Мазитова Зайтуна Абдурашитовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа №85» г.Казани
Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей является язык произведений нашей классики. Кон-курс авторской поэзии среди школьников «Цветаевские костры» предостав-ляет для школьников прекрасную возможность прикоснуться к миру поэзии, раскрыть свой творческий потенциал, совершенствовать навыки художе-ственного чтения и публичного выступления. Именно такой конкурс прово-дится уже более 10 лет в МБОУ «Школа №85» города Казани.
Поэзия Марины Цветаевой требует от читателя встречной работы мысли. Тайна ее поэзии не откроется сразу. Задача учителя вызвать интерес к личности и творчеству Марины Цветаевой. Для этого необходимо познако-мить учеников с главными событиями ее биографии, которые определили характер ее творчества.
Цель конкурса: Совершенствование системы выявления и развития интеллектуально-творческих способностей школьников.
Задачи:
• Знакомство школьников с творчеством Марины Цветаевой, приобщение к русской поэзии.
• стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала личности учащихся и интереса к истории и духовно-нравственной куль-туре Российской федерации и Республики Татарстан;
• формирование позитивной мотивации учащихся к самообразованию и саморазвитию;
• развитие художественного вкуса и артистических способностей школьников;
• активизация научно-методической и инновационной деятельности педагогов в работе с учащимися.
Участники конкурса: школьники 5-11 классов, гости Республики, иностранные студенты факультета русской филологии и межкультурной комму-никации города Казани.
К творчеству Марины Цветаевой Школа № 85 города Казани обратилась в начале 2000-х года, когда появились новые школьные программы. Однако изменение школьных программ не смогло решить важнейшие про-блемы школьной методики: чему учить? и как учить?
В год 120-летия Марины Ивановны Цветаевой в школе был проведен первый поэтический праздник «Костер Марины Цветаевой». Он был назван «Кому-то зажигают свечи, а ей - Костры!» Костёр был зажжён во дворе школы. Ученики читали стихи поэта. Многим хотелось положить щепочку в костер и тоже прочесть хотя бы несколько строчек стихотворения. Это был первый наш Костер для учителей Республиканского семинара, проходившем на базе школы.
Эта работа показала необходимость в продолжении изучения творче-ства поэта в такой форме. Она помогла лучше понять истоки творчества по-эта, увидеть драму, которая была пережита поэтом при столкновении с суро-вой эпохой.
Масштаб второго праздника был намного шире. На Костер были при-глашены гости: журналистка из Елабуги Марьям Ларина, казанская поэтесса Светлана Грунис, учащиеся других школ города Казани. Подготовка к празднику заняла много внеурочного времени: школьники участвовали в со-ставлении сценария, в который вошли исполнение музыкальных произведе-ний на скрипке, саксофоне, гитаре и литературно-музыкальная композиция «Если душа родилась крылатой…», исполненная в литературных традициях.
Стихотворения читались на русском, татарском и английском языках. Прозвучали отрывки из прозы и писем Марины Цветаевой. Ученики испол-нили песню на стихи павлодарской поэтессы Ольги Григорьевой, посвящен-ную Цветаевскому Костру – «Зажгите с друзьями Маринин костер. И руки, и лица, и души согрейте!» Костёр был зажжён во дворе школы.
«Познание начинается с удивления» …каждому хотелось подойти к свободному микрофону, положить щепу в костер и рассказать стихотворе-ние. Костер вызвал удивление необычной формой проведения праздника.
Тепло Цветаевского костра обогрело всех участников, затем гостей угостили Цветаевскими пирогами. Очень было интересно тем участникам, которые были на Костре впервые, но и они активно читали стихи, пели пес-ни! Главная особенность Цветаевских костров – наличие «свободного мик-рофона». Здесь может выступить каждый – прочитать стихи и прозу Цветае-вой, свои собственные произведения, рассказать о первой встрече с её стиха-ми, поделиться мыслями о судьбе и творчестве Марины Ивановны.
В заключении праздника во дворе школы была посажена рябина. Все участники и гости получили в подарок книги казанских поэтов и сборники стихов студентов педагогического университета Елабуги.
На этом творческая работа учеников не закончилась. Своими силами в классе создан уголок поэта, который оформлен красивым баннером «Если душа родилась крылатой», материалами презентаций, фотографиями Кост-ров и выставкой книг.
Особое воспитательное значение имеет переписка с участниками кон-курса, поскольку оказывает содействие развитию коммуникативных способ-ностей, речи учеников. Переписка дает возможность практически использо-вать язык как средство общения и получать дополнительную информацию к темам программы. Так ребята после первого конкурса, посвященного поэзии Марины Цветаевой, начали переписку с ребятами из США и Италии. В своих письмах они меняются новостями и отдельными материалами по творчеству М. Цветаевой. Организующим центром этой работы является «Школьный почтам», который помогает ученикам в переписке.
В процессе подготовки, учащиеся нашей школы, вступили в переписку и с авторами книги «Цветаевские костры мира» - А. Ханаковым и Б. Манс-уровым. Современные средства коммуникации позволили из первых рук по-лучить оценку нашему мероприятию – Борис Мансуров прислал свой отзыв с теплыми словами: «Сколь радостно читать Ваше письмо о новом Костре в честь ПОЭТА МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ! Особо важно, что он зажигает поэ-тические огоньки в сердцах детей! Слушающий и слышащий стихи никогда не обидит товарища, не сделает не праведного дела и будет любить свою Ро-дину, где родилась такая высокая поэзия. Мой поклон Вам и всем организа-тором этого замечательного Костра. Мои пожелания всем детям, участникам встрече с яркой поэзии Марины Цветаевой! Надеюсь на нашу переписку и обмен поэтическими вестями».
Конкурсу «Цветаевские костры» предшествует цикл мероприятий по изучению творчества Марины Цветаевой, это: экскурсии в город Елабугу, творческие, литературные вечера для старшеклассников, организация выста-вок. Экскурсоводами на таких выставках выступают сами дети, они все пояс-нят, покажут, ответят на вопросы, с удовольствием обменяются накоплен-ным, пусть и небольшим, опытом. К организации выставки привлекаются все учащихся, и этот факт имеет огромное значение в области образования и воспитания.
Отчеты и статьи о конкурсе авторской поэзии школьников «Цветаев-ские костры» можно прочитать на официальных сайтах К(П)ФУ, Общерос-сийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» («АССУЛ»), МБОУ «Школа №85» г. Казани.
Разработка конкурса была отмечена Почетной грамотой на съезде «АССУЛ», который состоялся в ноябре месяце, в г. Москве. В торжественной обстановке, в Общественной палате РФ, автору конкурса, учителю русского языка и литературы Мазитовой З.А. была вручена Почетная грамота.
География поэтического явления расширяется с каждым годом и кон-курс перерос в крепкую дружбу с цветаевцами из Вашингтона, Павлодара, Феодосии, Елабуги, Самары и других городов. «Поэтическое явление «Цве-таевский костер» именно такие слова светились на экране сквозь легкую зе-лень берез, обильно растущих во дворе школы. Ребята из разных школ го-рода Казани –активные участники конкурса: Гимназия № 91, Школа № 132, № 49, № 11, №139, № 137, Лицей № 78, № 185, Школа «Прогресс», Школа
«Юных творцов».
Поразила массовость праздника. Школа шумела, несмотря на первый день каникул. Ученики и учителя с приколотыми к груди эмблемами (не ри-сунок, а живой желтый лепесток с горсткой рябины посередине) украшали праздник.
Кроме конкурсантов, на празднике было много гостей. Любовью к поэ-зии прониклись не только учащиеся, но и их родители, которые не просто помогали организовать праздник, но и исполнили прекрасную композицию на стихи Марины Цветаевой.
На конкурсе рассматривают видеоролики (видео-выступления) с про-изведениями авторской поэзии (стихи авторства самих учащихся). Для участников возможно, как чтение наизусть, так и выразительное чтение.
Конкурс проходит в двух форматах: очный и заочный. В очном туре традиционно принимают участие школьники города Казани и Чистополя (70 человек). В заочном – представители других городов (130 человек). В 2019 году, на конкурс были присланы видеоролики из Московской школы № 1619 им. М. Цветаевой (более 100 роликов). Студенты ГИТИСа с большим инте-ресом участвовали в конкурсе, прислав также свои видеоролики (дипломные работы) по творчеству М.Цветаевой.
Ежегодно в гости к участникам конкурса приходят студенты К(П)ФУ. Особенный интерес проявляют студенты – иностранцы из Китая, Вьетнама, Индии
Участники вправе выбрать для своих выступлений любой из язы-ков, при этом в рамках Конкурса предусматривается награждение по номи-нациям:
• Авторская поэзия на татарском языке;
• Авторская поэзия на русском языке;
• Авторская поэзия на языках народов Российской Федерации;
• Авторская поэзия на иностранных языках.
Желанные гости и жюри конкурса:
-директор Высшей школы русского языка и межкультурных коммуни-каций им. И.А. Бодужа де Куртенэ Толчинский Л.Г.,
- заведующая кафедрой русского языка как иностранного, Института филологии и межкультурной коммуникации, д.ф.н., профессор Бочина Т.Г.,
- к.ф. наук, доцент кафедры русского языка как иностранного Высшей школы русского языка и межкультурной коммуникации им. И.А.Бодужа де Куртенэ Штырлина Е. Г.,
- заместитель директора гимназии №139 к. п. наук, Заслуженный учи-тель РТ Романова Л. Ю.,
-автор 5-ти поэтических сборников, член Союза писателей РТ, Союза российских писателей Грунис С. К.,
-журналист из города Елабуги Ларина М. Н.
Поэтический праздник- комплекс успешности воспитательно- идеоло-гического процесса обучающихся. «Цветаевские костры» мотивируют есте-ственное желание относиться к происходящему творчески, по-новому смот-реть на мир. Поэзия дает возможность выразить чувства, которые накопи-лись в сердце. Она возвышает нас над миром повседневности, будничности и обогащает духовно, помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, муже-ственнее. Именно поэзия является связывающим звеном в в духовно- нрав-ственном развитии молодежи.
Цветаевские костры – это всегда радостная встреча с близкими по духу людьми, новое прочтение знакомых строф, литературные открытия и твор-ческие диалоги. Пусть Цветаевские костры собирают и греют своим теплом любителей творчества великого поэта!
Список литературы
1. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пос. для учителя / Е.Л. Мельникова. – М.: АПКиППРО, 2002. – 168 с.
2. Мельникова, Е.Л.Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. – М.: Баласс, 2008. – Вып. 8. – С. 5–55.
3. Мельникова, Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе /
4. Е.Л. Мельникова // Образовательная система «Школа 2100»: Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования: сб. мат. – М.: Баласс, 2009. – Вып. 9. – С. 164–283
Инклюзивное образование |
Дополнительное образование |
Воспитание |