Регионально-ориентированная модель патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении

Хабибуллина Марина Михайловна,
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №132» комбинированного вида
Кировского района г.Казани Республики Татарстан,
Е-mail: khabibullina.marina@mail.ru


Аннотация. Статья поднимает актуальный вопрос реализации патриотического воспитания в условиях дошкольной образовательной организации с учётом регионального компонента, что обусловливает необходимость проектирования регионально-ориентированной воспитательной модели. В статье рассмотрены особенности работы в дошкольном образовательном учреждении г. Казани, приведены примеры форм деятельности старших дошкольников, благодаря применению которых происходит реализация задачи по патриотическому воспитанию.

Abstract. The article raises the topical issue of the implementation of patriotic education in the conditions of a preschool educational organization, considering the regional component, which necessitates the design of a regionally oriented educational model. The article discusses the features of work in a preschool educational institution in Kazan, gives examples of the forms of activity of older preschoolers, thanks to the use of which the task of patriotic education is realized.

Ключевые слова: воспитание; патриотическое воспитание; региональная модель патриотического воспитания; дошкольники.

Key words: education; patriotic education; regional model of patriotic education; preschoolers.

На сегодняшний день организации, реализующие программы дошкольного образования (ДОО), оказываются в ситуации многозадачности, чего требует современное динамически развивающееся общество. Среди перечня реализуемых данного рода учреждениями задач является обеспечение условий для целостного формирования личности ребёнка, представляющегося в качестве ценности образовательного процесса [1]. Следовательно, деятельность дошкольных образовательных организаций должна учитывать важность разнонаправленного воспитательного охвата детей.

В связи с этим актуализируются вопросы, связанные с патриотическим воспитанием дошкольников, находящие свою реализацию в деятельности педагога, направленную на привитие чувства любви к родине, родной природе, что в дальнейшем обуславливает стремление ребёнка «трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство» [3, с. 61].

На сегодняшний день накоплен обширный исследовательский опыт по проблеме организации патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях, однако публикационная активность учёных и педагогов-практиков позволяет констатировать не завершённость, а даже скорее наоборот, необходимость поиска инновационных путей формирования патриотических чувств современного дошкольника.

В силу своих возрастных особенностей (а их учёт при моделировании деятельности педагога в аудитории воспитанников признаётся базисным в государственных регламентирующих документах) дети более активно и сознательно оперируют понятиями той социокультурной среды, в которой ежедневно функционируют. Поэтому краеведение признаётся одним из самых эффективных инструментов патриотического воспитания дошкольников [4; 5; 7].

Кроме того, информация о родном городе, некоторые аспекты климатических особенностей местности, где живут воспитанники, знакомство детей с традиционными для региона праздниками, памятными датами и выдающимися личностями становится прочной базой для формирования национальной идентичности, процесс развития которой непрерывен в течение всей жизни человека. Однако отправной точкой является именно этап освоение программы дошкольной образовательной организации [9].

Все названные положения диктуют необходимость к созданию регионально-ориентированной модели патриотического воспитания дошкольников в условиях ДОО.

Всё вышеперечисленное становится источниками для развития патриотизма у дошкольников, следовательно, педагогу важно использовать максимум потенций к воспитанию из социокультурных условий, окружающих ребёнка, а, следовательно, оказывающихся доступными для него [2, с. 35]. В данной связи любая прогулка на свежем воздухе, как одна из составляющих деятельности ДОО, может стать полем для наблюдения над природой родного края. В практике работы детских садов распространена также практика посещения краеведческих музеев и музеев природы, выставок, показ театральных представлений, имеющих явную воспитательную направленность, которые на сегодняшний день реализуются посредством сотрудничества ДОО с учреждениями культуры и коммерческими театральными коллективами.

Считаем, что организация такого рода мероприятий зачастую носит стихийный, спонтанный характер, напрямую влияя на качество воспитательного процесса и успешности его результатов. Поэтому в этом «сложном и длительном» пути определяющую роль играет системный подход к деятельности [6, с. 380]. Следовательно, считаем необходимым представить авторскую функциональную педагогическую регионально-ориентированную модель патриотического воспитания, призванную повысить качество патриотического воспитания в образовательных организациях дошкольного образования г.Казани, а также всей Республике Татарстан.

В разработке авторской модели учтены все требования, предъявляемые к процессу педагогического моделирования: представлен целеполагающий, организационный и результативно-оценочный компоненты деятельности.

Содержание целеполагающего компонента модели (схема 1) представляет собой несколько взаимосвязанных задач, подчинённых общей цели – повышение качества патриотического воспитания в условиях дошкольной образовательной организации. На данном этапе особое внимание было обращено на учёт принципов дошкольного образования, закреплённых в ФГОС, которые становятся базой для разработки содержательного компонента модели (форм работы с воспитанниками и их родителями (законными представителями).

Схема 1. Целеполагающий компонент модели патриотического воспитания дошкольников

Содержательный компонент модели патриотического воспитания дошкольников (схема 2) базируется на интегративном подходе, призванном подчинить воспитательному процессу насколько это возможно обширный круг форм деятельности, реализуемых в дошкольной образовательной организации. Выбор форм работы напрямую зависит от принципиальных положений, которые предусматривают индивидуальные интересы и потребности ребёнка старшего дошкольного возраста, обязательное включение в патриотическую деятельность взрослых (воспитателя и родителей), налаживание тесного контакта семьи и дошкольной организации, а также со сторонними учреждениями культуры для консолидации сил в решении задач патриотического воспитания подрастающего поколения. Формы работы, представленные в содержательном компоненте модели вполне традиционны для дошкольной образовательной организации, однако конкретизированы с учётом региональной ориентации функциональной модели воспитания.

Схема 2. Содержательный компонент модели патриотического воспитания дошкольников

Здесь следует обратить особое внимание на содержание и направленность мероприятий, которые имеют большой воспитательный потенциал с учётом культурных и исторических особенностей региона.

Так, в рамках патриотического воспитания дошкольники знакомятся с географически обусловленными закономерностями природного мира родного края. Трудно недооценить в данной связи приём беседы, чтения и заучивания фольклорных произведений татарского народа (в частности, сказок). Ознакомление с традициями и обычаями народа происходит посредством участия воспитанников в мероприятиях, имеющих патриотическую направленность. Здесь особый воспитательный и развивающий потенциал помимо общероссийских (День защитника Отечества (23 февраля), День Победы (9 мая), День космонавтики (12 апреля), День народного единства (4 ноября) и т.д.) имеют национальные праздничные даты (День Республики Татарстан (30 августа), День родного языка (26 апреля), национальный праздник «Сабантуй», связанный с завершением сбора урожая и т. д).

Следует отдельно отметить применение проектной технологии в практике работы со старшими дошкольниками, которая непременно связана с экспериментированием, а также реализацией творческих потребностей ребёнка [8]. Участие в конкурсах, празднованиях памятных дат, посещение музеев, осуществление прогулок по городу – всё это становится базой для формирования личных впечатлений детей, которые воплощаются в творческом «продукте» рефлексии собственной деятельности. Так, детям представляется возможным предложить создание рисунков на изучаемую тематику, прослушивание музыкальных произведений или литературных образцов (согласно возрасту), посмотреть театральные постановки, совместно с родителями подготовить поделку, разработать листовку или плакат, снять видео, собрать фотоальбом, сочинить сказку, стихотворение и т. д. Таким образом, разнообразие форм работы, интеграция сведений из различных областей знания (история, язык, культура, искусство, окружающий мир) непременно обеспечит связь с творчеством, что оказывается одним из условий развития познавательной активности дошкольников, обусловленных их возрастными особенностями.

Продукты творческой деятельности могут составить целую экспозицию для патриотического уголка старшей и подготовительной группы дошкольной образовательной организации. Презентация фильмов и фотоальбомов вызывает огромный интерес у детей и их родителей. Конкурсные работы всегда находятся в открытом доступе для воспитанников, педагогов и родителей в общих помещениях детского сада, что имеет и эффект популяризации идей патриотического воспитания дошкольников.

В период старшего дошкольного возраста свою актуальность не теряет ролевая игра как способ познания «мира взрослых» и социальной адаптации ребёнка. В рамках патриотического воспитания целесообразно предлагать детям сюжеты ролевых игр на патриотическую тематику (например, военизированные), а также раскрывающие ценности военных профессий. Региональная векторность игр реализуется на спортивных мероприятиях, где в рамках соревнований дошкольникам предлагается попробовать в качестве участника национальных татарских состязаний, таких как бег в мешках, перетягивание каната, бег с яйцом в ложке и т. д.

Особый интерес у дошкольников вызывает просмотр видеоматериалов о родном крае. В своей практике автор функциональной модели неоднократно использует мультфильмы, имеющие регионально-направленную тематику. В частности, плодотворным оказывается обращение к мультипликационным фильмам, созданным в рамках цикла «Мульти-Россия». В этом сборнике представлен мультфильм, посвящённый Республике Татарстан (1 сезон, 14 серия). Кроме того, в ознаменование 100-летнего юбилея основания Татарской АССР группа аниматоров создала уникальный мультипликационный фильм, рассказывающий о символах и истории Татарстана. Фрагменты из этого мультфильма также оказывают большое влияние на степень ознакомления детей старшего дошкольного возраста с национальной символикой, региональным разнообразием субъекта РФ, обладающем феноменальной природой: с одной стороны, вобравшим в себя традиции и обычаи России в целом, но с другой – имеющем тенденцию к сохранению национального своеобразия. Данный факт подчёркивается и в продукте мультипликации, созданном рамках проекта «Мы живём в России». Принимая во внимание возрастные особенности дошкольников, считаем целесообразным использование приёма беседы и комментирования в процессе демонстрации мультфильма с целью пояснения некоторых моментов, вызывающих трудности понимания, а также выявления уровня усвоения услышанной и увиденной информации.

Следует отметить, что центральной трудностью в процессе внедрения регионально-ориентированной модели патриотического воспитания оказывается недостаточность дидактического сопровождения. Создание базы материалов (наглядности, литературных источников, видео- и аудиофрагментов и т. д.) практически полностью входит в задачи педагога. Поэтому целесообразно составлять собственную авторскую базу дидактических материалов, постоянно обогащая и дополняя её.

Любая функциональная педагогическая модель содержит в себе обязательный результативно-оценочный компонент. Для верификации гипотезы об эффективности реализации этапов модели педагогу следует производить мониторинг результатов деятельности (схема 3). В качестве основных методов выявления динамики в уровне патриотической воспитанности дошкольников предлагается использование методов беседы с воспитанниками и их родителями, анализ результатов творческой, проектной и экспериментальной деятельности, наблюдение за детьми в процессе воспитательной деятельности. Особой ценностью обладают методы анкетирования родителей, который позволит произвести качественный и количественный анализ результатов проведённой работы.

Схема 3. Результативно-оценочный компонент модели патриотического воспитания дошкольников

В качестве критериев оценки были определены уровни (высокий, средний, низкий) сформированности представлений воспитанников об истории родного края, традициях и обычаях малой родины; выражения познавательной активности в мероприятиях патриотической направленности. Оценка личностной динамики каждого ребёнка как субъекта воспитательного процесса должна производиться на базе совокупности обозначенных выше методов.

Заметим, что данная модель патриотического воспитания обладает способностью к корректировкам и вариативности в выборе форм работы с дошкольниками, что делает её универсальной для применения в различных регионах нашей страны. Региональный компонент, таким образом, охватывает содержательный компонент модели.

В целом, практика использования краеведческого материала в очередной раз демонстрирует плодотворность в процессе патриотического воспитания дошкольников. Этот процесс продолжается и на следующих ступенях образования, что гарантирует реализацию принципа преемственности программ обучения и воспитания всех уровней системы образования.

Список использованных источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do.

2. Димчева, Н. Б. Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством формирования любви к родному краю / Н. Б. Димчева, О. В. Иванова, Е. В. Гаврилова // Вестник научных конференций. – 2017. – № 4–2 (20). – С. 35–36.

3. Кривошеева, В. Н. Патриотическое воспитание дошкольников / В. Н. Кривошеева, С. П. Щелканова // Вестник научных конференций. – 2017. – № 7–2(23). – С. 61–63.

4. Мазуренко, О. В. Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности / О. В. Мазуренко, Е. Е. Сергеева // Молодой ученый. – 2015. – № 20–1 (100). – С. 24–26.

5. Малышева, Е. Л. Сотрудничество в триаде педагоги ДОУ – родители – дети в патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале / Е. Л. Малышева, Л. И. Юрченко // Образовательная среда сегодня: теория и практика: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 02 ноября 2018 года / Редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества “Интерактив плюс”», 2018. – С. 124–126.

6. Миронова, Т. В. Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности (из опыта работы) / Т. В. Миронова, А. Р. Саркисова // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сборник научных статей и материалов V Международной научно-практической конференции, Коломна, 31 мая – 02 2018 года. – Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2018. – С. 379–382.

7. Подольская, О. А. Патриотическое воспитание дошкольников на материале знакомства с родным городом / О. А. Подольская, Т. А. Бизина // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. – 2016. – № 1 (2). – С. 26–28.

8. Сысоева, Е. Г., Воронина, Л. В. Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования / Е. Г. Сысоева, Л. В. Воронина // Актуальные вопросы современной науки и практики: сб. научных статей по материалам международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 109–113.

9. Хачатурова, Е. Ф. Развитие патриотических чувств у дошкольников / Е. Ф. Хачатурова, В. А. Давыденко // Образование и наука в современных реалиях: Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 20 декабря 2019 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества “Интерактив плюс”», 2019. – С. 186–191.


  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика