Творческие этюды (на подступах к большому искусству)

Бородовицина Ирина Ивановна
МАДОУ «Детский сад №299» Авиастроительного района г.Казани
Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории


Этюдная работа очень интересна и наиболее популярна у детей. Она объединяет весь предыдущий опыт упражнений, игр. Желательно всю первую часть освоить в старшем дошкольном возрасте, а этюдной работой заняться с 7 лет. Этюды способствуют развитию творчества, импровизаций, сочинительству, координации, тренирует скорость и темпо-ритм движений, наблюдательность, все виды памяти, организацию движений в пространстве, постижение характера.

Этюд для театральной деятельности является основным средством изучения жизни или средством вспомнить накопленный жизненный опыт. В процесс игр в этюдном методе ребенок на практике естественно изучает и познает творческие законы органической природы и приемов психотехники. Этюд не может быть самоцелью, он только средство поиска, тренировочный прием. Это небольшой отрезок жизни (опыта жизни), созданный воображением (магической мотивацией "если бы…"). Воображаемое "если бы..." подкрепляется жизненным опытом, чувством. Затем происходит процесс рождения действий, развитие, совершенствование факта. Этюд, как жизненный факт, возник, развился и исчерпался. Происшествие в этюде может быть маленьким, бытовым, а может быть фантастическим или грандиозным. Главное в нем это движение истории.

Когда вы займетесь постановкой спектакля, то он должен всегда рассматриваться как движение жизни от происшествия к происшествию, а если вы не выстраиваете ребенку сценическую жизнь от события к событию, то нарушается логическая цепочка, и возникает фальшь в поведении ребёнка на сцене, нежелание выполнять поставленные вами задачи.

В этюдном методе можно дать возможность осознать литературный замысел произведения, эмоциональный настрой автора, который вдохновил написать произведение. В тематических этюдах педагог может корректировать поведение ребенка путем оценки поступков и вживание в образ, а также научить ребенка управлять своими чувствами, вдохновением и эмоциями, интуицией.

Педагог, чтобы не разрушить той тоненькой начальной нити самостоятельного творчества ребенка, должен совместно с детьми произвести анализ этюда, не нарушая его авторских прав, деликатно проанализировать правду жизни (бывает так в жизни?), разобрать, что же происходит от события к событию. В первых попытках желательно адресовать ребенка к себе, к своим чувствам, опыту, а не задавать играть характеры.

Чтобы сохранить принцип постепенности постижения материала рекомендовано условно обозначить три следующих друг за другом направления этюдной работы.

1. Этюды с воображаемыми предметами, на простые физические действия и с партнером или публичное эмоциональное одиночество.

2. Этюды на имитацию пластики поведения животных.

3. Этюды с элементами факта, события, конфликта с диалогами.

Этюды с воображаемыми предметами, на простые физические действия и с партнером или публичное эмоциональное одиночество.

Прежде всего, весь бесконечно сложный и разнообразный мир воображения разделим на более простые составляющие: воображаемые предметы, силы, физическая среда, партнеры или партнер.

Воображаемые предметы - те предметы, которые нас окружают. Они, как бы не были разнообразны, имеют главные характеристики: внешняя форма, вес, гибкость, фактура, температура. Зрительная память отбирает и откладывает лишь самые общие контуры. Ребенку легче всего начать этюдный тренаж с самых простых бытовых вещей. «Если бы…» является толчком к действию, обладает свойством мгновенно вызывать обстановку, переводящую от действительности в мир творчества.

Прежде, чем приступить к этюдам, предлагаются игры:

1. «Трансформация предмета».

Ход игры.

Дети сидят полукругом.

Педагог: Представьте, что у меня в руках картошка. А понять, какая именно картошка поможет игра. Например, картошка горячая (перекидывает ее с одной руки на другую и дует па ладони). Картошка остыла (чистит шкурку).

Далее педагог предлагает каждому поиграть с воображаемыми предметами «как я…».

- кирпич - он тяжелый;

- облизываем вкусное мороженое;

- иголка - шьем;

- яблоко - надкусываем;

- шарик надуваем;

- очки примеряем;

- цветок нюхаем.

2. «Утро». Педагог выполняет последовательность действий, которые он

совершает утром, без предметов и просит воспроизвести их: встает,

идет умываться, открывает крап, берет мыло, умывается, закрывает

воду, вытирается полотенцем.

3. «Я рисую». Педагог сидит за столом, держит кисточку, моет ее в стаканчике волы и рисует на воображаемом листе бумаги, предварительно окунув в краски.

По этому принципу можно придумать бесконечное множество этюдов.

Следующие этюды-упражнения более сложные. Они - очень ценный профессиональный навык. Упражнения выполняются под музыку:

1. «"Воображаемая прямая» Музыка - медленный вальс.

Выходя по одному на пространство репетиционной комнаты, дети пытаются воображаемым карандашом провести на уровне плеч воображаемую прямую, параллельную полу, проследить максимальную возможность руки. Прямая не должна "сползать" вниз или казаться дугой.

2. «Эстафета прямых». Этюд массовый.

Ребенок рисует воображаемую прямую, а партнеры продолжают ее в одну и в другую сторону.

3. "Ломанная Прямая". Этюд массовый.

Ребенок рисует воображаемую прямую, а партнеры от точки, где держит руку первый, ломают прямую на свое усмотрение.

4. «Мертвая точка» (вертикаль).

Ребенок стоит и держится за воображаемый стул, спинку стула. Обходит стул, а рука остается на воображаемой спинке стула. Приседает, а рука остается статична. Если ребенку тяжело выполнить это упражнение, можно предложить настоящий стул, и ребенок, пробуя двигаться около стула, должен зафиксировать в памяти как это происходит.

5. «Стена».

Ладони прижаты к воображаемой стене. Ребенок начинает движение вдоль стены, ладони расслаблены. На каждый шаг ребенок перемещается относительно «мертвых точек», где ладони прижаты к воображаемой стене.

Ладони переносятся расслабленными, чуть с согнутыми пальцами. А в момент соприкосновения с воображаемой стеной пальцы распрямляются и разводятся.

6. «Палка о двух концах».

Вытянуть руки на уровне плеч. Взять за концы воображаемой палки, длина которой равна расстоянию между вашими ступнями. Провести с палкой несложные манипуляции, но так, чтобы палка не удлинялась и не укорачивалась: опустить ее до колен, поднять над головой, повернуться вместе с палкой влево, вправо. Если ребенок затрудняется, то используется реальная палка.

6. «Конвейер» Музыка 4/4.

Участники стоят в кругу, педагог играет функцию контролера. Контролер поручает одному из участников нарисовать в воздухе несложную геометрическую фигуру (например, квадрат). Взяв в руки воображаемый квадрат, участник производит несложные манипуляции под музыку, пока невидимый квадрат не обойдет по кругу и не вернется контролеру.

Воображаемые силы то являются толчком в определенных направлениях, то,

наоборот, препятствуют, создают сложности.

Представьте, что человек сидит в лодке и характерными, периодическими, повторяющимися движениями весел посылает лодку вперед. Рассмотрим пристальнее движения нашего тела:

«Гребля»

Руки. В момент гребка, в момент наибольшего усилия наши руки вытянуты.

Ноги. Вытянуты вперед и зафиксированы на точке опоры. В процессе гребка ноги могут быть в различных положениях: вытянуты или максимально согнуты.

Спина. В момент замаха вывести руки вперед, тело наклонено к коленям, спина выпрямлена, вытянута в направлении замаха.

На этом примере мы изображаем воображаемые усилия, которые мы прилагаем, когда гребем веслами.

Рассмотрим еще пример:

«Тяжелоатлет»

Мы стоим около штанги, подойти к ней, взялись руками за гриф, все тело напряглось от усилия. Руки максимально разогнуты, ноги стремятся полностью разогнуться в коленях, спина поднимается вверх. Но вот штанга вверху, руки вытянуты вертикально вверх, ноги полностью разогнуты, спина выпрямлена.

Анализ проводится по схеме, главное - направление сил, которое воздействует на нас, и направление контрсил, которые создали мы сами и которыми противодействуем внешним усилиям. Наша цель - создать иллюзию инертности, тяжести, подъемной силы, обобщая соответствия с жизненным опытом, утрируя его, делая ярче. Приблизительно можно проанализировать и проиграть: перетягивание воображаемого каната; воздушные шары, утягивающие вверх; двигать воображаемый тяжелый предмет.

Воображаемая среда - этот раздел своеобразен: это может быть вода, воздух, сыпучий песок, высокая трава, болото, космический вакуум. Это нечто иное, как совокупность действующих на нас сил. Примерные сюжеты для этюдов:

- Вы - геологи в бескрайней пустыне. Ноги вязнут в песке. И вдруг песчаная буря. Бьет в глаза песок и т.д.

- Вы - первооткрыватели планеты, где притяжение намного меньше или больше земного, Отсюда, соответственно, движения.

- Зима. Большие сугробы по колено. Вы продвигаетесь вперед очень медленно.

- Идем, балансирую, на скользком льду и т.д.

Воображаемый партнер или публичное одиночество. Этюды на эту тему расширяют гамму чувств ребенка, утонченность его эмоционального мира, расширяют способы восприятия мира. Ученые доказали, что, чем многогранней чувства исполнителя, тем пластичнее не только голос и движения, но и психики ребенка, тем комфортнее и увереннее явствует он себя на сцене и в жизни. В этих этюдах требуется усиление мотивации. На первых этапах, чтобы растормошить эмоциональную, ассоциативную память, требуется определенный настрой. Можно прослушать соответствующую мелодию, побеседовать, какие действия предпринимаются в таком состоянии. Можно предложить нарисовать, например, лес злой, веселый, страшный, грустный и т.д.

Примеры:

1. «Я обиделся»

Ребенок сидит на стульчике. Он поссорился с друзьями, oни зовут его - он отмахивается, они зовут - он отмахивается еще энергичнее. Они зовут - он уходит, не желая идти на контакт.

2. «Ёлочка грустит» Этюд массовый.

«Ёлочка» стоит в комнате, ее только что принесли из любимого леса. Она грустит, голова опушена, опущены и плечи. А дети подходят к ней и развешивают воображаемые игрушки. "Елочка" удивлена красотой игрушек. Ей нравится происходящая с ней метаморфоза. Она счастлива, улыбается.

3. «Кузнечик»

Ребенок гуляет по саду и, вдруг, видит кузнечика. Подкрадывается к нему, протягивает руку, чтобы прикрыть его ладонями, падает, открывает ладошки, а кузнечика нет.

4. «Раздумье»

Ребенок собирает грибы в лесу, набрал полную корзину. Смотрит в одну сторону, с другую, садится в полной задумчивости: в какую сторону идти?

5. «Вкусные конфеты»

В театре, где есть конфеты не прилично, ребенок пытается бесшумно развернуть конфету.

6. «Холодно»

Ребенку дается задание, что он играет роль Машеньки из сказки "Двенадцать месяцев"'. Его отец привез в лес, холодно. Как согреться?

7. «Темнота» Творческий этюд.

Ребенок окончание этюда придумывает сам. Ему предлагается задание, как-будто он передвигается в полной темноте и наталкивается на какой-то предмет, включает свет...

8. «Ожидание»

Ребенок ждёт своего товарища, а он всё не идет (нетерпение).

Вот примерные названия чувств, которые можно проиграть в этюдах:

- нежность; - стыд;

- недоверие; - стеснение;

- ярость: - паника:

- восхищение; - уверенность;

- тревога; - удивление.

Этюды на имитацию пластики поведения животных.

Эти этюды основываются на наблюдении за животными, их повадками, взаимоотношениями. Дети пытаются вжиться в образ, подражая пластике, голосу, мимике, жестам, воображая, что их руки и ноги превратились в лапы и крылья.

Ребенок должен почувствовать себя частичкой окружающего мира, увидеть и пронаблюдать взаимодействия человека и природы. На основе наблюдений привить любовь к братьям меньшим, научить понимать отличие человека от других существ, проигрывай заданные педагогом эподы (или придуманные самим ребенком). Чтобы правильно выполнять этюды, ребенок должен знать ответы на вопросы;

- Что общего у нас с животным миром?

- Как животные общаются между собой?

- Какую роль играют органы чувств у животных (глаза, уши, нос, рот, кожа)?

- Как поведение животных повлияло в процессе эволюции на коммуникативные навыки человека?

Этюды детей должны отражать окружающую их действительность, сопровождаемую эмоционально-положительным состоянием, радуя детей, доставляя им удовольствие, и в то же время, открывать путь к познанию мира. А также в игровой форме закреплять знания детей о диких и домашних животных, о поведении и повадках взрослых и детенышей.

1. «Мышь»

Нюхает (ищет пищу).

Останавливается, осматривается, прислушивается (боится хищников). Грызёт (насыщает себя).

2. «Кошка»

Ходит мягко (нужно к добыче подкрадываться).

Умывается, ест и пьёт язычком (лапками она не может взять)

Шипит на собаку, выгнув спину, прыгает в бок, царапается.

3. «Собака»

Передвигается упруго на лапках.

Отряхивается от воды.

Лает, виляет хвостом, радуется хозяину.

4. «Змея»

Лежит, свернувшись в клубок, руки играют роль головы.

Шипит, замирает, высматривает добычу.

5.«Лошадь»

Ищет сено, фыркает, трясет гривой, скачет.

6. «Корова»

Сердится, роет копытами землю.

Защищается, рога вперед, хочет забодать.

Жует сено, мычит, ходит важно.

(И так можно показать животных: заяц, лиса, медведь, воробей, бабочка, жук, пчела, комар, курица, петушок).

7. «Песня-лесенка»

Цель: Развивать речевой слух, речевую активность, совместно с пластикой, перед каждым подражанием животному. Дать возможность ребенку поиграть, подвигаться в образе.

-Запела девочка песенку, Пела, пела и допела.

-Теперь ты, петушок, пой!

-Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.

-Ты спой, Мурка!

-Мяу-мяу! - спела кошка. -Твоя очередь, уточка!

-Кря-кря-кря! - затянула уточка.

-И ты, лягушка, спой!

-Ква-ква-ква-ак! - проквакала лягушка.

8. «Зайчики и лиса»

Педагог приглашает на сцену зайчиков:

-Выходите, зайки, на лужайку!

Попляшите, зайки, на лужайке!

(Дети играют зайчиков: кто грызет морковку; кто прыгает; роет лапками, ищет пищу; кто барабанит лапками; кто прислушивается).

-Ой, беда! Ой, беда!

К нам лиса идёт сюда!

(«Зайчики» дрожат, подгибают колени, замирают)

- Чтобы лиса не узнала вас, не унюхала, сидите тихо, спрятав лапками мордочки.

(Выходит лиса, идет не спеша, вынюхивает след, виляет хвостом, ищет, не найдя, уходит).

(Дети бегают, прыгают).

9. «Наши гости»

В этюде дети перевоплощаются то в зайчиков, то в медведей, мышей,

котят, петухов и т.д.

- Мы позвали в дом гостей.

Играть вместе всем веселей!

Вы, …, в круг вставайте,

Вместе с нами поиграйте!

(Важно показать характерные отличия зверей)

10. «Лис и мышонок»

- Мышонок, мышонок, от чего у тебя нос грязный?

- Землю копал. (Показывает, как).

- Для чего землю копал?

- Норку делал. (Показывает, как).

- Для чего норку делал?

- От тебя, лис, прятался.

- Мышонок, мышонок, а я тебя подстерегу!

- А у меня в норке - спаленка.

- Кушать захочешь - вылезешь!

- А у меня в норке - кладовочка.

- Мышонок, мышонок, а ведь твою норку разрою!

- А я от тебя - в отнорочек и был таков!

11. «Медведь»

-Ты куда идешь, медведь?

- В город, елку посмотреть.

- А зачем тебе она?

- Новый год встречать пора.

- Где поставишь ты ее?

- В дом возьму к себе, в жилье.

-Что ж не вырубил в лесу?

-Жалко, лучше принесу.

12. «Воробей»

-Воробей, чего ж ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь?

(Воробушек подлетает, пробует клевать, пугается, улетает)

-Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

13. «Цыпленок»

На сцене один цыпленок клюет зернышки, чешет под крылышком

клювом.

-Не хочу один клевать я!

Пусть скорей приходят братья!

Где ж они?

-Под старой липой!

- Как зовут их?

-Цыпа-цыпа!

(Выходят много цыплят и клюют зернышки, чешут клювом крылышки).

14. «Лягушкины покупки»

Встретились две лягушки и беседуют, подпрыгивая, широко открывают рот, ловя мошек на ходу).

- (Откуда ты идешь, лягушка-квакушка? Ква-ква!

- С базара домой, дорогая подружка! Ква-ква!

- А ты что купил? Ква-ква!

Все понемножку купила: ква-пусту, ква-соль и ква-ртошку.

15. «Белкины карманы»

- Белка, где твой склад грибов?

- По карманам у дубов.

- Где домишко твой?

- В сосне.

- А постель?

- Постель на мне!

16. «Козочка»

-Козочка, где горох растёт?

-Не знаю.

-А откуда ж у тебя стручки на рогах?

(Козочка стряхивает стручки, которые у неё на рогах).

17. «Котята»

У кошки Мурки - котята. Она ухаживает за ними. Котята пищат и

балуются.

Котята уснули.

18. «Кошка и ёжик»

Кошка увидела ежика. Ежик фыркал. Кошка подошла ближе,

дотронулась лапкой. Её спрятался, выставив колючки. Кошка уколола

лапку. Стала её стряхивать и фыркать. Мяукает.

19. «Муха»

-Муха в гости собиралась,

Ехать очень далеко! З-з-з-з!

Умывалась, одевалась,

Волновалась, завивалась (трёт лапку о лапку, жужжит)

Перед зеркалом металась,

Зазевалась и упала в молоко!

20. «Лошадка»

- Цок-цок-цок-цок! (жует)

Я лошадка - серый бок!

Я копытцем постучу, (бьет копытцем)

Если хочешь – прокачу! (скачет)

21. «Шмель»

-Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

На лужайке я жужжу!

На лужайке я жужжу!

Над ромашками кружу!

22. «Дятел»

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

Дятел и двери - стук-стук-стук.

-Открывай, жена, крючок!

В клюве вкусный червячок!

23. «Кукушка»

Кукушка кукует:

-Ку-ку! Ку-ку!

Качается тихо в лесу на суку.

24. «Гуси»

Выпал иней на лугу.

Щиплет гусям лапки.

-Гуси, гуси!

-Га-га-га!

-Надевайте тапки!

Надевайте тапки-

Берегите лапки!

(Гуси переваливаются с лапки на лапку, как будто замерзли,

вытягивают шею).

25. «Курочка-хохлатка»

Вышла курочка-хохлатка.

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка: "Ко-ко!

Не ходите далеко!"

26. «Кот Васька»

-Посмотрите, кто у меня в руках?

Педагог изображает, что гладит кота, и точно описывает его внешность,

Характер. Предлагает кому-нибудь из детей сыграть кота Ваську.

Педагог читает: Ребенок изображает:

- Как у нашего кота Кот умывает лапки, шкурку языком.

Шубка очень хороша!

Как у котика усы Кот прислушивается, водит усами,

Удивительной красы! начинает принюхиваться.

Глазки смелые, Затаился, когтями уперся, а торс

Зубки белые! прижал к земле, прыг на

воображаемую мышь.

27. «Заяц»

-Я зверь лесной.

Я заяц не простой.

Я - зайчик попрыгайчик. Прыгает, лапки на груди.

Длинные ушки, Вертит головой.

Короткий хвост. Показывает хвостик.

Про меня говорят, Смотрит в разные стороны,

Будто я трусоват. Боязливо.

Ловкий у меня прыжок, Прыгает.

Тёплый, серенький пушок, Прячет мордочку в лапки.

Красный, быстренький глазок. Выглядывает.

29. «Медведь»

Ребёнок изображает медведя, лежит, спит, поднял голову.

-Я зверь лесной.

Я сплю зимой. Рычит.

В лесу хозяином живу-у-у! Рычит.

Я большой и неуклюжий, Встаёт.

Косолапый и смешной! Идёт.

Я живу в лесу дремучем,

Очень мёд люблю пахучий! Ест лапой мёд.

29. «Лиса»

Ребёнок подражает повадкам лисы.

-Я - хитрая лиса

Леса тёмного краса. Идет, мягко ступая.

По полянке бегу,

Лисий след свой замету Виляет хвостом.

И зайчишку подстерегу. Крадётся.

Я - рыжая плутовка,

Хитрая и ловкая. Бежит.

В сарайчик попаду-

Цыплёнка украду.

30. «Волк»

-Я-серый волк,

Зубами щёлк. Идёт походкой волка.

Я ищу себе еду. Быстро бежит.

Я всегда голодный – у-у-у! Нюхает, воет.

Поскорее побегу,

Может что-нибудь найду!

31. «Гусь»

Руки за спиной, ноги сгибаются в коленях, а шея вытянута.

-Я в любую непогоду

Уважаю очень воду! Пьёт.

Я от грязи берегусь,

Чистоплотный серый гусь!

32. «Тюлень»

Ребёнок изображает руками ласты. Двигаясь только на руках,

приползает к костру лагеря исследователей. Нюхает костёр, чихает и

отползает.

33. «Курочки»

Курочки (руки прижаты к туловищу, подвижны только ноги) гуляют по

двору, и вдруг одна нашла червячка. Раскопала ножкой и позвала всех

посмотреть. Все куры сбежались, а одна взяла и клюнула. Тогда та, что

нашла, ушла обиженная, ворча.

34. «Цыплёнок»

Ребёнок сидит, весь сгруппировавшись, изображая цыплёнка в яйце.

Педагог: Ребёнок:

-Белый дом.

Чудесный дом. Ребёнок шевелится, головой стучит

И что-то застучало в нём. о скорлупу.

Дом разбился, и оттуда Цыплёнок встаёт на ножки и бежит,

Живое выбежало чудо! изучает местность.

Такое тёплое, такое пушистое,

Золотое!

35. «Воробей»

Все дети выразительно читают стихотворение, а один ребёнок

имитирует движение и поведение воробья.

Дети: Воробей:

-Воробей мой, воробьишко, Прыгает, вертит головой.

(рассматривают)

Серый, юркий, словно мышка. Остановился, смотрит на всех,

(интерес) вертя только головой.

Глазки – бисер,

Лапки – врозь,

Лапки – боком,

Глазки – вкось…

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка! Прыгает к ним, клюет зернышки

(просьба) у детей с ладошек.

Так, вот так, ещё чуть- чуть.

(одобрение)

Ветер сыплет снегом, злюка.

(жалеют)

И на лапку, и на грудь.

Ближе, ну, ещё немножко…

(просьба)

Фурк! Удрал! (пугаются) Улетает.

Какой нахал!

Съел все зерна, съел все крошки,

И спасибо не сказал!

36. «Мышки»

Вышли мышки как-то раз Мышки нюхают, быстро

Посмотреть, который час. передвигаются, берут в лапки

Вдруг раздался страшный звон! крошки, грызут.

Убежали мышки вон! Мышки разбегаются.

37. «Собака»

Я с хозяином дружу, Виляет хвостом.

Дом его я сторожу.

А живу я под крылечком, Лает.

Завиваю хвост колечком.

В дом чужого не впущу! Рычит.

Без хозяина грущу.

38. «Лягушка»

-Ква-ква-ква! Прыгают, лапки растопырены,

Я лягушка на дорожке. квакают.

У меня озябли ножки,

Значит мне нужны

Тёплые штаны,

Зелёные, суконные,

В крапинку.

39. «Кошка и собака»

Кошка грелась на солнышке, умывалась. Вдруг выскочил пёс. Лает и отбегает, боится кошку. А кошка шипит и лапкой пытается оцарапать собаку. Собаку зовут. Она убегает, а кошка продолжает умываться.

40. «Лошадки»

Лошадки жуют мирно сено, стряхивая мух. Но тут в сене попалось что-то не вкусное. Лошадки фырчат и чихают.

41. «Петух и курочки»

Петух важно гуляет по двору, бородка поднята, руки за спиной. Выносят еду. Курочки первые прибежали. Петух их отогнал и медленно начинает клевать зерна. Куры возмущенно кудахчут, но петух их периодически отгоняет.

42. «Обезьянки»

Две обезьянки сидят в клетке, в зоопарке. Дети выполняют различные

движения, а обезьянки повторяют за ними.

Этюды с элементами факта, конфликта, диалоги общения.

Первые - этюды на тему «Молча вдвоем», этюды-разведки, этюд - анализ партнера, этюд приспособления. Логика человеческого поведения определяется, прежде всего, непрерывным рядом пристроек, ориентировки в окружающей среде, опенки её реакций на раздражители.

В этюдном задании «Молча вдвоем» впервые разрешается полноценно общаться с партнером. Вели с предшествующих этюдах ребенок занимался собой, своим внутренним миром, то теперь предмет его предельного внимания - партнер. Суметь пристроиться к партнеру, помять логику его поступков, без слов, только путем внутренних и внешних пристроек. Вот приблизительные этюды;

1.«Пляж»

Мальчик бросает в воду камни. Подходит второй. Сначала наблюдает. Затем он присоединяется к бросающему. Возникает соревнование. Оно становится все острей.

2. «Театр» (этюд массовый)

Ставится рад стульев, дети занимают места, как в театре. Опоздавший пробирается через всех, всем видом извиняясь. Все остальные реагируют на него по-разному.

3. «Двое на лавочке»

Девочка читает книгу. Выходит мальчик. Он играет с машинкой. Ему хочется заглянуть в книгу девочки, он обходит девочку и со спины заглядывает в книгу. Что она читает? Девочка закрывает книгу, сердито смотрит. Мальчик уходит.

4. «У врача-стоматолога»

Два исполнителя. Врач предлагает пациенту сесть в кресло, осматривает рот, качает головой, отходит. Пациент убегает от страха.

5. «Жадина»

Две девочки играют в мяч во дворе. Приходит третья девочка, садится на лавочку и уплетает конфеты. Видно по выражению лица, что вкусные. Девочки перестают играть и смотрят во все глаза, как жадина уплетает конфеты. Дальнейшие действия дети придумывают сами.

6. «В автобусе»

Мама с дочкой едут в автобусе. Дочка сидит, а мама стоит рядом с ней. Заходит бабушка. Действия девочки…(уступает место; едет, не замечая бабушку; едет, смотрит на бабушку и думает: «Я ведь маленькая!»)

7. «Девочка забыла сумку»

На лавочке сидит девочка. Мальчик играет рядом. Девочка встаёт и уходит, забыв сумку. Действия мальчика…(берёт сумку и бежит догонять; берёт сумку и смотрит, что там; не интересуется сумкой).

8. «Любопытный»

По улице идёт человек с сумкой, что-то в сумке большое. А мальчик бежал за ним, заглядывал в сумку. Человек поставил сумку на стол, чтобы достать платок из кармана. Мальчик заглянул внутрь, а там лежала обыкновенная ракета. Мальчик махнул рукой. Творческое задание: а как по-другому узнать, что в сумке?

9. «Никого дома»

Сидит ребёнок на лавочке, дома никого нет. Рядом играют дети. Полил дождь, дети убежали, а ребёнок сидит один. Творческое задание: как бы вы поступили? (вынести зонтик, пригласить к себе или ещё как-нибудь).

Интересный факт может быть взят из опыта детей, наблюдений, из вычитанного, услышанного, увиденного, а может быть предложен педагогом. Этот интересный факт ребёнок должен сделать своим, особенным и увлекательным.

Учёные доказали, что чем многообразней чувства исполнителя или его оттенки, тем пластичнее не только его движения, но и голос. Нельзя увлекаться только простыми чувствами, надо развивать и накапливать в наблюдениях и в личных переживаниях ребёнка оттенки чувств.

1.«Новенький»

Воспитатель представляет нового ребёнка: «Дети, у нас в группе новенький – Саша. Познакомьтесь». Дети реагируют по-разному, но каждый должен подойти и познакомиться. Если появится желание, то что-то предложить. (Ребёнок, исполняющий роль новенького, импровизирует).

2. «Отменили…» Массовый этюд.

Дети одеваются в цирк, построились, а тут заходит педагог и сообщает, что заболел клоун, представление отменяется. (Реакция детей).

3. «Обновка»

Мама купила Тане новые сапоги. Она примеряет, кружится перед зеркалом, собралась идти в них гулять. Мама: Ты куда в жару, в сапогах? Подожди дождя? Девочка медленно снимает сапоги, настроение у нее сменилось.

4."Погода размокропогодилась"

- Мама, я - гулять! - говорит мальчик.

- Постой! На улице дождь, промочишь ноги, заболеешь. Посиди дома.

- Ну вот! Погода размокропогодилось! - грустный идет к окну.

5.«Спички»

Два мальчика играли со спичками, пробовали поджечь палочку. Вдруг спичка упала на ковер, он загорелся. Их действия... (дети придумывают сами, педагог корректирует).

6.«Никого дома»

Ребенок вернулся с прогулки, а дома никого нет, дверь закрыта, никто не открывает. Действия… (заснули - громко стучит, у соседей, а может что-нибудь случилось? - ожидание).

7. «Так тебе и надо!»

Мальчики играли, устали. Один садится на лавочку и пачкается в краске. Второй тоже хочет сесть. Действия первого…

8. «Фея»

Педагог: Я - фея. А вот моя волшебная палочка. Стоит мне дотронуться до человека, как он превращается в кого я захочу. Вот сейчас вы – оловянные солдатики. (Музыка. Солдатики маршируют.) А ты превратился в злого карлика. Карлик достает из кармана порошок и посыпает солдат. Они становятся злыми, кричат, толкаются, топают ногами. Фея стала дотрагиваться палочкой до солдатиков, и те становятся добрыми и вежливыми, начинают извиняться за свое поведение.

9. «Два пирожных»

Мама принесла своему любимому сыну два пирожных.

- Это тебе.

- Мама, одно я съем сейчас, а одно - вечером.

Мама покачала головой и ушла грустная.

Как по-другому можно проиграть этюд, чтобы мама была счастлива?

10.«Зимние забавы»

Мороз, зима, мы все играем в снежки.

- Ба-бо-бу! - кидают снежки.

- Ух-ух-ух! - катаемся с горки.

- С-с-с-с-с! - на лыжах.

Замерзли и собрались домой, а Таня...

- Я не хочу!

Детям дается задание уговорить Таню идти домой: «Мы все мокрые!» или «Мама будет волноваться!» и т.д.

11. «Ничего не слышу!»

Девочка глухонемая, сидит на лавочке. Подходит мальчик.

- Какой номер вашего дома?

Вы слышите?

Какой номер дома?

Странная! (уходит)

Девочка молчит, потому что вредная.

Мальчик подходит.

- Какой номер вашего дома?

Какой номер?

Противная! (уходит).

12. «Поделись радостью»

Ребёнок бежит вприпрыжку с огромным букетом цветов. Нюхает, задумывается, кружится от счастья. Вот подошел грустный ребенок. Счастливый присматривается к нему и отдает букет. Грустный:

- За что?

-Просто так!

Грустный засмеялся, понюхал, закружился.

13. «Я заболел»

Один из детей изображает больного. К нему по очереди приходят друзья. Посещение больного должно поднять его настроение, поддержать его.

Этюдная работа - дело живое и творческое. Жизнь меняется, меняются люди и проблемы. Педагог должен изучать, чувствовать, понимать эти изменения: видеть проблемы, тенденции и ростки улучшения в личности ребенка. Весь материал или педагогический опыт, которым мы поделились, может видоизменяться и дополняться в плане практического материала. В основах и порядке вхождения в материал желательно придерживаться той схемы, которая дана в нашей программе.

Выбор тем этюдов может быть таким, какие темы интересны и близки детям. Приблизительные темы, которые могут стимулировать фантазию педагога:

1) Этюд по пословицам и поговоркам.

2) Этюд, в который вошла бы загадки.

3) Этюд по заданному звуку.

4) Этюд с одним из предложенных предметов.

5) Этюд, в который включена телеграмма.

6) Этюды с названием «Спасение», «Открытие», «Знакомство», «Пропажа», «Праздник», «Проблема», «Курьез».

7) Этюд «Встреча у врача».

8) Этюд «Непослушание».

9) Этюд «На даче, на природе».

10) Этюд «Домашняя работа».

11) Этюд «Моя комната».

12) Этюд «Профессии».

13) Этюд «Люблю и ненавижу».

14) Этюд «Всё, что вокруг нас».

15) Этюды на сюжеты басен


  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика