Воспитание патриотизма у детей младшего школьного возраста через произведения курса литературное чтения

Палеева Энесса Тагировна,
Сергеева Елена Сергеевна,
учителя начальных классов
МБОУ «Лицей № 83 – Центр образования»
Приволжского района г.Казани


Можно заставить ребёнка решить задачу или выучить стихотворение, но как научить любить страну, в которой он живёт? Работа начинается с самого первого школьного урока, «Урока Мира». На этом уроке дети знакомятся с понятиями «мир», «родина», «родной край», «патриотизм»; ролью государственных символов и важности сохранения исторической памяти о событиях прошлого.

Вопросам воспитания любви к отчизне посвящено много материалов. Самое благоприятное время для привития любви к родине – это школьное годы. Работа над становлением патриотических чувств процесс трудный и долгий, он должен быть систематическим и планомерным. Работа включает в себя развитие любви к своему отечеству, готовность действовать в интересах родины, пренебрегая своими собственными, гордость за культуру родного края, его достижения, успехи, стремление встать на защиту интересов родины и народа, когда в этом возникает необходимость.

Чтение художественных произведений в начальной школе является важнейшим источником для бесед о Родине, любви к ней. Многие произведения служат воспитанию таких черт характера, как честность и взаимопомощь (Л.Н. Толстой «Правда всего дороже», В. Драгунский. «Тайное становится явным»), чуткость и отзывчивость (Л. Н. Толстой «Котёнок», М. Пришвин. «Ребята и утята»), трудолюбие (К. И. Чуковский «Федорино горе», В. Одоевский «Мороз Иванович»), ответственность (В. Осеева «Волшебное слово», Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»), храбрость и смелость (Б. Житков. «Храбрый утёнок», Л. Толстой «Прыжок»).

На уроках литературного чтения эта работа прослеживается при изучении всех разделов, на которые делится курс. Например, в учебниках УМК «Школа России» каждое произведение решает задачи нравственного воспитания и развития личности.

Раздел «Устное народное творчество», с которого ежегодно начинается курс литературного чтения, содержит богатейший материал для воспитания дружбы, взаимопонимания, сострадания, трудолюбия, толерантности, патриотизма. В пословицах, поговорках, загадках, небылицах, потешках, песнях особенно ярко выражено отношение народа к родине: отвага, храбрость, мужество, благородство, честность, стойкость, готовность жертвовать собственной жизнью, при этом осуждаются трусость, слабохарактерность, лживость, малодушие.

Раздел «Летописи, былины, сказания, жития» включает в себя произведения, раскрывающие культурную жизнь народа, исторические события России. Герои этих произведений своими подвигами и доблестными поступками доказывают свою любовь к родине. Так, исторические эпизоды, описанные в «Житие Сергия Радонежского», летописях «И повесил Олег щит свой на вратах Царь-града», «И вспомнил Олег коня своего», оставляют неизгладимый след в сознании школьника, рождая чувство гордости за свою страну, ее культуре, истории.

Названия разделов «Люблю природу русскую», «Люби всё живое», «Родина» говорят сами за себя. Насколько любили родину великие поэты и писатели, дети узнают из того, как они пишут о родной природе. Её красота показывается поэтами в самых обычных вещах — в описании погодных явлений, первого пожелтевшего листочка, листопада, стаи птиц, улетающей в теплые края, первого снега, готовящихся к зиме зверей. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к творчеству таких писателей и поэтов, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, С.Есенин, А.А.Фет, А.Майков, Н.Рубцов, Н.Сладков, М.Пришвин и др.

Патриотизм и любовь к родине начинается для детей младшего школьного возраста с любви к ближним людям: родителям, братьям, сёстрам, дедушке, бабушке. Произведения с таким содержанием подобраны в разделах «Страна детства», «Я и мои друзья» и др. Читая и анализируя их, ребёнок понимает, что окружающие его люди - это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки. Так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к родине.

Поэтический образ родины рисуется в произведениях раздела «Поэтическая тетрадь». Для сердца любого человека очень дороги пейзажи, памятные места, достопримечательности, в сознании всегда остаются зрительные картины. Представляя картины, изображённые автором в стихотворении, ребёнок отслеживает свои внутренние реакции сопереживания, сочувствия, старается выразить их при чтении произведения вслух, старается понять и донести до слушателя чувства поэтов к родному краю.

Таким образом на уроках литературного чтения у детей происходит формирование целостной картины знания своей Родины, знания истории своего отечества. В процессе работы с текстом детям предлагаем определить основную мысль, обращаем внимание на те мысли и чувства, которые развивают любовь и преданность к родине, чувство гражданственности. Например, «Как проявилась любовь к родине у героев произведения?», «Благодаря чему враг был повержен?», «Смогли бы вы поступить также?»

Тема патриотизма продолжается и на уроках внеклассного чтения. Детям предлагается исследовательская работа по проектам, при подготовке к которой, они изучают жизнь и творчество авторов, художественные, патриотические и исторические тексты, тексты о ВОВ, работают со словарями и составляют тематические словарики, пишут мини-сочинения.

Также формированию патриотических качеств личности будут способствовать уроки, проведённые в нетрадиционной форме (устный журнал, урок-спектакль, урок-путешествие, урок-концерт, урок-суд, музыкально-литературные вечера, посещение музеев, выставок)

Такая планомерная и систематическая работа по патриотическому воспитанию непременно приведёт к положительным результатам, дети научатся выбирать правильные ориентиры, на основе которых у них будет выстраиваться система отношений к историческим и современным событиям, будет формироваться чувство гордости за свою родину и народ, уважение к его свершениям.

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Обобщение по разделу «Родина»

Цель: обобщить знания учащихся по теме; расширить представления детей о Родине, как стране и как месте их рождения и жизни; создание условий для формирования умения осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворения.

Задачи:

- учить комментировать и анализировать содержание учебного материала;

- работать над обогащением словарного запаса;

- размышлять над авторским отношением к Родине;

- воспитывать любовь к Родине.

Ход урока:

1. Организационный момент

- Добрый день, дорогие ребята! Наш сегодняшний урок не совсем обычный. Надеемся, что он даст возможность хорошо поработать, проявить находчивость, знания. Пусть наш урок будет успешным для каждого из вас. Желаю вам плодотворно потрудиться!

2. Мотивационный момент

- Мы все живем на красивой и большой планете Земля. На ней размещается много стран и проживает множество народов. Каждый человек живет не обособленно, а в каком-то окружении – это семья, класс, школа, город, страна. Все люди различны по характеру, условиям жизни, традициям. Но у каждого человека есть место, которого нет дороже. Что это? (ответы детей) Правильно, это Родина.

3. Определение темы урока и цели

(звучит песня «С чего начинается Родина»)

- Какие мысли у вас возникли, слушая эту песню? (ответы детей)

- Что такое родина? (ответы детей) Давайте посмотрим толкование этого слова в словаре (работа с толковым словарем). Назовите синонимы к слову родина (работа со словарем синонимов). Каково значение Родины для человека? Как называется наша Родина? Что вы о ней знаете?

4.Речевая разминка

Родина

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес.

В нём умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина.

- О чём это стихотворение?

- Давайте прочитаем это стихотворение с разной интонацией (чтение по слогам; с ускорением; с замедлением; с интонацией грусти, с интонацией восхищения; выразительно.

5. Работа по теме урока

- Какой раздел мы закончили? (раздел «Родина») Произведения какого жанра помещены в этом разделе? Какие литературные жанры вы ещё знаете? Какие произведения о родине вы читали? Какая основная мысль объединяет их? Как называется человек, горячо любящий свою родину?

Этап «Изученные произведения»

- Ребята, давайте вспомним стихи о Родине, которые мы читали в изученном разделе. Что их объединяет? Близки ли вам чувства и мысли поэтов, чьи стихи мы читали? Почему? С одинаковым ли чувством пишут авторы о Родине? Как поэты относятся к своей родине? Какие слова они находят для того, чтобы передать свои чувства?

Этап «Найди пару»

- Проверим, как вы запомнили авторов, которые посвятили свои стихи Родине. Соотнесите пейзаж со стихотворением. (И.Шишкин «Рожь»,В.Поленов « Золотая осень», «Московский дворик», И.Левитан «Над вечным покоем», И.Левитан «Березовая роща», А.Саврасов «Радуга»)

Этап «Вспомни произведение»

«Гляну к северу –

Там в глуши пустынь…» («Русь» И. Никитин)

«Как хороша ты в теплый день

На празднике весны…» («Родине» С. Дрожжин)

«И шорох рощи белоствольной,

И синий дым в дали пустой…» («О. Родина!», А. Жигулин)

Этап «Собери пословицу»

У детей на столах конверты с пословицами. (работа в парах)

Родина - мать, умей за неё постоять.

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет.

Своя земля и в горсти мила.

Человек без Родины - что соловей без песни.

Этап: «Викторина»

Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Какой город является столицей нашего государства? (Москва)

Исторически сложившееся древнее название России? (Русь)

Кто является главой нашего государства? (Президент)

Официальный язык нашей страны? (Русский язык)

Какой праздник мы отмечаем 12 июня? (День России)

Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? (Герб)

Как называют человека, который любит свое отечество, предан своему народу? (Патриот)

Дерево, являющееся неофициальным символом России? (Береза)

Этап «Работа с текстом»

- Найди эпитеты, подобранные авторами для этих слов.

Роща белоствольная

Взор трепетный

Простор чарующий

Русь могучая

Моря седые

Родина православная

6. Конкурс чтецов

Дети читают наизусть отрывки стихотворений о Родине

7. Итог урока. Рефлексия

Наш урок подошёл к концу. Что в изученном сегодня на уроке для вас самое главное? Какие новые мысли, чувства у вас появились? Какой смысл вкладывается в слово родина? Чем богата наша родина? Почему мы гордимся ею? Подводя итоги урока, мне хотелось, чтобы вы помнили, что вы граждане великой страны, имеющую богатую и славную историю. Чтили ее символы и гордились своей страной. Вы, дети России, надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика