Технология «музей в чемодане» в воспитании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Закирова Милауша Минрауфовна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад №174
комбинированного вида»
Московского района города Казани


Аннотация. На современном этапе развития российское общество характеризуется девальвацией семейных ценностей, что обусловлено рядом факторов. В первую очередь, постепенным разрушением института семьи, ее ценности, искажением ее образа в сознании взрослого населения. Во-вторых, несмотря на активную поддержку государством семейных ценностей, внутри самих семей данные ценности редко культивируются и встраиваются в систему целенаправленного семейного воспитания. В связи с этим задачей дошкольных образовательных организаций, как института социализации, является поиск и внедрение в работу с родителями эффективных технологий, ориентированных на формирование семейных ценностей у дошкольников.

Ключевые слова: семейные ценности, дети старшего дошкольного возраста, технология «музей в чемодане», институт семьи.

Первым институтом социализации ребенка является семья. Именно в ней закладываются основы воспитания, происходит становление личности ребенка, формируется система первичных ценностей. В последние годы в российском обществе можно констатировать наличие двух негативных тенденций семейного воспитания. Первая тенденция отражает преобладание нуклеарных семей, расширенные и клановые семьи и активное взаимодействие внутри них постепенно нивелируется, уступая место семьям, в состав которые включены супруги и их дети. Это является следствием стремления современных молодых людей обособиться, жить самостоятельно. Большие семейные празднества, наличие «родовых гнезд», передача семейной истории из уст в уста уходят в прошлое, их заменили развлечения с друзьями либо тихие узкосемейные праздники.

В рамках второй тенденции необходимо отметить снижение внимания родителей и других членов семьи к целенаправленному воспитанию семейных ценностей у дошкольников: детей не знакомят с историей семьи, ее корнями, не показывают семейных фотоальбомов, не рассказывают семейных стихотворений и сказок, не поют любимых песен семьи. Причем особенно выраженной данная тенденция является в городских семьях.

Данные тенденции негативно сказываются на развитии ребенка, на становлении его личности, патриотических ценностей, любви к Отечеству, которая начинается с семьи. Переломить ее способны дошкольные образовательные организации, которые будучи вторым институтом социализации, могут организовать целенаправленную системную работу в этом направлении. Однако, в этом случае остро встает вопрос поиска эффективных педагогических технологий, способных справиться с поставленной задачей. В рамках данной статьи описывается организация работы в этом направлении посредством технологии «музей в чемодане».

В соответствии с определением А.Е.Семке, музейная педагогика представляет собой «передача культурного опыта на основе междисциплинарного и полихудожественного подхода через педагогический процесс в условиях музейной среды» [3]. По мнению В.Ю.Борисова, «современная музейная педагогика – это особый процесс представления посетителю культурных ценностей с целью погружения (соучастия, сопереживания) последнего в представляемую тему, событие или исторический период средствами информационно-коммуникативных и интерактивных технологий» [1].

В свою очередь, В. О. Сысоева, М. И. Симонина определяют технологию «Музей в чемодане» как постоянно меняющуюся тематическую переносную экспозицию [4]. В исследованиях М.П.Михеевой указывается, что ключевая идея данной технологии заключается в использовании современных образовательных интерактивных технологий, которые предполагают диалог с экспонатами музея, ведение исследовательской деятельности по истории документов и предметов, изучение семейных реликвий [2].

Автором статьи была произведена творческая интерпретация и модификация данной технологии, позволившая ее использовать в целях воспитания семейных ценностей.

Цель применения данной технологии в МАДОУ «Детский сад №174 комбинированного вида» Московского района города Казани является создание во взаимодействии с родителями вариативного музейного образовательного пространства в форме переносной музейной композиции истории семьи воспитанников, ориентированной на воспитание семейных ценностей.

Задачи применения данной технологии:

1) сбор, обобщение, систематизация и актуализация знаний воспитанников об истории их семей, составе семьи, семейных традициях, легендах, семейных сказках и историях;

2) способствовать развитию познавательной активности детей в области их семейной истории;

3) воспитать семейные ценности, уважение к истории и членам своей семьи, способствовать становлению в сознании воспитанников целостного положительного образа семьи как социального института.

Данная технология реализуется в три этапа:

1) Подготовительный этап. На данном этапе осуществляется ознакомление родителей с данной технологией и мотивация на создание «Музея в чемодане: история их семьи». После чего им предлагается найти старый чемодан.

Также в рамках данного этапа на специально организованном открытом мероприятии осуществляется ознакомление родителей со способами декорирования чемодана. После чего дома в кругу семьи они должны задекорировать и заполнить свой в соответствии с озвученным им перечнем экспонатов, по желанию он может быть дополнен.

В это время автором статьи составляется тематическое планирование выставок музея и ознакомление детей с правилами обращения с музейными экспонатами.

2) Основной этап. На этом этапе родители знакомятся с компонентами «Музея в чемодане» и способами их подготовке. Затем им предлагается совместно с детьми осуществить поиск материала.

Далее в рамках индивидуальной работы с детьми педагог совместно с детьми выполняет мероприятия по декорированию элементов музея. В частности, оформляются книжки-малышки для семейных сказок, конверты и папки для семейных фотографий, украшаются коробочки, в которых хранятся семейные сокровища. Если ребенок и его семья принимают решение самостоятельно заниматься декорированием, то их «Музей в чемодане» приводится в соответствующий вид самостоятельно.

После этого в соответствии с составленным графиком «музейных выставок» старшие дошкольники презентуют свою экспозицию перед группой. При желании презентация может происходить совместно с родителями.

3) Заключительный этап. На данном этапе организуется совместное мероприятие для детей и родителей, в рамках которого проводится общая выставка «Музеев в чемодане», при этом каждая семья самостоятельно становится «экскурсоводом» своего музея и знакомит с экспонатами экспозиции.

В МАДОУ «Детский сад №174 комбинированного вида» Московского района города Казани данная технология оформлена в форме педагогического проекта, который готовится к реализации.

Необходимо отметить, что применение технологии «Музей в чемодане» с целью воспитания у детей старшего дошкольного возраста семейных ценностей осуществляется в течение 9 месяцев учебного года, при этом наиболее оптимальным является следующее распределение этапов:

1) подготовительный этап – сентябрь учебного года;

2) основной этап – октябрь – апрель учебного года (примерно 28 экспозиций)

3) заключительный этап – май учебного года.

Таким образом, ключевая идея применения технологии «Музей в чемодане» с целью воспитания семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста является актуализация познавательного интереса детей и членов их семей к истории семьи, ее традициям, легендам и важным этапам развития, возрождение, систематизация и повышение эффективности семейного воспитания, повышение ценности семьи, становление у детей системы семейных ценностей и положительного образа семьи.

Список литературы

1. Борисов В.Ю. Чему учит музей или что такое музейная педагогика?/В.Ю.Борисов//Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования. – URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/chemu-uchit-muzey-ili-chto-takoe-muzeynaya-pedagogika.

2. Михеева М.П. Образовательный проект «Музей в чемодане»/М.П. Михеева // Образование. Карьера. Общество. – 2020. – №2 (65). – С.52-54.

3. Сёмке А.Е. Музейная педагогика/А.Е.Сёмке// Ейский выпуск. –http://fiz.1september.ru/articlef.php?ID=200802002.

4. Сысоева В.О. «Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника / В. О. Сысоева, М. И. Симонина. // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 205-208.


  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика