Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла как средство духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы)

Морозова Ольга Ивановна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №8-центр образования»
Советского района г.Казани


Духовно-нравственное возрождение нашего Отечества невозможно без развития соответствующей системы образования и воспитания. Без духовно-нравственного воспитания невозможно быть культурным и образованным человеком, понимать смысл многих произведений искусства, нельзя развить высоконравственную гражданскую позицию, пробудить чувство патриотизма, осознать необходимость жить нравственно. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью.

Одним из путей решения этой проблемы – органичное вплетение духовно-нравственного воспитания в процесс обучения разным учебным дисциплинам.

Сегодня идея развивающегося обучения прочно вошла в школьную жизнь.

Один из основополагающих принципов развивавшего обучения восприятие картины мира, как точной и целостной, отражающей свойства вещей в их взаимозависимости, связанности в единое целое.

В целях реализаций и практике учебно-воспитательного процесса этого принципа и возникает необходимость проведения "Дней погружения". (Название это условное, рабочее; в педагогической литературе можно встретить и другие определения "интегрированные дни", "слитные уроки"...). Еще И. Г. Песталоцци, пропагандируя идеи развивающегося обучения, раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов. Он исходил из требования: "Приведи в своем сознании все по существу взаимосвязанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе".

Как бы ни назывались подобные дни, в основе их, как было уже сказано, лежит принцип интеграции в обучении (интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, целого). В данном случае интеграция в обучении осуществляется путем слияния в одной теме элементов разных, но родственных учебных предметов. Гуманитарные предметы тесно взаимосвязаны. Изучение литературы в единстве с лингвистическим развитием учащихся. У истории и литературы общий объект изучения - общество и человек. Литература вступает в тесный контакт и предметами эстетического цикла. Можно с уверенностью сказать, что литература, как искусство слова, сама является предметом эстетического цикла.

Таким образом, родственность предметов гуманитарно-эстетического цикла сделала не только возможным, но и необходимым проведение "дней погружения".

Проведение подобных дней требует тщательной, заблаговременной подготовки, а значит, их не может быть много в течении учебного года, и не должно!

Начинается работа изучения и согласования учебных программ по родственным предметам с целью выявления темы (первоначально с чисто содержательной стороны), которая могла бы прозвучать на каждом из уроков "дня погружения".

В процессе подготовки желательны взаимопосещения уроков с целью установления общих приемов учебной работы, общих способов мыслительной, речевой, изобразительной, и других видов деятельности, осуществляемых учащимися.

Не обходится и без консультации психологов, которые считают, что прочны лишь те знания, в усвоении которых играет роль не только интеллектуальная деятельность, но и исполнительская (пение и элементы музицирования), и художественно-изобразительная и даже двигательная.

Ценность интегрированных дней в той, что они учитывают сложный синтетический характер учебной деятельности, основу которой составляет познавательная деятельность. Но в процессе учебного познания учащиеся осуществляют элементы других видов деятельности практической, коммуникативной, эстетической, ценно-ориентационной.

С учетом этого уроки (например, в 5 классе) в "дни погружения" сгруппированы следующим образом:

1) "Христианская культура": - история, литература, ИЗО

2) "С М. Твеном по Америке": - литература ин. язык, танец

3) "О басни, басни, басни... ": - литература, музыка, ИЗО

Подробнее остановлюсь на одном из дней.

День третий. Тема дня достаточно легкая и доступная для ребят. Но выбор ее вызван не стремлением упростить и облегчить труд учащихся, а желанием увидеть, как ребята научились на уроках гуманитарно-эсте¬тического цикла самостоятельно думать, самостоя¬тельно творить.

Крыловский герой. Какой он? Как он создается?

Развитие речи учащихся на уроках литературы, постоянное прис¬тальное внимание к слову писателя, обогащение речи образностью по¬могли нарисовать словом портрет героя великого баснописца. Понима¬ние ребятами общности (прежде всего интонационной) поэтического слова и музыки сыграли решающую роль в создании музыкального обра¬за. Настоящими творцами почувствовали себя ребята и на уроке ИЗО. Самостоятельно проиллюстрировать книжку? Согласитесь, что одних изобразительных умений для этого мало, вновь на помощь приходят речевые умения, умения мыслительной деятельности, эмоциональность.

Таким образом, интегрированные уроки, поднимая на более высо¬кий уровень весь процесс обучения, оказывают многостороннее влияние на личность школьника. "Открытия", делаемые учениками при ре¬шении межпредметных познавательных задач, способствуют пониманию мира во всём его многообразии.

Удовлетворяется потребность учащихся в самовыражении, эмоцио¬нальном насыщении. Воспитывается внутренняя мотивация учения, ког¬да гимназист получает удовлетворение от самого процесса познания.

Излишне, наверное, говорить о том, есть ли будущее у "Дней погружения". Покуда нас волнует интеллектуальное и творческое раз¬витие личности школьника, "дни погружения" будут жить. Жизненность подобных дней обусловлена и тем, что сами школьники ждут этих дней. Знания, полученные на интегрированных уроках, оказываются более прочными и глубокими, чем в стандартной предметной деятельности.

Активное использование в практике литературного образования принципа интеграции обусловил интерес к УМК «Вокруг тебя - Мир…»

Гуманистическая направленность художественных и публицистических произведений, помещенных в УМК, как раз позволяет интегрировать в уроки литературы этико-правовой компонент.

«Открытия», делаемые учениками при решении межпредметных задач, способствуют пониманию мира во всем его многообразии. В процессе познавательной деятельности учащиеся осуществляют элементы и других видов деятельности: практической, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентационной.

Приложение

Фрагменты урока по рассказу А. Куприна

«Чудесный доктор» (УМК «Вокруг тебя - Мир...», 5 кл.).

(Этот рассказ следует читать и обсуждать после изучения рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Он продолжает знакомить учащихся с жанром рождественского рассказа.


Первый фрагмент (предкоммуникативная фаза восприятия худ. текста)

- Что мы ожидаем от рождественского рассказа? (Ожидаем встречи с чудом.)

- Чудо в этом произведении связано с вмешательством сказочных, волшебных сил? (Нет.)

- Почему автору так важно, чтобы мы воспринимали его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?

(Автор считает, что неожиданное спасение семьи Мерцаловых и чудесная доброта профессора Пирогова настолько необычны, что читателю трудно будет в это поверить.) Литвед. аспект (жанр).

Этико-правовой аспект (доброе отношение к людям как норма поведения).


Второй фрагмент (коммуникативная фаза восприятия)

- Восстановите в хронологическом порядке то, что произошло с семьей Мерцалова.

- Что бы изменилось в рассказе, если бы автор сохранил обычную композицию?

(Изменилось бы настроение рассказа.)

- Прочитаем и проанализируем сцену «У витрины». С какой целью автор вводит в сюжет эту сцену? (Сравните с рассказом Ф. М. Достоевского.) Какое впечатление производит изображение мальчиков? А обстановка их дома? Литвед. аспект (воплощение автор, замысла в композиции).

Этико-правовой аспект (право человека на счастье, на достойную жизнь):



Третий фрагмент (коммуникативная фаза восприятия)

- Смысл заглавия, какое чудо происходит в рассказе

- У слова «чудесный» двойное значение: чудо в христианском понимании и в житейском. Здесь в каком?

- Сохранилась ли в преданиях семейства эта история? Литвед аспект (роль заглавия в художественном произведении)

Этико-правовой аспект(сострадание должно быть деятельным; возможности человека безграничны).



Четвертый фрагмент (посткоммуникативная фаза)

I вариант. Приходилось ли тебе или кому-то из членов твоей семьи оказывать помощь попавшим в сложную ситуацию? Если хочешь, подготовься рассказать об этом классу.

II вариант. Чем схожи и чем различаются представления о чуде у Ф. М. Достоевского и А. Куприна. Напишите сочинение-миниатюру об этом Этико-правовой аспект (освоение в сам. творческой деятельности этических понятий: гуманность,

гуманистический, деятельное сострадание).

Литвед. аспект (требования к соч.- миниатюре).

Для уроков внеклассного чтения по УМК «Вокруг тебя - Мир...» характерна взаимосвязь литературоведческого, этического и правового компонентов


Список литературы:

1) Программа учебно-методического комплекса «Вокруг тебя - Мир.:.» (5-8 классы).

2) «Вокруг тебя — Мир...». Методические рекомендации. 5 класс. М.: Международная академическая издательская компания «Наука», 1996.

3) «Вокруг тебя - Мир...». Книга для ученика. 5 класс. — М.: Международный комитет Красного креста, Российское общество Красного креста, 2001.

4) Зайцева О. Н., Ладыгин М. Б. Литературное образование в 5-6 классах. — М.: Дрофа, 1996.


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика