффективно выстраивать коммуникацию со взрослыми и сверстниками, а также способен находит выход из нестандартных ситуаций, так как не боится пробовать [4, c.258].
С теоретической точки зрения, актуальность проблемы развития и поддержки детской инициативы обусловлена необходимостью уточнения ключевых определений, связанных с ней, а также построение целостного теоретического конструкта, раскрывающего особенности ее становления и развития.
С методической точки зрения, в рамках изучения обозначенной проблемы должен быть осуществлен поиск эффективных педагогических приемов, позволяющих педагогу пробудить инициативу в ребенке, создать условия для ее развития и поддержки.
С практической точки зрения, развитие детской инициативы способствует становлению субъектности ребенка в познавательной и коммуникативной деятельности. У него закладывается практический базис для формирования основ гибких навыков и проявления себя в новых видах деятельности.
В рамках данной статьи рассматривается один из педагогических приемов развития и поддержки детской инициативы и описываются особенности его применения в воспитательно-образовательном процессе в подготовительной к школе группе.
Прежде чем перейти к описанию данного приема, необходимо для начала обратиться к ключевым понятиям данной проблемы. В Российской педагогической энциклопедией инициатива определяется как «способность личности к самостоятельным общественным начинаниям, активности, предприимчивости» [5, с. 367]. Как отмечает в своих исследованиях Е.И.Кричевцова, для проявления инициативы человек должен обладать определенной степенью свободы для проявления своей активности и осуществления деятельности [3, c.127].
С.В.Баринова, М.А.Мазманян и Т.С.Старченко указывают, что в соответствии с ФГОС ДО поддержка детской инициативы является одним из принципов организации дошкольного образования [1, c.104]. При этом проявляется результатом ее проявления является самостоятельное совершение ребенком выбора тематики игровой деятельности, постановка и решение игровых проблемных ситуаций.
Также учеными отмечается наличие четырех типов детской инициативы [1, c.105]:
1) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
2) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
3) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
4) познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
Среди педагогических приемов, ориентированных на поддержание детской инициативы, приоритет отдается тем из них, которые позволяют охватить сразу несколько типов детской инициативы. Одним из таких является прием «совместное планирование».
В соответствии с определением, приводимым в работах В.В.Тинчуриной, под планированием необходимо понимать «заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов» [2]. Как правило, в дошкольной образовательной организации общий годовой план организации воспитательно-образовательного процесса составляется старшим воспитателем, а частное (внутригрупповое) календарно-тематическое планирование осуществляется с опорой на годовой план и содержание Основной образовательной программы дошкольного образования конкретного детского сада непосредственно воспитателями группы в сотрудничестве со специалистами ДОО, работающими с воспитанниками этой группы.
Анализ педагогической и методической литературы, посвященной планированию в детском саду, показал, что к данному процессу могут привлекаться и родители, и дети. Однако, данные формы планирования воспитательно-образовательного процесса остаются слабо проработанными в области методических и практических аспектов их реализации.
В рамках данной статьи предлагается описание особенностей применения педагогического приема «совместного планирования», реализуемого совместно с детьми. Он представляет собой организацию совместной деятельности с детьми, в рамках которой создаются психолого-педагогические условия проявления ими инициативы в области планирования воспитательно-образовательной работы на предстоящую неделю.
Для обеспечения возможности применения данного приема в работе с детьми предварительно осуществляется подготовка наглядного материала в виде картинок-символов, вызывающий к детей ассоциации с определенным режимным моментом, затем – с образовательной областью. Они изготавливаются в двух видах – в формате А5 для работы с детьми, и в формате 5*5 см для составления наглядного планирования.
Затем из прозрачной пленки повышенной плотности сшивается полотно с кармашками разного размера. В нем представлены следующие столбцы: дни недели, образовательная деятельность детей и взрослых на основе интеграции различных видов деятельности (для детей – образовательная деятельность или «Что будем изучать?»), деятельность в режимных моментах (утренний круг, зарядка, прогулка, игровая деятельность, беседы, зарядка после сна, свободная деятельность детей). Остальные элементы планирования составляются воспитателями самостоятельно.
Далее картотеки проведения режимных моментов кодируются совместно с детьми посредством картинок-символов, которые нумеруются в соответствии с номером карточки в картотеке.
Далее осуществляется непосредственная реализация данного приема с детьми. Они располагаются на коврике в форме круга, рядом располагаются картинки и символы. Воспитатель озвучивает ход планирования, а затем дети предлагают варианты его составления, используя карточки символы: сначала день недели, затем образовательные области, потом режимные моменты и т.д. При этом важно назначить ответственных, которые будут заполнять поля планирования, их необходимо регулярно менять, можно ввести дополнительный пост «дежурный по планированию».
Целесообразно результат планирования вывешивать на стене в группе, это создает у детей чувство предвкушения открытия знания, гордости за результат проявления собственной инициативы. Если ребенок осторожничает и не проявляет инициативу, то воспитатель должен мягко стимулировать ее, предложив ему выбрать содержание того вида деятельности, которым он наиболее увлечен.
По мере применения данного педагогического приема, количество детей, испытывающих страх будет значительно сокращаться, а дети станут более инициативными не только в рамках данного вида деятельности, но и в других областях.
Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что основной задачей современного педагога является создание психолого-педагогических условий для развития и поддержки детской инициативы во всех ее формах. При этом важно придерживаться субъект-субъектного взаимодействия с детьми, поощрять их, а для особенно стеснительных детей намеренно создавать ситуацию успеха проявления инициативы. Педагогический прием «совместное планирование» обладает всеми необходимыми ресурсами для решения обозначенных задач.
Список литературы
1. Баринова Н.В. Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности как фактор подготовки к обучению в школе/ С.В.Баринова, М.А.Мазманян и Т.С.Старченко // Наука, образование, инновации: актуальные вызовы XXI века : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 августа 2021г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. – С. 104-109.
2. Тинчурина В.В. Планирование образовательного процесса в ДОУ/В.В.Тинчурина//Социальная сеть работников образования «Нс Портал». – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/06/26/planirovanie-obrazovatelnogo-protsessa-v-dou.
3. Кричевцова Е.И. Детская инициативность в историческом контексте: сущность, условия, методы/Е.И.Кричевцова // Проблемы современного образования. – 2020. – №6. – С.127-139.
4. Кричевцова, Е. И. Детская инициативность: сущность и технологии поддержки / Е. И. Кричевцова. // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 258-260.
5. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – 608 с.
Воспитываем и развиваем |
Наши партнеры - родители |
Растим профессионалов |
ЦОС в детском саду |