Проектные технологии в организации физического воспитания дошкольников

Колпакова Анна Ивановна,
инструктор по физической культуре
МАДОУ «Детский сад №240 комбинированного вида»
Московского района города Казани


Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема эффективной организации физического воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации. Анализируется потенциал и возможности применения проектных технологий с обозначенной целью, приводятся примеры применения данных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: физическое воспитание, дети дошкольного возраста, проектные технологии, дошкольная образовательная организация.

В настоящее время проблема эффективной организации физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях образовательной организации представляется особенно актуальной.

В теоретическом плане актуальность данной проблемы связана с необходимостью изучения особенностей физического развития современных дошкольников в условиях доминирования двух противоположных тенденций в подходах к его организации в условиях семьи: гиподинамии, обусловленной активным использованием гаджетов, и хаотичным посещением спортивных секций детьми (без учета интересов и возрастных возможностей детей, с полным игнорированием принципа чередования труда и отдыха).

В методическом плане актуальность данной проблемы детерминирована противоречием между обилием методической литературы, подходов и методик, новых технологий, активно интегрируемых детскими садами в систему работы с детьми? и низкой методической компетентностью педагогов в области организации физического воспитания дошкольников.

В практической плане для педагогов остро стоит вопрос поиска эффективных технологий, позволяющих объединить задачи физического воспитания детей в целостную систему, чтобы обеспечить соответствие требованиям ФГОС ДО, ведущему виду деятельности детей и обеспечить взаимодействие с родителями.

Таким образом, имеет место серьезное противоречие между необходимостью организации эффективной системы физического воспитания дошкольников в ДОО и недостаточной методической компетентностью педагогов в области ее организации и подборе технологий, обеспечивающих достижение поставленной цели.

В рамках данной статьи предпринята попытка разрешения указанного противоречия посредством анализа потенциала и возможностей применения проектных технологий с обозначенной целью.

Итак, в первую очередь, необходимо уточнить ключевые понятия. В соответствии с определением Н.Е.Вераксы и А.Н.Вераксы, под проектированием необходимо понимать «комплексную деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни». В свою очередь, «проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей» [1].

В качестве цели применения технологии проектной деятельности учеными выделяется «развитие свободной творческой личности ребенка» [1]. При этом совокупность задач, решаемых посредством ее применения, включает [1]:

- создание условий для реализации разных проектов, которые отражают решение той или иной проблемы;

- обучение разным способам находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности;

- формирование самостоятельной, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста;

- создание условий для повышения самооценки ребенка;

- создание эмоционально благоприятной психологической обстановки, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности;

- оказание помощи детям в раскрепощении, формировании чувства уверенности в себе, а, следовательно, более прочном усвоении материала любой сложности;

- организация подготовки дошкольников к важнейшим социальным ролям, которые дети смогут «примерить» на себя на занятиях, дать возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях;

- развитие у дошкольников способности к активной сознательной мыслительной работе [1].

Е.В.Комкина в своих исследованиях указывает на высокую эффективность применения проектных технологий в организации физического воспитания дошкольников [2]. При этом ученым отмечается, что их применение открывает широкие возможности для педагога в области организации работы с родителями. При этом ученым описывается авторский проект «Мы выбираем спорт!». Данный проект носит физкультурно-оздоровительную направленность и предполагает активное взаимодействие с социальными структурами города и родителями воспитанников. В частности, ключевыми мероприятиями с родителями в рамках данного проекта являются спортивные конкурсы «Спортивная логика», целью которых является повышение интереса родителей воспитанников к участию в совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях, закреплять знания детей и взрослых о разных видах спорта; и семейные занятия, ключевая идея которых реализация спортивных интересов и потребностей детей в двигательной активности через сотрудничество с родителями. Структура семейных занятий включает вводную часть, основную часть – общеразвивающие упражнения под видеоразминку (парная – один взрослый, один ребенок) и основные виды движения по выбору педагога, при этом содержание занятия разрабатывается совместно с детьми: дети загадывают желания, выражают свои интересы, а затем в триединстве с родителями и педагогом воплощают их. Тематические праздники и развлечения, в которых родители не являются зрителями, а непосредственно участвуют в данном мероприятии, являются еще одним обязательным компонентом тематического планирования данного проекта [2].

Данный педагогический опыт вдохновил автора статьи на разработку собственного педагогического проекта, направленного на организацию физического воспитания детей и оздоровительной работы с ними в условиях ДОО – «Здоровье. Движение. Жизнь».

Цель проекта: создание во взаимодействии с родителями психолого-педагогических условий для организации физического воспитания детей дошкольного возраста, формирование у них базовых здоровьесберегающих компетенций, мотивации к активному образу жизни.

Задачи проекта:

1) ознакомление детей с основами здорового и активного образа жизни, ролью физической активности и физических качеств в жизнедеятельности человека, важности занятий физической культурой и оздоровительных мероприятий в сохранении и укреплении здоровья человека;

2) формирование у детей устойчивой положительной внутренней мотивации к занятиям физической культурой, ведению активного и здорового образа жизни через взаимодействие с родителями и организацию совместных мероприятий;

3) повышение педагогической компетентности родителей в области физического воспитания дошкольников.

Участниками проекта являются: воспитанники старшей группы, их родители (законные представители), а также воспитатели данной группы.

Проект является практикоориентрованным по направленности и долгосрочным по продолжительности.

Период реализации проекта: сентябрь 2022 года – май 2023 года.

Основная идея проекта заключается в том, что физическое воспитание дошкольников может быть эффективно организовано только тогда, когда оно осуществляется в единстве с родителями, то есть воспитательная линия семьи и ДОО в области физического развития и здоровьесбережения является единой.

Проект состоит из трех этапов:

1) подготовительный (сентябрь 2022 года) – на данном этапе разрабатываются локальные нормативные акты, проводится диагностика исходного уровня физического развития детей и анкетирование родителей на предмет выявления актуального уровня их педагогических компетенций в области организации физического развития дошкольников в условиях семьи. Полученные результаты обрабатываются и выделяются проблемные области. На их основе разрабатывается тематическое планирование мини-проектов; отдельно для детей, отдельно для родителей, а также план совместных мероприятий. Тематическое планирование проекта «Здоровье. Движение. Жизнь» должно пересекаться с тематическим планированием образовательной деятельности в ДОО.

2) основной (октябрь 2022 года – апрель 2023) – на этом этапе проводятся мероприятия согласно разработанному тематическому планированию. Работа с детьми в рамках реализации мини-проектов ведется непосредственно и фронтально; работа с родителями осуществляется с применением цифровых технологий (Яндекс-телемост); совместные мероприятия проводятся фронтально в спортивном зале ДОО с участием воспитателей, родителей и воспитанников.

3) заключительный (май 2023 года) – данный этап предполагает проведение повторной диагностики физического развития детей, повторное анкетирование родителей, а также проведение сравнительного анализа с целью установления динамики. Полученные результаты анализируются, интерпретируются и при выявлении проблемных областей содержание проекта корректируется.

В тематическом планировании разработанного педагогического проекта присутствуют такие темы, как: «Кладовая осени», «Изменения в природе зимой», «Супергерои чистоты», «Спортивные профессии», «Секреты здоровья» и др.

В рамках мини-проектов в рамках образовательной деятельности с детьми акцент сделан на применении игровых технологий, логоритмических техник, цифровых технологий. При их организации активно используется не только спортивная атрибутика, но и сюжетно-ролевая (декорации, костюмы, маски и т.п.). В работе с родителями посредством технологии Яндекс-телемост организуются групповые видео-консультации, запись которых дополнительно предоставляется посредством QR-технологии в родительском чате группы. В числе совместных мероприятий детей и родителей запланированы: спортивный квест «Осенние приключения веселой семейки», физкультурный квест «А ну-ка, мамочки», «Спорт для ленивых» и другие.

Обобщая характеристику проектных технологий в физическом развитии дошкольников, необходимо отметить, что в современном мире применение только традиционных методов работы с детьми является недостаточным, поэтому только посредством органичного сочетания классики и инновационных методов можно пробудить истинный интерес детей к физическому воспитанию, поддержанию здорового и активного образа жизни, занятиям спортом, а также способствовать становлению культуры здоровья и двигательной активности в семьях воспитанников, повысив педагогическую компетентность родителей в данном вопросе.

Список использованной литературы

1. Веракса Н.Е. Технология проектной деятельности дошкольников [Электронный ресурс]/Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. – URL: https://sokolova-lytmdou17.edumsko.ru/folders/post/2575768. (дата обращения: 23.10.2022).

2. Комкина Е.В. Технология проектной деятельности как средство приобщения к физической культуре и спорту детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]/Е.В.Комкина// Образовательный портал «Современный урок». – URL: https://www.1urok.ru/categories/17/articles/22822 (дата обращения: 23.10.2022).


  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика