Нейродинамические упражнения как средство развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Демешкевич Елена Николаевна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад №200 комбинированного вида»
Московского района города Казани


В последние годы наблюдается увеличение количества детей с отклонениями в развитии когнитивных и эмоционально-волевых процессов. Прохождение ребенка по родовым путям, грудное вскармливание, период ползания у младенца, его первые шаги – каждый из этих естественных этапов запускает механизм активного развития очередного участка мозга. Если происходят нарушения на том или ином этапе, то можно наблюдать зачастую изменения и в формировании мозговых функций. В последнее время такие случаи стали массовыми. Стимуляции родов, кесарево сечение, искусственное вскармливание, неправильный образ жизни матери, перенесенные заболевания в период беременности – каждое из подобных ситуаций может отразиться на развитии мозга ребенка [7].

Отсюда можно сделать вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.

Для решения этих проблем необходима комплексная коррекционная работа. Одной из составляющей данной работы может стать включение таких инновационных технологий как нейрогимнастика и нейродинамические упражнения. Возникновению такой методики как нейрогимнастика послужило изучение формирования мозговой организации психических процессов. Ученые, занимавшиеся данной проблемой, пришли к выводу, что образование нервных связей между структурами мозга непосредственно обеспечивает развитие интеллекта, т.е. обеспечивает межполушарное взаимодействие.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно-целостную рабочую систему. Основные различия в работе полушарий головного мозга человека впервые обнаружил американский ученый, лауреат Нобелевской премии Р.Сперри. Он показал, что левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое – решает творческие задачи. Взаимосвязанная работа обоих полушарий влияет не только на успеваемость ребенка в школьный период, но и на благополучное формирование психики детей в целом. При недостаточном взаимодействии работы обоих полушарий часто наблюдаются трудности ребенка в овладении письмом, чтением, двигательная расторможенность (гиперактивность), невнимательность, эмоциональная неустойчивость, моторная неловкость [7].

Формирование мозга начинается еще в перинатальный период, а затем продолжается в младенческом, детском и подростковом возрасте. Структуры мозга развиваются неравномерно, участками, но именно в дошкольном возрасте проходит интенсивное становление этих структур через двигательную активность, через развитие координации движений, общей и мелкой моторики. Лучший возраст для развития межполушарных связей - 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Чтобы сделать мозг пластичным и готовым к усвоению и переработке материала, необходимо его тренировать [2].

Нейрогимнастика представляет комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. Это растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные, кинезиологические упражнения, коррекционные движения тела и пальцев, и т.д. Заниматься лучше каждый день, без принуждения, в игровой форме. Продолжительность гимнастики для детей 4-5 лет не более 5-7 минут. В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задания, например, ускорить темп выполнения. Желательно комбинировать упражнения, менять местами, чтобы сохранялся интерес. Вполне достаточно 5-6 качественно выполненных упражнений за одну тренировку [3].

Нейродинамические упражнения направлены на стимуляцию мозжечка и смежных с ним областей мозга, а также развитие межполушарных связей. Выполняя нейродинамические упражнения, мозг постоянно вынужден интегрировать двигательные и сенсорные функции, а также функции моторного планирования, что улучшает результаты коррекционной работы [1].

Такие упражнения могут включать в себя задания на развитие чувства равновесия (как с использованием оборудования, так и без оборудования), задания на выполнение ритмичных движений в определенном темпе.

Упражнения статического и динамического характера направлены на удержание равновесия в различных позициях (например, статическое упражнение «цапля», «солдатик», «ласточка»; динамическое упражнение в парах «качели», подбрасывание и ловля предметов в определенном ритме, прыжки из обруча в обруч с изменением направления).

Упражнения с использованием оборудования включают в себя упражнения на фитболах, балансировочных досках, кочках, скамейках. Удержание равновесия на фитболах в комплексе с речевыми заданиями и заданиями на развитие слухового внимания и ритма, активизируют вестибулярную систему и межполушарные взаимодействия.

Упражнения под звуки метронома – отличный способ активизировать работу мозжечка. Ребенок слышит ритмичные удары и пытается синхронизировать с ними свои движения: хлопает, топает, стучит деревянными палочками, подбрасывает мячик, ловит его, перекидывает кинезиологические мешочки.

Незаменимый тренажер – это нейроскакалка. Для движения на ней нужна разнонаправленная работа ног. К прыжкам можно добавить ритмичную музыку или звуки метронома, речевые задания. При такой деятельности включается работа обоих полушарий.

Способствует развитию межполушарных связей такая динамическая игра как «Ладони – стопы», «Ритмичное перекрестное перекладывание мячиков в парах», «Жонглирование». Упражнения развивают внимательность, координацию движений.

Включение нейродинамических упражнений в канву коррекционной работы способствуют улучшению эмоционального уровня, превращают занятия в интересную и увлекательную игру и являются незаменимым компонентом в развитии межполушарных взаимосвязей и формировании мозговых функций. Ребенку необходимо много двигаться и активно играть. Через движения и игру он получает информацию об окружающем его пространстве, о положении своего тела в нем и о своих возможностях. Происходит активное развитие трех важнейших систем: вестибулярной, тактильной и мышечно-суставной [4].

Результаты сравнительного анализа динамики развития межполушарного взаимодействия у детей до использования в работе нейрогимнастики и нейродинамических упражнений и после показывают, что ежедневные упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Внедрение педагогами в дошкольных учреждениях в работу с детьми нейродинамических упражнений, элементов нейрогимнастики необходимо и неоценимо и является частью здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие [9].

Список литературы

1. Акатова, Э. В. Нейродинамические упражнения в работе с детьми, имеющими ОВЗ / Э. В. Акатова, Н. Г. Кан, С. Н. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 320-323. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82192/ (дата обращения: 18.10.2022).

2. Гриневская Н. Развитие межполушарных связей или нейрогимнастика. https://www.maam.ru/detskijsad/Сполдинг Дж. Обучение через движение- М., 1992г.

3. Жукова Ю. . Нейрогимнастика как средство развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста. Дошкольное образование. Идеи, Методичка. https://ng-press.by/2022/01/13.

4. Куракина О.А. Игры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников с общим нарушением речи. Школьный портал Республики Мордовия.

5. Кувшинова И.А., Новожилова Д.А., Чернобровкин В.А. Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутического спектра.// Научно-педагогическое обозрение. Выпуск №2, 2022; стр.179-187

6. Лопухина К.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение – СПб., 1997г.

7. Межполушарное взаимодействие: Хрестоматия. Под редакцией Семенович А.В., Ковязиной М.С. - Генезис Москва, 2009. - 400 с.

8. Чистякова М.И. Психогимнастика – М., 1995г.

9. В.Г. Яковлев, Гриневский А.Н. Игры для детей – М.,1992г.

10. Источник: http://io.nios.ru/articles2/100/10/razvitie-mezhpolusharnogo-vzaimodeystviya-u-doshkolnikov


  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика