Значимость эстетического воспитания на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях

Марданова Айгюль Абдельганиевна,
заведующий МБДОУ «Детский сад №24 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» г.Казань
Хасанова Ильсияр Рашидовна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №24 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» г.Казань
Хайруллина К.Р.,
студентка 4 курса ИФМК ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,
педагог дополнительного образования МБДОУ «Детский сад №24 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» г.Казань


Аннотация:

В статье рассмотрен вопрос значимости и развития эстетического воспитания на занятиях в рамках получения дошкольного образования. Раскрыто влияние кружков и других дополнительных мероприятий на развитие ребенка, а также на его взгляды на мир.

Abstract

The article considers the issue of the importance and development of aesthetic education in the lessons of preschool education. The influence of clubs and other additional activities on the development of the child, as well as on his view of the world, is revealed.

Ключевые слова: воспитатель, педагог, дошкольник, эстетическое воспитание, искусство.

Keywords: educator, teacher, preschool child, aesthetic education, art.

Российский и советский педагог-живописец Б. М. Неменский в своих научных трудах высказывается о том, что в наше время все будущие исследователи, популяризаторы науки и в общем-то творцы прекрасного находятся - на данный момент в образовательных учреждениях. А первой ступенью получения образования является детский сад. Разумеется, в виду своего юного возраста дошкольники отличаются наивностью, чрезмерной искренностью, а также доверчивостью и другими присущими детям качествам. Это те самые качества, которые редко можно встретить во взрослом человеке. Наши дети являются достаточно привязанными к взрослым – копируют их поведение, повадки и даже в какой-то мере интересы. В этой связи, важно показывать действительно хороший пример, так как будущее людей, которые будут составлять общество через 20 и более лет, находится в большой степени и в руках воспитателей – невозможно создавать что-то действительно прекрасное, если внутри даже маленькой личности нет прекрасных идей о том, как построить чудесное будущее [2].

Детский сад принимает непосредственное участие в действительном восприятии мира и общества, вкладывая ценные знания о том, как этот мир улучшить – что будет лучшим решением для каждого, что будет восприниматься как прекрасное, чудесное и искреннее, а чего нужно будет избегать и предпринимать попытки устранять.

На занятиях дети проникают в атмосферу искусства: дошкольники рисуют, поют, читают стихи, танцуют. Ключевым моментом в формировании взглядов на все вышеприведенное является художественное восприятие каждой отдельной личности, а именно – эстетические взгляды каждого ребенка: они должны быть широкими, индивидуальными и отличаться критичностью, целостностью и действительностью. В случае, если у человека не сформировано данное восприятие, то невозможно точно установить, что мировоззрение отдельного специалиста является сформированным и целостным – иначе всесторонне качественно воспринимать художественные аспекты мира является достаточно проблематичным [2].

Эстетическое воспитание дошкольников способствует развитию любознательности, а также повышает уровень памяти, тем самым позволяя ребенку побудить определенный интерес к искусству на протяжении всей жизни. Таким образом, можно выделить актуальность данной статьи, которая заключается в постоянной модернизации общества, которое в свою очередь вносит большой вклад в эстетическое воспитание детей.

В первую очередь эстетическое воспитание в детском саду направлено на то, чтобы каждый отдельный человек имел возможность замечать и исследовать все прекрасное и интересное, что его окружает. Каждый окружающий дошкольника предмет и задача может быть направлена на поиск эстетически прекрасного и интересного. Сюда конечно же входит и занятия по рисованию, дополнительные кружки, экскурсии, а также прочие аспекты общественной жизни ребенка. Также сюда относят танцевальное направление, театр и многие другие. Действительно, можно сделать вывод о том, что если в младшем дошкольном возрасте приобщать детей к эстетически прекрасному, то можно воспитать образованную, всесторонне развитую, индивидуальную личность с творческим взглядом на мир.

В учебном пособии Лихачева Б.Т. «Теория эстетического воспитания школьников» выделяются две основные укрупненные задачи эстетического воспитания школьников начальных классов:

1. Задачи, которые способны вызывать формирование эстетического отношения ко всему окружающему детей миру. Сюда относят подзадачи, направленные на то, чтобы замечать и испытывать потребность в познании прекрасного – внимательно наблюдать за природными явлениями, изучать и замечать прекрасное в объектах искусства (картины, музыкальные произведения, скульптуры и т.д.), а самое главное – осознавать все прекрасное и желание испытывать чувство прекрасного;

2. Задачи, которые должны способствовать развитию художественных навыков у школьников. Сюда можно отнести различные виды лепки (пластилин, гончарное дело), работу с бумагой (оригами, квиллинг, аппликация), различного рода танцам (бальным, танго, фигурному катанию), речевое искусство (художественное чтение стихов, академическое пение, басни) [1].

Однако эти задачи поначалу уже стоят и перед воспитателем в дошкольных образовательных учреждениях, которые исполняют их в процессе занятий с дошкольниками, например, при подготовке к школе. Ключевой особенностью эстетического воспитания является взаимосвязанное общение с педагогом. Посредством общения он раскрывает чувство к прекрасному, осмысливать художественную деятельность, и, самое главное - правильно воспринимать творчество и осознавать возможность творить самостоятельно. Стоит отметить, что информация характеризуется целостностью, поэтому важно, чтобы ребенок полностью осмысливал происходящую коммуникацию с эстетикой. Таким образом, является необходимым, например, полное изучение построения фигуры из пластилина. Если же воспитанник рисует картину или рисунок, то важно обязательно ее закончить. В первую очередь, для того, чтобы воспринимать ситуацию более детально и глубоко, самостоятельно анализировать и синтезировать информацию, превращая их в полезные умения.

Важно, чтобы ребенок набрался опыта в художественном эстетическом воспитании, прочувствовал стихи «через себя». Разумеется, для этого требуется заниматься с педагогом, который объяснит переживания героев, их эмоциональное состояние. Если же ребенок делает оригами из бумаги, то принципиально важно, чтобы он самостоятельно прочувствовал каждый сгиб, казалось бы, такой сложной, но интересной техники исполнения. Таким образом, можно в данном случае говорить о «прямолинейности» обучения эстетическому воспитанию – у детей появляется определенная «база знаний», благодаря которой в дальнейшем они сами смогут творить прекрасное.При длительном обучении эстетическому воспитанию, деятельность воспитателем уходит на второй план – он становится скорее помощником, который помогает ему направиться на нужный путь и осознать, а также полностью прочувствовать то, что он сделал, иногда помогая при возникновении трудностей.

В настоящее время эстетическое воспитание дошкольников реализуется через самые различные педагогические инструменты и методики: рассказы о различных видах искусства, викторины, творческие беседы, литературные вечера, метод иллюстраций и многие другие рабочие технологии. Воспитателю при этом важно подходить к каждому ребенку индивидуально, искать подходящие под каждую личность инструменты.

Еще одним действенным инструментом эстетического воспитания детей дошкольного возраста являются разговоры на популярные темы применительно к искусству. Занятия на темы «Красота вокруг нас», «Что для вас искусство?» и «Прекрасное в каждом дне» поможет воспитателю получить от детей мнение о приведенном выше, а также расширить свой кругозор по данной тематике мнением других детей. Стоит учитывать, что воспитатель имеет возможность комбинировать занятие, например, с демонстрацией копией картин, фигурок оригами, прослушиванием музыкальных произведений, просмотром гербариев.

В искусстве имеются и определенного типа упражнения, направленные на изучение определенного аспекта красоты – лепке из пластилина, пении, игре на барабанах и многое другое.

В научных трудах талантливого педагога Шацкой В.Н. [3] приводится таблица, демонстрирующая условия и средства эстетического воспитания, представлена на рисунке 1.

Рисунок 1

Условия и средства эстетического воспитания

Также большое значение имеют для искусства и встречи с творческими людьми, показ видеороликов и др. Часто встречающийся среди дошкольников вариант познания искусства является кружок, причем направленность его может быть разной – музыкальной, танцевальной, игра с подделками из разных материалов. Именно по таким направлениям функционируют кружки и на базе нашего МБДОУ «Детского сада №24» Вахитовского района г. Казани

Одним из важных навыков в искусстве является то, что воспитанники развивают в себе понимание того или иного вида искусства. И через искусство ребенок получает ценную возможность проявить себя, показать свои способности и даже получить признание. Искусство является невероятно многогранным, его можно познавать всю жизнь, тем самым воспитывая в себе идеалы, вкусы и чувства.

Список литературы:

1. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 2015. – С. 176

2. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить [Текст]: книга для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский. - Москва : Просвещение, 2012. - 240 с., [16] л. ил.: ил., табл.; 27 см.; ISBN 978-5-09-023261-6 (в пер.)

3. Шацкая В.Н. «Общие вопросы эстетического воспитания». – М.: Советская педагогика, - 2016. – С. 168


  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика