Низамова А.И.
учитель начальных классов
МБОУ ООШ №108 г.Казань
Основные принципы воспитания по системе Сухомлинского — это лю-бовь к детям и обучение родителей. Он преподавал мамам и папам теорию воспитания и педагогическую психологию, полагая, что педагогика должна стать наукой для всех, и призывал вкладывать в ребенка прежде всего силы души.
Исходя из принципа Сухомлинского успешная воспитательная работа с детьми невозможна без постоянного сотрудничества школы и семьи, целью которого является согласование, координация воспитательных воздействий.
В нашей школе в образовательном процессе используется так называемая система ценностей (value based learning). По принципу ценностно-ориентированного подхода коллективом школы определяется ценностная тема на каждый месяц. Опираясь на базовую ценность ежемесячно проводятся классные часы, общешкольные мероприятия, квесты и т.д.
В рамках ценностно-ориентированного подхода педагоги используют в том числе такие формы и методы работы с родителями, как посещение семей учащихся, приглашение их в школу, совместные мероприятия, классные ро-дительские собрания и другие форматы.
Посещение ребёнка на дому - это крайняя мера или одна из форм взаи-модействия учителя с родителями обучающегося?
Отвечая на поставленный вопрос, многие согласятся с мыслью, что это одна из форм взаимодействия учителя с родителями обучающегося. На практике же это выглядит как крайняя мера, носящая угрожающий характер, сродни посещению семьи судебными приставами. Данная форма взаимодей-ствия не находит должного внимания и у педагогического сообщества. До-статочно посмотреть на мнения педагогов, классных руководителей, выска-зываемых по этому вопросу в сети Интернет. Вы найдёте множество выска-зываний, которые сводятся к одному или двум позициям: «Зачем мы обязаны это делать в своё свободное время?» и «Что толку от такого визита? Это вторжение в частную жизнь».
В нашей школе организация данного вида взаимодействия носит специ-фический характер. В работе с родителями надо сочетать коллективные и индивидуальные формы. Посещение – это одна из форм. Классный руково-дитель в начале года информирует родителей о том, что в течении учебного года планируется посещение семей учащихся и целях данного визита. Точная дата определяется самими родителями. В посещении семей участвуют класс-ный руководитель, ряд преподавателей, ведущих уроки в данном классе и администрация. Во время визита педагоги знакомятся с условиями жизни своего подопечного. Из бесед с родителями и другими членами семьи полу-чают представление о характере ученика, его интересах и склонностях, об отношениях его с родителями, старшими младшими членами семьи. Встреча проходит в неформальной и домашней обстановке, часто за чашкой чая. Во время таких встреч, помимо всего прочего, даются советы родителям по ор-ганизации выполнения их детьми домашних заданий, режиму дня и прави-лам личной гигиены; информируют их об успеваемости и дисциплине учени-ка в школе, его успехах в общественно-полезном труде.
Успех посещения семьи зависит не только от добросовестной подготовки, но и от поведения учителей. С первых минут встречи с родителями необхо-димо создать атмосферу доверия и доброжелательности. Если классный ру-ководитель впервые начинает работу в классе, первое посещение семьи уче-ника обычно проводится в течении первого полугодия.
При первом посещении ученика обращается внимание на следующие мо-менты:
1) наличие у ученика учебного места;
2) как содержатся его учебные принадлежности;
3) выполняется ли режим дня;
4) что читает ученик, есть ли у него список литературы для внеклассного чтения;
5) какие обязанности в семье выполняет ребёнок, как помогает родителям по дому и по хозяйству;
6) чем любит заниматься ученик после уроков, какие кружки и секции он посещает;
7) чем и как поощряют ученика родители, какая система наказаний есть в семье;
8) есть ли единство требований матери и отца к ребёнку;
9) как родители проверяют дневник, тетради и выполнение учеником до-машних заданий;
10) какие формы совместного отдыха практикуют в семье: прогулки, рыбалки, экскурсии, туристические поездки;
11) учесть социальный заказ родителей.
Во время посещений учащихся на дому учитель накапливает ценный ма-териал о взаимоотношениях детей и родителей, а затем использует его при проведении других форм работы (родительских собраний, конференций, диспутов и др.).
Также в нашей школе имеется хорошая традиция - совместный выезд на природу педагогического состава, учащихся и их родителей. Данная форма взаимодействия носит название «Школа и семья» и является ответным шагом на посещение семей учащихся. В рамках данного мероприятия организовы-ваются различные игры для учащихся. Причём в данных играх участвуют не только дети, но и родители, учителя со своими семьями. Готовится общий стол. Всё это способствует дополнительной социализации детей, сплочению всего родительского сообщества и педагогического коллектива.
Совершенно иной формой взаимодействия является организация соци-ально значимых мероприятий. Это участие педагогов и родителей в ежегод-ной благотворительной ярмарке. На данную ярмарку общими силами гото-вятся различные виды предметов ручной работы, блюд и сладостей, мастер-классы для детей. Все средства, вырученные на ярмарке, идут в качестве ма-териальной поддержки детским организациям.
Концепция развития нашей школы предполагает, что данные формы вза-имодействия семьи и школы будут благотворно влиять как на воспитатель-ную, так и на образовательную работу с учащимися и их родителями. На наш взгляд школа в таком ракурсе способствует развитию личных качеств учащихся, а через развитие ребёнка влияет и на окружение в лице родитель-ского сообщества.
Инклюзивное образование |
Дополнительное образование |
Воспитание |