Ранняя экологическая профориентация дошкольников с использованием игровых обучающих ситуаций

Васина Наталья Ивановна,
старший воспитатель
Васина Анастасия Алексеевна,
воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 340 комбинированного вида»
Московского района г. Казани


Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!


На сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Поведение маленького ребёнка в природе подчас бывает сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и пробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме, как малыша, так и животного.

Проведя анализ семейных ценностей, присущих современным семьям, можно сделать вывод, что многие дети отдалились от мира природы. Часть детей родители редко вывозят на природу из мегаполисов, или не вывозят вообще. Таким образом, дети теряют способность чувствовать красоту и уникальность окружающего их мира, поэтому необходимо не только дать детям знания о природе, воспитать бережное отношение к ней, но и научить ориентироваться в окружающей природной среде.

В процессе реализации задач экологического воспитания. дети часто задают вопросы: «Что означает «плохая экология»? «Зачем и почему взрослые люди сами создают экологическую катастрофу?», «Как это можно предотвратить?», «Кто может помочь природе?». Стало ясно, что ответы на все эти вопросы можно дать детям в ходе знакомства с профессиями, связанными с экологией. Необходимо сориентировать дошкольников в профессиях, в том числе и новых, необходимых современному миру. Встаёт вопрос - как это сделать научно, и в тоже время, понятно и интересно дошкольнику.

Идея включения игры в процесс обучения всегда привлекала педагогов. Игра позволяет педагогу по - новому взглянуть на проблему, найти новые подходы, приёмы и формы работы с детьми.

Очевидно, что самые ценные и прочные знания - не те, что донесены до детей педагогами и заучены, а те, что добыты самостоятельно, в ходе выполнения практической деятельности. Дети в игре имеют возможность принять участие в решении задач на государственном уровне, «поработать» дошколятами – эколятами. Они не только знакомятся с новыми для них профессиями, но и учатся взаимодействовать с природой и природными объектами через выполнение в игре простейших трудовых действий, связанных с этими профессиями. Новизна заключается в том, что решение проблемы экологического воспитания рассматривается через раннюю экологическую профориентацию, используя игровые обучающие ситуации.

Целью ранней экологической профориентация дошкольников является формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок, уважительного отношения и интереса к экологическим профессиям настоящего и будущего, приобщение к ценностям труда и профессиональной деятельности человека.

При этом решаются следующие задачи:

• Способствовать расширению представлений об экологических профессиях настоящего и будущего, и их значимости в жизни общества;

• Создать поэтапную систему для формирования представлений о трудовой деятельности, совершаемой людьми данных профессий

• Формировать у детей желание научиться выполнять трудовые действия представителей данных профессий

• Воспитывать осознанно - правильное отношение к природе, её многообразию, бережное отношение к результатам труда людей экологических профессий.

Знакомство детей с профессиями экологической направленности с помощью игровых обучающих ситуаций, осуществляется через специально организованную игру, которая создаётся педагогом для решения конкретных воспитательно-образовательных задач и тесно связана с ходом образовательной деятельности.

Совершая воображаемые экскурсии на выставки, в зоопарк, в заповедник, или экспедицию на серверный полюс, дети получают новые сведения о природе, природных явлениях и роли человека в природе, чему способствует обязательная в игре роль руководителя – воспитателя. Педагог в этой игре выполняет главную роль, изображая экскурсовода, эколога, лесника.

В каждом конкретном случае, сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, узнают много интересного в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. При этом отрабатываются следующие умения: «Лаборант - эколог берёт пробы воды, песка, земли на анализ», «Агроном выращивает рассаду овощей», «Зоолог - наблюдает и исследует жизнь и повадки зверей в лесу, зоопарке или заповеднике».

Например, инсценируя путешествие в зоопарк, воспитатель, в роли экскурсовода, возле каждого импровизированного «вольера» выясняет у детей, что они знают о диких животных, живущих в зоопарке, при этом сообщает детям новую информацию: чем их кормят, как за ними ухаживают, как ласково с ними обращаются. При этом дети знакомятся с новыми профессиями: зоолог, ветеринар, работник кормления животных.

Все этапы подготовки к обучающей игре осуществляются педагогом и детьми очень тщательно, понимая, что только интересом можно поддерживать игровую ситуацию. Дети изучают карту путешествия, изготавливают для предстоящей экскурсии в зоопарк игровую атрибутику: самодельные фотоаппараты, подзорные трубы и бинокли, чтоб сфотографировать животных. Фотографирование предполагает, в дальнейшем, изготовление «фотографий» (рисунки на основе полученных впечатлений).

При организации игровых обучающих ситуаций, в процессе эко- культурного развития детей, педагог включает в сюжет игры небольшие беседы: «Кто следит за изменениями, происходящими в природе?» «Фермер - важная профессия»; проводит дискуссии на тему «Все ли могут защищать природу и быть экологами» , «Как спасти землю от мусора?»; вместе с детьми составляет кластер профессий; организует исследовательскую деятельность: «Я эко - лаборант»; проводит Полилог (разговор многих участников, при этом роль говорящего переходит от одного лица к другому ) ; включает просмотр познавательных мультфильмов, мультимедийных презентаций, с последующим обсуждением; использует виртуальные экскурсии по трудно доступным точкам Земли (пустыням , океанам, крайнему северу), что позволяет детям познакомиться с природой разных материков, побывать на необитаемом острове и представить мир во всем его многообразии, не выходя за пределы группы .

Для "погружения" детей в удивительное царство природы активно используется метод макетирования. Дети, совместно с родителями, изготавливают эко- макеты на тему: «Лес», «Ферма», «Озеро», «Зоопарк». При этом, дети наглядно могут представлять среду обитания животных, формировать целостную картину мира.

Благодаря игровому обучению, повышается активность детей, снижается их утомляемость, появляется интерес к познавательной деятельности, эмоциональная отзывчивость. На занятиях больше нет скучающих и пассивных детей. Каждый, выполняя определённую роль в игре, чувствует собственные возможности, обретая уверенность в себе.

Для знакомства детей с природой родного края, педагогами нашего детского сада разработаны конспекты игровых обучающих ситуаций на основе национально-регионального компонента на тему: «Игра-путешествие по реке Волга», «Экскурсия в Казанский зоопарк «Река Замбези", «Путешествие в Раифский заповедник», «Погружение на озеро Кабан». В ходе этих игр – путешествий, дети получали конкретные знания и представления о эко-профессиях, условиях труда, знакомились с инструментами для работы, выполняемыми трудовыми операциями, видели результат труда людей разных профессий.

Знакомя детей с профессиями экологической направленности, приходит мысль, что сегодняшние воспитанники, столкнутся в будущем с новыми профессиональными задачами. Стало ясно, что необходимо познакомить их с рядом востребованных эко-профессий будущего, а именно с профессиями, которые спасут планету. При этом встала цель: сформировать у детей представления о профессиях будущего, как мотивирующих факторов к дальнейшему обучению в школе, ради получения достойного образования, которое так необходимо в получении хорошей и востребованной профессии.

Но, как готовить детей к тому, чего еще нет? Начать можно с организации конкурса рисунков под девизом «Эко-профессии будущего или какую «зеленую» специальность выбрать, чтобы стать востребованным?». Следующим приёмом является проведение интервьюирования детей, где даётся возможность детям пофантазировать, что способствует творческому и социальному самовыражению дошкольников.

Далее дети знакомятся с новым направлением «Треш-дизайн» - оно нацелено на защиту окружающей среды, уделяет особое внимание возможности использования вторичных ресурсов. При этом организовывается игра «Экскурсию в дом моделей», где состоялся модный показ одежды из использованных упаковок, полиэтиленовых пакетов и других бытовых отходов, и вещей, бывших в употреблении, изготовленных совместно с родителями.

При знакомстве с профессией будущего – «Парковый эколог» дети изучают садово-парковую культуру мира и своей местности. Педагог может дать задание: совместно с родителями провести экскурсию в парки родного города, сделать фото местности, нарисовать любимое место.

Уже сейчас больше половины населения Земли живёт в городах. По прогнозам ООН, к 2050 году в сельской местности останется лишь треть человечества. А значит, близок тот день, когда городам нужно будет самим для себя производить еду. Именно поэтому необходимо познакомить детей с ещё одной из самых востребованных профессий будущего: «Сити – фермер». В группе организовывается «мини – огород», а именно, опытно – экспериментальная экологическая площадка для знакомства с традиционными и альтернативными методами выращивания растений и уживаемости растений на малой площади - на подоконнике. Постановка проблемной задачи - можно ли вырастить растения на подоконнике в домашних условиях, направлена на стимулирование любознательности, познавательного интереса детей.

Важно то, что, знакомясь с еще не существующими профессиями, в игре, дети сегодня могут увидеть, потрогать то, что только прогнозируется, они учатся отражать представление о профессии в практической и игровой деятельности и возможно, кто-то свяжет свою жизнь с экологией.

Применяя в реализации темы «Ранняя экологическая профориентация дошкольников» игровые обучающие ситуации, стало очевидным преимущество игрового обучения дошкольников, по сравнению с традиционным просмотром слайдов или рассматривание картин. Дети практически овладевают игровыми действиями, активно участвуют и развивают воображаемую ситуацию, всё это помогает дошкольникам получить новые знания и дают им практическую модель правильного поведения в природе, а это имеет огромное значение для экологического воспитания.

«Список литературы»

1. Краснощекова Н.В. . «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Издание 2-е – Ростов, Н.Д.: Феникс, 2007.

2. Потакова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» М.: Творческий центр, 2005.

3. Интернет ресурсы


  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика