Основная статья номера

Инклюзивный подход в образовании

Юлтыева Наталья Евгеньевна,
старший методист по ЦСО ИМО Управления образования г.Казани

Инклюзивное образование — важнейшая инновация в российской образовательной практике. Сегодня инклюзивное школьное обучение рассматривается как образовательная модель для всех учащихся, разносторонняя и индивидуализированная в интегрированных условиях, с применением гибкой динамической системы обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов.

В современном российском обществе наблюдается тенденция роста инвалидности детей и молодёжи, что обуславливает поиски путей совершенствования национальной системы образования.

Российская система образования сегодня претерпевает существенные изменения. Они направлены на модернизацию административно-финансовых механизмов, реализацию различных национальных проектов, связанных: с повышением качества жизни россиян; с профессиональной подготовкой будущих выпускников образовательных учреждений; с переходом на личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях – от детского сада до вуза.

Это побуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных технологий в оказании индивидуальной помощи каждому ребенку во время получения им образования и в процессе подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.

При этом необходимо понимать, что инклюзивные и интегративные модели образования – достаточно затратные педагогические технологии, требующие существенного этико-методологического обновления, крупных материальных вложений (безбарьерная среда, создание новых методических, дидактических пособий, учебников и УМК, формирование общественного мнения, информирование населения), совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров и новой организации учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Если в конце 90-х в российских образовательных учреждениях преобладала спонтанная интеграция детей, затем интеграция на уровне одного образовательного учреждения, то сейчас система образования вплотную подошла к организации различных моделей интегрированного обучения, функционирующих на муниципальном, городском или региональном уровне.

В инклюзивной среде образовательного пространства внимание направлено на всех детей образовательного учреждения, на получение качественного обучения и воспитание всех детей, независимо от особенностей здоровья. Образовательный процесс строится с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов, специалистов.

Инклюзивное образование – это динамический процесс, связанный с глубокими ценностными и содержательными изменениями. Изучение успешной практической реализации инклюзивного подхода и сопровождения помогают преодолеть затруднения педагогов в реализации инклюзивного подхода, принять принципы инклюзивного образования.

Опыт реализации инклюзивного образования в образовательных организациях г.Казани имеет различные модели и практики включающего образования, успешный опыт работы инклюзии, создана система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Опыт успешного создания эффективной инклюзивной среды, включающей в себя образовательную, социальную, оздоровительную и реабилитационную составляющие, и равных условий для реабилитации и успешной социальной адаптации детей с ОВЗ реализуется в образовательных учреждениях г.Казани. Определены 45 базовых образовательных школ по обучению детей с ОВЗ с различными нозологиями.

Инклюзивное образование- процесс развития общего образования, приспособленный к нуждам и интересам каждого ребенка, в основе которого- доступность качественного образования для всех детей, в том числе имеющих особые образовательные потребности.

Образовательные организации укомплектованы сотрудниками, имеющими профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности. Педагогические работники наряду с профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности профилю подготовки проходят курсы в области инклюзивного образования, в августе – сентябре 2022 года на базе КФУ прошли обучение 184 педагога по программе «Технология сопровождения детей с ментальными нарушениями в условиях реализации ФГОС». Курсы повышения квалификации педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, реализуются за счет вариативных форм повышения квалификации. На базе образовательных организаций оказалось востребованным командное обучение, позволяющим решать проблему навыков командной работы, что особенно важно для реализации инклюзивной практики. С целью повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в области использования современных технологий инклюзивного образования, повышение престижа инклюзивного образования проводятся различные мероприятия с педагогами, участие в конкурсах «Лучшая инклюзивная школа России», «Учитель- дефектолог». Ежегодно с 2018 года проходит «Фестиваль лучших инклюзивных практик», который объединяет экспертов и педагогов дошкольных образовательных учреждений, школ, и организаций дополнительного образования г. Казани.

Безусловно, важной формой развития профессионального мастерства педагогов является обобщение собственного опыта. Совершенствование педагогического мастерства педагогов осуществляется через: информационные и обучающие семинары; научно-практические конференции; работу методических служб и советов; круглые столы, открытые уроки, мастер- классы, практикумы, презентации методических наработок. В 2023 году в рамках проведения Конкурса профессионального мастерства «Учитель года -2023» введена новая номинация - «Педагог инклюзивного образования». Именно учитель является «золотым сечением» инклюзии, определяющей основой инклюзивной культуры в образовании.


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  Свидетельство




  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика