Концепты современного воспитания в УДО: опыт и перспективы

Политова В. В., Абдуллина Э.А. методисты высшей категории ЦДТ Вахитовского района г. Казани


Уникальная и единственная в мире система внешкольного воспитания, разработанная советским государством, остается востребованной и сегодня, широко используется ее неоценимый опыт, переориентируя и корректируя его в аспекте требований нового поколения. Но время меняет акценты. Новый статус «дополнительное образование» активно повлиял на ведущие тенденции современных учреждений дополнительного образования (УДО) и соответственно воспитания. Характеристика его включает многофакторный спектр направлений, часть из которых удачно реализуется в УДО, ибо здесь превалирует практико – ориентированный компонент, когда ребенок имеет возможность делать, наблюдать, обобщать и извлекать знания в процессе взаимоотношений с людьми и орудиями труда. Этому способствует и новая этика отношений с детьми, которая использует принципы - равенства; диалогизма; сосуществования; единства; принятия; соразвития.

Детство, подростковая юность – особый пласт воспитания. Сегодня перед нами ребенок начала ХХ1 века, который разительно отличается не только от того «Дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, Ушинский и Пирогов, Пиаже и Корчак, но и от ребенка 90-х годов ХХ века. Современные дети - нетерпеливы и сосредоточены, в основном, на краткосрочных целях, ориентированы на потребление и крайне индивидуалистичны, рано взрослеют, ибо самообразование черпают из Интернета. Для них характерен феномен детской многозадачности, что заставляет мозг работать в другом режиме: 8 секунд – средний период концентрации современного поколения на одном объекте, формируется «клиповое мышление», что связано с переработкой информации быстро и короткими порциям. Поменялась сенсорная модальность: дети не читают, а смотрят, не воображая, как при чтении, а это уже другая коммуникативная культура. У них по – другому функционирует память: запоминают не содержание источника информации, а место или способ добраться туда, где она находится, отсюда память «коротка» и «неглубока». Они склонны к аутизации – погружение в себя как способ взаимодействия с виртуальным миром, выступающим защитой от детских проблем. Такие дети лучше разбираются в технике, чем в эмоциях и человеческом поведении, а благодаря открытой и всеобъемлющей информации в Интернете они стали практически независимы от родителей в получении интересующих их сведений. Вот некоторые реалии современного детства.

Что должно делать дополнительное образование? Отвлекать детей от улицы и снижать криминогенность? Помогать школе повышать успеваемость? Стать домом для тех детей, которые «выпадают» из школы? Местом реализации возможностей одаренных? Площадкой для диагностики склонностей к той или иной профессиональной деятельности? Местом, где государство создает условия для того, чтобы дети увлеклись теми профессиями, которые больше всего ему нужны? Этот список можно продолжить и по факту это так, когда каждый находит в нем свое, самое необходимое, чего не найдешь больше нигде… И здесь необходимо вспомнить слова Н.К.Крупской: «Внешкольная работа чрезвычайна важна, так как она может помочь правильному воспитанию ребят, создать условия для их всестороннего развития…»

Ориентироваться в концепции воспитания сегодня помогают исторически сложившиеся нравственные ценности. И здесь важно, как утверждают философы, не черпать цели в идеологических доктринах, а выстраивать их как трансформацию культуры, как умение обходиться с множественным и разнообразным. Ставя в центр воспитания культуру личности, современная отечественная педагогика обосновывает ведущие положения организации дополнительного образования детей, опираясь на его специфические признаки: добровольность участия и дифференциация обучающихся по интересам и направленности на определенный вид деятельности; постановка практических задач и приближенный результат деятельности; разнообразие сфер общения и отношений; гибкая структура детского коллектива; субъект - субъектные отношения взрослых и детей; педагогический коллектив, сочетающий как профессиональных педагогов так и непрофессионалов; единство индивидуального и коллективного творчества. Выделенные признаки постоянно развиваются, обновляют подходы, формы, способы и приемы организации работы УДО и сегодня делают основой: «сквозной» характер содержания используемого материала – от традиционных сложившихся ценностей до сегодняшних, рожденных временем; ассоциативные связи деятельности УДО со всеми значимыми событиями в мире, стране, регионе, городе, школе, в жизни самого ребенка; учет индивидуальных особенностей обучающегося и профиля объединения, кружка, клуба при выборе содержания и форм данной деятельности; акцент содержательной доминанты не на черно-белое видение реальности с позиции «правильно-неправильно», а на толерантную логику - основу мировоззрения гражданского общества; приоритет форм, сориентированных на эмоциональное восприятие ребенка, ибо если он не в состоянии осмыслить что – то, он может это прочувствовать; и, наконец, образовательный эффект используемого материала, направленный не только на развитие в области культуры, политики, прав человека. И как итог вышесказанного - практические знания, невыверенные нравственными постулатами, оказываются бесплодными, а иногда и разрушительными для личности и окружающего мира.

Среди участников воспитательно – образовательного процесса в УДО необходимо выделить методистов – разработчиков нормативных требований, исходя из типа УДО, состава педагогического коллектива и сотрудников, образования взрослых, учета требований региона, концепции и программы развития УДО, потребностей детей и родителей, с учетом сложившихся традиций, ценностных ориентаций, национальной культуры и др. Позиция методиста в УДО исходит из самого понятия «методика» - совокупность приемов, способов, форм, совершенствующих определенную деятельность. Уточнений в этой работе великое множество как мы выяснили из анализа аналогичных исследования (здесь мы опираемся прежде всего на работы М.Б.Коваль), научно-популярной литературы, обобщения опыта современных многопрофильных УДО, собственной многолетней работы в данном направлении, что позволяет учитывать традиции и потенциал методической работы, а именно изменились этические принципы в отношениях детей и взрослых – сегодня это - равенство; диалогизм; сосуществование; свобода; соразвитие; принятие; единство. Кроме того, сложившаяся и проверенная временем устоявшаяся система организации и деятельности многопрофильных УДО ориентирована на реализацию двух блоков:

1) цели, задачи, принципы;

2) содержание, формы и методы, что помогает методисту логично построить свою работу.

В работе методиста также необходимо не забывать аспекты общего (добровольный выбор программ, видов и содержания деятельности в соответствии с интересами, образовательными потребностями и способностями детей); особенного (мотивация, объединение и его законы, разрыв привычных стереотипов школы и среды, принцип переключения ребенка на другую деятельность, постоянное любимое дело и гуманизм, приоритетный в УДО, разный возраст); единичного (личность педагога и использование «понимающей педагогики»), где доминантой образовательно - воспитательного процесса является ребенок.

Закон об образовании имеет преамбулу, в которой говорится, что образование – это процесс воспитания и обучения. Еще древние греки говорили: «Кто преуспевает в науках, но отстает в нравственности, более идет назад, чем вперед». Популяция современных детей характеризуется умением одновременно выполнять ряд различных дел, импульсивностью действий, к сожалению, без анализа их последствий. Они немыслимы сейчас без виртуальной плоскости экрана - телевизионного, видео, компьютерного и сотового телефона, быстрее взрослых считывая информацию. Современные формы работы с детьми в дополнительном образовании тесно связаны сегодня с формами взрослых. Так в практику работы была введена такая форма как «коворкинг» - в переводе на русский язык, «сотрудничество», рассматриваемое как зона, пространство творчества и общения. В сентябре 2022 года на недавно прошедших в Казани всероссийских полуфиналах конкурсов «Большая перемена» и «Лидер», большинство представленных ребятами проектов были связаны с «коворкингом».

Поэтому методисты в первую очередь должны гибко реагировать на целевые запросы нового поколения. Гуманистические традиции УДО утверждают, что любовь к детям многогранна! Н.К.Крупская любила детей заботливо; А.П.Гайдар - весело; А.С Макаренко – требовательно; В.А.Сухомлинский - нежно; Януш Корчак - грустно, но, когда дети вырастали и выходили, он говорил: «Мы даем вам одно - тоску по лучшей жизни, которая обязательно будет». В этих словах замечательного врача и педагога признание, что лучшей жизни нет, она далеко, но она обязательно будет, ибо мир детства — это разомкнутый в человечестве и вечно обновляющий мир природы, где дети - подлинные миротворцы и терапевты для современного мира взрослых.

Список литературы

1. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.

2. История развития детских и молодежных общественных объединений: традиции и современность. Абдуллина Э.А., Политова В.В. Материалы Республиканской НПК «Воспитательный потенциал детского и молодежного движения: преемственность и инновации» (13-22 апреля 2022), Казань

3. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения/М.Б.Коваль. - Оренбург: Южный Урал, 1993. - 62 с.

4. Кузнецова Л.В. Развитие новой этики в отношении ребенка. – информационный бюллетень, VI выпуск, Кострома, 2002.

5. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М., 1989.

6. Социокинетика. Стратегия и тактика детского движения нового века. - М., 2003.


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика