Взаимосвязь школы, семьи, учащегося и учителя

Низамова А.И.
учитель начальных классов
МБОУ ООШ №108 г.Казань


Основные принципы воспитания по системе Сухомлинского — это лю-бовь к детям и обучение родителей. Он преподавал мамам и папам теорию воспитания и педагогическую психологию, полагая, что педагогика должна стать наукой для всех, и призывал вкладывать в ребенка прежде всего силы души.

Исходя из принципа Сухомлинского успешная воспитательная работа с детьми невозможна без постоянного сотрудничества школы и семьи, целью которого является согласование, координация воспитательных воздействий.

В нашей школе в образовательном процессе используется так называемая система ценностей (value based learning). По принципу ценностно-ориентированного подхода коллективом школы определяется ценностная тема на каждый месяц. Опираясь на базовую ценность ежемесячно проводятся классные часы, общешкольные мероприятия, квесты и т.д.

В рамках ценностно-ориентированного подхода педагоги используют в том числе такие формы и методы работы с родителями, как посещение семей учащихся, приглашение их в школу, совместные мероприятия, классные ро-дительские собрания и другие форматы.

Посещение ребёнка на дому - это крайняя мера или одна из форм взаи-модействия учителя с родителями обучающегося?

Отвечая на поставленный вопрос, многие согласятся с мыслью, что это одна из форм взаимодействия учителя с родителями обучающегося. На практике же это выглядит как крайняя мера, носящая угрожающий характер, сродни посещению семьи судебными приставами. Данная форма взаимодей-ствия не находит должного внимания и у педагогического сообщества. До-статочно посмотреть на мнения педагогов, классных руководителей, выска-зываемых по этому вопросу в сети Интернет. Вы найдёте множество выска-зываний, которые сводятся к одному или двум позициям: «Зачем мы обязаны это делать в своё свободное время?» и «Что толку от такого визита? Это вторжение в частную жизнь».

В нашей школе организация данного вида взаимодействия носит специ-фический характер. В работе с родителями надо сочетать коллективные и индивидуальные формы. Посещение – это одна из форм. Классный руково-дитель в начале года информирует родителей о том, что в течении учебного года планируется посещение семей учащихся и целях данного визита. Точная дата определяется самими родителями. В посещении семей участвуют класс-ный руководитель, ряд преподавателей, ведущих уроки в данном классе и администрация. Во время визита педагоги знакомятся с условиями жизни своего подопечного. Из бесед с родителями и другими членами семьи полу-чают представление о характере ученика, его интересах и склонностях, об отношениях его с родителями, старшими младшими членами семьи. Встреча проходит в неформальной и домашней обстановке, часто за чашкой чая. Во время таких встреч, помимо всего прочего, даются советы родителям по ор-ганизации выполнения их детьми домашних заданий, режиму дня и прави-лам личной гигиены; информируют их об успеваемости и дисциплине учени-ка в школе, его успехах в общественно-полезном труде.

Успех посещения семьи зависит не только от добросовестной подготовки, но и от поведения учителей. С первых минут встречи с родителями необхо-димо создать атмосферу доверия и доброжелательности. Если классный ру-ководитель впервые начинает работу в классе, первое посещение семьи уче-ника обычно проводится в течении первого полугодия.

При первом посещении ученика обращается внимание на следующие мо-менты:

1) наличие у ученика учебного места;

2) как содержатся его учебные принадлежности;

3) выполняется ли режим дня;

4) что читает ученик, есть ли у него список литературы для внеклассного чтения;

5) какие обязанности в семье выполняет ребёнок, как помогает родителям по дому и по хозяйству;

6) чем любит заниматься ученик после уроков, какие кружки и секции он посещает;

7) чем и как поощряют ученика родители, какая система наказаний есть в семье;

8) есть ли единство требований матери и отца к ребёнку;

9) как родители проверяют дневник, тетради и выполнение учеником до-машних заданий;

10) какие формы совместного отдыха практикуют в семье: прогулки, рыбалки, экскурсии, туристические поездки;

11) учесть социальный заказ родителей.

Во время посещений учащихся на дому учитель накапливает ценный ма-териал о взаимоотношениях детей и родителей, а затем использует его при проведении других форм работы (родительских собраний, конференций, диспутов и др.).

Также в нашей школе имеется хорошая традиция - совместный выезд на природу педагогического состава, учащихся и их родителей. Данная форма взаимодействия носит название «Школа и семья» и является ответным шагом на посещение семей учащихся. В рамках данного мероприятия организовы-ваются различные игры для учащихся. Причём в данных играх участвуют не только дети, но и родители, учителя со своими семьями. Готовится общий стол. Всё это способствует дополнительной социализации детей, сплочению всего родительского сообщества и педагогического коллектива.

Совершенно иной формой взаимодействия является организация соци-ально значимых мероприятий. Это участие педагогов и родителей в ежегод-ной благотворительной ярмарке. На данную ярмарку общими силами гото-вятся различные виды предметов ручной работы, блюд и сладостей, мастер-классы для детей. Все средства, вырученные на ярмарке, идут в качестве ма-териальной поддержки детским организациям.

Концепция развития нашей школы предполагает, что данные формы вза-имодействия семьи и школы будут благотворно влиять как на воспитатель-ную, так и на образовательную работу с учащимися и их родителями. На наш взгляд школа в таком ракурсе способствует развитию личных качеств учащихся, а через развитие ребёнка влияет и на окружение в лице родитель-ского сообщества.


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика