Хамкова Елена Владимировна,
воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ №145 Ново-Савиновского района г.Казани
В ФГОС дошкольного образования указано, что «РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы»,которое способно обеспечить развитие самостоятельности ребёнка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для этого мы педагоги в постоянном поиске новых образовательных и игровых технологий.
Одной из современных технологий, позволяющей наиболее эффективно использовать образовательный потенциал РППС группы является технология «говорящих стен, пола и других групповых пространств. «Развивающие» стены и полы – это возможность максимально эффективного использования пространство в группах и во всех других помещениях, где проходят занятия с детьми. «Говорящие» стены и полы - это еще один способ расширения образовательной среды в дошкольном образовании.
И поэтому в нашем детском саду мы стараемся задействовать всё свободное пространство.
В методической литературе определение «говорящие стены и полы» это форма образовательной деятельности, методический приём практического метода обучения, форма организации РППС.
Правила для организации образовательной деятельности технологии «говорящих пола и стен»:
• обязательно сотрудничество и сотворчество педагогов, родителей и детей;
• систематическая обновляемость содержания экспозиций «интерактивного пространства» (но не чаще 1-2раза в месяц для материалов по образовательным областям и 1 раз в год для материалов, отражающих систему работы организации в целом),
• изображения на полу и стенах должны быть понятны детям и не вызывать отрицательных эмоций,
• при выборе цветов надо избегать резких контрастных оттенков; оформление стен и обстановка в группе должны быть приближены к домашним, поэтому элементы канцелярского и офисного стиля не подойдут,
• не перегрузить пространство (ситуация, когда меньше – это больше),
• четко понимать, что каждый элемент должен работать, а не просто присутствовать (не работающие элементы удаляются),
• целенаправленное, адресное использование компонентов технологии, т.е. педагог должен представлять, кто, когда и зачем сможет обратиться к «говорящей пространству»,
• учитывать освещение (достаточное для изучения «говорящих стен», приятное для глаз, не агрессивное),
• важно качество иллюстраций и оборудования (иногда - «детский» уровень исполнения, иногда - профессиональный).
Хочу с вами поделиться своим опытом и показать, как данная технология работает в моей группе.
В нашей раздевалке пользуются популярностью прыгалки и лабиринты, детям очень нравятся упражнения для ладошек.
В групповой комнате у нас представлены несколько вариантов напольных развивающих игр: это и окна с геометрическими фигурами, здесь с детьми мы знакомимся с формой и цветом. Помимо этого, дети сами придумывают свои игры.
Лесенка тоже многофункциональна. Она помогает улучшить координацию, способствует общему физическому развитию. В более старшем возрасте её можно использовать как универсальные окошки для таких игр как: «Расставь от низкого до высокого», «Больше или меньше».Речевые игры «Назови ласково», « Один-много», «Составь слово», логические игры «Что сначала, что потом», на внимание и память.
В лабиринте со сказочными героями из УМК «Кто к кому идёт» дети не только ходят, но устраивают игры «Кто быстрее», «Автогонки», также можно добавить игру с шайбами из крышек и другие игр.
Парковка- универсальная игра и для мальчиков, и для девочек. Дети играют на парковочном пространстве с удовольствием, дети запоминают основные направления движения: право - лево, вперед - назад, вверх – вниз. Дополнить игру можно знаками дорожного движения, водителями и пешеходами, дети выучат также основные правила безопасного поведения на дороге. Будем добавлять к парковке макеты города, дома.
В уголке природы есть интерактивное сезонное дерево с кармашками, которое способствует эффективному формированию представлений о временах года, изменениях в природе, ориентирования в пространстве.
Межкомнатные двери, дверки шкафчиков, экраны для радиатора отопления, даже сама мебель информативна или дополнительно украшена. Цветные ладошки (красные, жёлтые, зелёные) на шкафчиках говорят детям о том, можно ли самостоятельно их открыть или позвать на помощь взрослого, ну а красный цвет-цвет опасности.
Лесенка для роста, дорожка для боулинга и дорожка - разминка в спальной комнате дополняют нашу зону физической активности.
Игра «Боулинг» развивает координацию, меткость и ловкость ребёнка, тренирует мышцы, помогает ему научиться достигать цели, да и просто дарит радость и веселье.
Дорожки в спальне яркие и весёлые, они сразу привлекли внимание детей. Каждому захотелось потрогать, приложить свои ручки и ножки. Она находится на входе в спальню и каждый раз, когда дети проходят мимо стараются дотронуться и пройти по ней. А в это самое время дети тренируют мышцы плечевого пояса, спины, рук и ног, развивается координация движений.
Прогулочная площадка и веранда также является частью развивающего пространства группы, в пределах которого осуществляется свободная двигательная и игровая деятельность детей. На полу веранд нанесены дорожная разметка, лабиринты, для более старших детей - поле для шашек.
«Говорящее пространство» можно использовать как элемент любой ООД. Говорящая стена и пол помогают педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной.
Воспитываем и развиваем |
Наши партнеры - родители |
Растим профессионалов |
ЦОС в детском саду |