Взаимодействие разновозрастных обучающихся в рамках внеклассной деятельности в общеобразовательном учреждении

Лепешева А.О.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №85 с углубленным изучением отдельных предметов г.Казани



«Воспитание заключается в том, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению».
А.С. Макаренко


Важность постоянного общения детей разного возраста, воспитательное влияние разновозрастных групп на развитие личности подтверждают труды А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, а также многих современных педагогов (И.С Кон, Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова). Взаимодействие в разновозрастных группах формирует опыт многообразных отношений, способствует развитию важнейших нравственных качеств, освоению культурных ценностей.

Важную роль в развитии личности ребенка играет влияние, оказываемое на него общением с другими детьми. Эта роль заключается в том, что именно в условиях общения с детьми ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. Потребность в общении развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений и т.д. В условиях общественного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество. Именно здесь ребенок и приобретает навыки поведения в коллективе, установление взаимоотношений с окружающими, которые являются не наставниками, а равными ему участниками совместной жизни и деятельности. Общение детей в разновозрастной группе расширяет общий кругозор, влияет на развитие эмоциональной сферы, воли, умение оценивать себя и других, способствует развитию психических образований.

Воспитательное значение общения заключается в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта ребенка. Попадая в разновозрастную группу, ребёнок видит то, к чему он реально может стремиться, понимает, что если другие дети это делают, то значит, и он сам может этого достичь сейчас, или когда чуть-чуть подрастёт. Дети из разновозрастных групп чаще учитывают интересы младших при выборе совместной деятельности и демонстрируют большее разнообразие стратегий взаимодействия, чем дети, воспитывающиеся в группе сверстников. Из этого можно сделать вывод, что разновозрастные группы положительно влияют на умственное и моральное развитие ребенка. Дадим определение термину разновозрастная группа. Разновозрастная группа - это объединение детей, которые отличаются датированным возрастом и уровнем интеллектуального развития и должны обучаться по разным образовательным программам. Воспитание и обучение в разновозрастных группах позволяет актуализировать ранее изученный материал старшими детьми, организовать опережающее обучение младших. Взаимодействие детей разного возраста рассматривается как фактор осуществления преемственности, способ освоения, передачи опыта и информации от поколения к поколению, конкретный образец поведения, с одной стороны, и подражание этому поведению, с другой. При этом совершенствуются навыки познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности, формируются современные ключевые компетентности, то есть умения приобретать знания из различных источников, умения планировать, координировать индивидуальную самостоятельную работу и совместную деятельность в группе, применять знания в быту, а также умения и навыки общения, изложения своих мыслей, аргументированного спора, сотрудничества, установки контактов, нахождения компромиссов, что определяет качество современного образования и воспитания. Воспитательный потенциал обучения в разновозрастных группах представлен как особый инструмент прикосновения к личности, способ взаимовлияния детей друг на друга, средство формирования взаимоотношений между детьми, опосредованного управления жизнедеятельностью детей. Разновозрастная группа позволяет ребенку осуществить важные социальные пробы, попробовать себя в роли «младшего» и «старшего», «ученика» и «наставника», «помощника» и «исполнителя», «ведущего» и «ведомого» и т.д., а также приобрести опыт социального поведения. Дети учатся адекватно оценивать деловые и нравственные качества других людей, а также и свои собственные возможности. Смотря на поведение старших детей, младшие воспринимают их как наставников и видят, к чему им нужно стремиться

Главное отличие одновозрастной группы от разновозрастной заключается в том, что в группе с разным возрастом детей все время происходит передача знаний, умений от более старших к младшим, а в группе одного возраста дети не могут учиться друг у друга, так как уровень их развития и интересы примерно одинаковы.

В разновозрастной группе ребёнок имеет возможность сделать выбор в зависимости от собственных психологических потребностей, то есть, тот выбор, который для него будет более комфортным: занять позицию «маленького», принимающего помощь, опекаемого и наслаждаться заботой окружающих, или же, стремясь к старшим детям, стать «большим», стараться все делать самому, хоть и тяжело. Также можно отметить, что в разновозрастных группах складываются более близкие взаимоотношения между детьми, близкие к семейным. В группе отсутствует конкуренция, зависть, так как дети понимают, что если они чего-то еще не могут, им нужно просто вырасти.

В деятельности таких групп изменяется и содержание потребностей в совместных играх детей, в сотрудничестве и признании сверстниками достоинств другого ребенка. В группах детей одного возраста все эти моменты находятся под постоянным контролем, однако отношения между детьми в разновозрастных группах имеют свою определенную специфику и существенно отличаются от межличностных отношений в гомогенной, одновозрастной, группе.

В разновозрастной группе старшие дети в каком-то смысле ощущает себя взрослыми и для них естественно считать своими ценности и нормы поведения взрослых, тем более, что всем детям очень хочется стать взрослыми, почувствовать себя таковыми. А это проще всего, когда общаешься с детьми младше себя. Вот почему совсем нетрудно сделать так, чтобы старшие дети добровольно взяли на себя роль помощников: не только в каких-то прагматичных конкретных делах, например, расставить столы, но и в вопросах порядка и дисциплины, и даже – соблюдения нравственных норм. Доказано, что в разновозрастных группах лучше обстоят дела с развитием речи детей, потому что младшие имеют возможность постоянно взаимодействовать на переменах, совместных мероприятиях со старшими детьми (третьеклассниками), которые, разумеется, знают гораздо больше, у них больший словарный запас, а также они лучше и понятнее разговаривают. Младшие дети, беря пример со старших повторяют новые слова, используют их в предложениях и постепенно понимают их смысл, пополняя тем самым свой словарный запас.

Разновозрастное обучение и воспитание предполагает совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач. В ходе разновозрастного воспитания меняется ролевая позиция ребенка через передачу ему некоторых педагогических функций

При общении детей разного возраста у старших школьников успешно зарождаются дружелюбие, инициативность, сострадание, ответственность, самостоятельность. Сформированность этих и других качеств играет большую роль развитие ребенка как личности, человека и как гражданина в целом. В общении со старшими детьми эффективнее формируются игровые умения, культурно-гигиенические качества, развивается речь, обогащается практический опыт общения и поведения ребенка. Дети, в целом, реже ссорятся и отношения у них менее конкурентные: старшие и младшие чаще всего не воспринимают друг друга как конкурентов, ведь они считают друг друга абсолютно разными. Такое отношение между детьми должно достигаться главным образом правильной организацией деятельности разновозрастной группы, то есть благодаря вовлеченным учителям.

В многообразии человеческих отношений мы постоянно сталкиваемся с фактами взаимоотношений между людьми разного возраста: семья, производственный, научный и учебный коллектив, неофициальная сфера общения и т.д. Многие исследователи детского коллектива указывают на большую роль межвозрастных связей, как в организации коллектива, так и в развитии личности ребёнка.

Реализация обучающимися своих социальных функций в будущем, вхождение детей в социум зависят от того, насколько успешно ими осваиваются социальные роли в процессе взаимодействия с людьми разного возраста. В свою очередь, диапазон освоения социальных ролей связан с включением ребёнка в деятельность разновозрастных групп.

Совместно с классным руководителем 3 класса был разработан план внеклассной и воспитательной работы в течение года. Одним из примеров такой работы, было проведение совместного мероприятия «Прощание с осенью». Ученики 1-го и 3-го классов готовились показывать друг другу свои творческие умения и навыки. Ученики 3-го класса подготовили интересную викторину об осени, разыграли по ролям басню И.А.Крылова «Свинья под дубом». А ученики 1-го класса рассказывали стихотворения об осени, пели песни и танцевали. В конце мероприятия были проведены развивающие игры, которые объединили оба класса. Такие совместные мероприятия на протяжении года, взаимодействие учеников в группе продленного дня, общие игры на переменах способствуют включению ребенка в разновозрастную коммуникацию. Более интенсивное и разноплановое исполнение различных ролей в рамках детского объединения расширяет возможности ребенка для самореализации, для нахождения своей «самости», способствует значительному расширению ролевого репертуара ребенка, тем самым помогает обрести многогранное восприятие мира и научиться мыслить критически. Расширяется возможность быть членом различных коллективов и общностей, что при социально одобряемой направленности этих общностей положительно влияет на развитие эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности, стимулирует становление и закрепление позитивных форм поведения.

На мой взгляд, суть межвозрастной коммуникации – это объединение усилий в воспитании подрастающего поколения не только преподавателей, но и широких слоев профессионального сообщества, отличающегося позитивной субкультурой, а это и определяет эффективность действий по формированию социального опыта. В педагогической практике сейчас превалирует взаимодействие в группе сверстников. Изучение опыта массовой школы иллюстрирует, что такое взаимодействие в большинстве случаев наблюдается как функционально-ролевое в ходе учебной деятельности, кружковой, факультативной практики. При педагогически логично выстроенной поддержке детей разных возрастов, достигаются внушительные воспитательные итоги: аккумулируются лидерские навыки, напрямую связанные с совершенствованием гуманной требовательности и заботы о сверстниках, как к младшим, так и к старшим, исчезает замкнутость одновозрастного коллектива. Реализация принципа возрастного подхода при этом говорит о том, что наряду с учётом особенностей детей разного возраста, также важны перспективы развития ребёнка, т. е. учитывает особенности развития личности ребенка как цельного процесса.

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - ЛГУ, 1968.

2. Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся. Автореферат дисс … док. пед. наук. – Казань,1994.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

4. Куракин А.Т. Педагогические проблемы общения в воспитательном коллективе. – Тарту, 1974.

5. Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах. Изд. 2-е. Изд. АПН РС, 1957-58. – Т.5.


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика