Использование графомоторных упражнений в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Гульнара Рамисовна Халитова,
учитель-логопед первой квалификационной категории,
Наталья Викторовна Мартынова,
воспитатель высшей квалификационной категории
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №144 комбинированного вида»
Приволжского района, г.Казань.


Аннотация. Для подготовки старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) к школьному обучению, а именно с целью качественной подготовки к освоению навыка письма в дошкольных образовательных учреждениях необходимо проводить специальную работу по развитию графомоторных навыков. Учитывая речевые возможности детей с ТНР, их специфику познавательной деятельности, было разработано практическое пособие «Волшебный карандашик», направленное на развитие графомоторных навыков у детей с ТНР старшего дошкольного возраста. В данной статье раскрываются особенности графомоторных навыков дошкольников с ТНР, направления работы по их развитию с помощью специально разработанного пособия «Волшебный карандашик».

Ключевые слова: графомоторные навыки, дошкольники с ТНР, нарушение письма, трудности обучения, графомоторные упражнения, зрительно-моторная координация

В настоящее время развитие графомоторных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) приобретает первостепенное значение. Современные школы предъявляют различные требования к поступающим в 1 класс детям, и, к сожалению, их готовность к обучению не всегда им соответствует. Особенно это касается детей, имеющих нарушения речи.

Исследования О.И. Крупенчук, Е.А. Логиновой, Е.В. Горбатовой показывают, что помимо речевых недостатков у детей с ТНР наблюдаются особенности развития графомоторных навыков: неправильное удержание ручки, нечеткость линий, неумение ориентироваться на листе бумаги, приводящие к различным макро- и микро-написаниям, и рисункам, сильному нажиму на карандаш и пр. [3, с.3].

Исследования З.Н. Ажермачевой показали, что дошкольникам с ТНР характерно:

- низкий уровень развития мелкой моторики,

- трудности зрительно-моторной координации,

- нарушение переключения с одних движений на другие,

- недостатки пространственных отношений,

- преобладание правой руки, как ведущей,

- недостаточное развитие слухомоторной координации,

- неточности при выполнении графических заданий, при рисовании,

- нарушение зрительно-пространственного гнозиса и зрительного восприятия [1, с.389].

Помимо этих особенностей дети с ТНР быстро устают выполнять графические задания, теряют рабочую строку, путают понятия «право-лево», а также у них наблюдается снижение работоспособности [7, с.34]. Всё это связано с несформированностью навыков зрительно-двигательной координации, снижением зрительной памяти, аналитического восприятия и произвольного внимания, слабостью пальцевой моторики. Эти недостатки отрицательно сказываются на усвоении программы первого класса [8, с.115].

И с целью предотвращения данных недостатков в своей работе мы, учитель-логопед и воспитатель логопедической группы, используем систему графомоторных упражнений, которые вошли в практическое пособие «Волшебный карандашик». Целью данного пособия является развитие графомоторных навыков, которые необходимы для овладения письмом.

В работе с детьми с ТНР используется пальчиковая гимнастика, дидактические игры и упражнения, графические диктанты и задания. Графомоторные упражнения представляют собой графические упражнения, в которых задействована система «глаз-рука»: дошкольники выполняют повторение узора, обводят по точкам, выполняют штриховку.

В пособии «Волшебный карандашик» подобраны и разработаны карточки с заданиями, которые предъявляются детям в игровой форме. Пособие представляет собой комплекс карточек-заданий и игр по 30 лексическим темам: на каждую тему по 3 карточки: пальчиковая игра, задание на штриховку/обведение по контуру, упражнение для одновременного выполнения двумя руками. Занятия по данным карточкам проводятся в рамках логопедических занятий по 15 минут 3 раза в неделю, а также в свободной деятельности с воспитателем или дома с родителями. Используемые графомоторные упражнения направлены не только на развитие графомоторных навыков, они также тренируют выдержку, усидчивость детей с ТНР, развивают зрительное восприятие, концентрацию внимания, память, пространственную ориентировку, зрительную координацию, снижают двигательную расторможенность.

Учитывая специфику детей с ТНР, сначала используются более простые упражнения, затем более сложные. А также в работе с дошкольниками с ТНР учитываются такие принципы, как последовательность и систематичность при подаче материала, постепенное увеличение объема материала, соблюдение интересов детей, поддержание положительного эмоционального фона, индивидуальный подход.

Дидактический материал пособия «Волшебный карандашик», подобранный в соответствии с лексической темой, позволяет повышать уровень развития словарного запаса дошкольников. Например, для закрепления лексической темы «Овощи» и отработки графомоторных навыков предлагаются такие карточки:

Первая карточка – пальчиковая игра «Зеленая капуста», вторая карточка – задание на выполнение штриховки овощей, третья карточки – графомоторное упражнение на межполушарное взаимодействие «Обведи двумя руками тыковки». Каждая карточка выполнена из качественного материала – с ярко прорисованными рисунками, заламинированная, чтобы можно было использовать многократно. Перед выполнением заданий на карточках учитель-логопед (воспитатель) проводит беседу с дошкольниками с ТНР, поясняет выполнение того или иного графомоторного упражнения.

Приведем примеры некоторых графомоторных упражнений, используемых в работе с детьми с ТНР в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ):

«Обведи по контуру»

Цель: развитие графомоторных навыков.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть игрушки на картинках и обвести их по контуру (по черной линии) фломастером.

«Овощи»

Цель: развитие графомоторных навыков, мелкой моторики.

Ход игры: детям предлагается карточка с овощами, которые необходимо заштриховать по образцу.

«Звездочки»

Цель: развитие графомоторных навыков, межполушарного взаимодействия.

Ход игры: детям предлагается взять два фломастера разного цвета и помочь Медведю и Зайцу обвести звездочки по пунктирным линиям двумя руками одновременно.

Таким образом, благодаря графомоторным упражнениям развиваются не только одноименные навыки, но и зрительная координация, межполушарное взаимодействие, память, внимание, снижается двигательная расторможенность, тренируется выдержка и усидчивость детей.

Список использованных источников:

1. Ажермачева З.Н. Развитие зрительно-моторной координации как главный фактор готовности ребёнка к школе / З. Н. Ажермачева, О. О. Волкова // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 389-390.

2. Бурачевская О. В. Пространственные функции как базовые составляющие психического развития / О. В. Бурачевская // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 18-21.

3. Горбатова Е.В. Готовим руку к письму (учебно-методический комплекс) М.: Белый ветер, 2015, 123с.

4. Давыдова О.А. Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления / О.А. Давыдова. – М.: Школьная Книга, 2017. – 118с.

5. Дудьев В.П. Психомоторика и ее мозговая организация: норма и патология: учебное пособие / В. П. Дудьев. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2016. – 160 с.

6. Зуева Н.В. Развитие зрительно-моторной пространственной координации движений у детей с ОНР 5-6 лет посредством игр и упражнений / Н.В. Зуева // Аллея науки. – 2020. - №4 (43). – Т.2. – С.631-635

7. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. СПб: Издательский дом “Литера”, 2016. – 88с.

8. Логинова Е.А. Коррекция дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития: Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психоло-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2013. – 336с.


  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика