Эффективные методы воспитания младших школьников

Саяпина Елена Владимировна,
методист Информационно-методического отдела
МКУ «Управление образования ИКМО г.Казани»


Главная задача в воспитании младших школьников – дать позитивный опыт общения с другими людьми, научить корректно себя вести и правильно действовать в разных ситуациях. Семья и школа создают условия для развития свободной, гуманной, творческой, духовной, практико-ориентированной личности ребенка.

Воспитание в начальной школе имеет свою уникальную направленность. Воспитательная работа с детьми в начальных классах направлена на знакомство с нормами и правилами поведения, на формирование личностных качеств, взглядов, убеждений, что во многом зависит от личности самого педагога и его профессиональных навыков.

Особенностью воспитания в начальной школе является возрастная специфика учащихся и крайне ограниченный инструментарий, доступный учителю. Основой обучения на данном этапе является сюжетно-ролевая игра, а также различные формы коллективного взаимодействия между учащимися, особенно при внеурочной деятельности.

В наше время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из главных проблем современности остаётся духовный кризис в обществе, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле и утрачиваются многие духовные ценности, духовно-нравственное воспитание представляет собой одно из средств обеспечения национальной безопасности страны.

В.А.Сухомлинский писал, что духовно-нравственное воспитание направлено, прежде всего, на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни. Одним способов такого «возвышения» в начальной школе» являются краеведческие экскурсии, которые способствуют, на наш взгляд, реализации, заложенного в «Законе об образовании» принципа единства интересов личности и государства в патриотическом воспитании.

Регионализация образования содействует целостному восприятию информации об окружающем мире, с одной стороны, и более глубокому освоению информации, с другой.

Великий русский поэт А.С. Пушкин в своём произведении «Два чувства дивно близки нам», написанном в 1830 году, отмечал огромную роль изучения родного края, которое воспитывает любовь и уважение к нашим истокам, истории и традициям:

Два чувства дивно близки нам…

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Благодаря краеведению ученики на собственном опыте получают возможность прикоснуться к прошлому и настоящему своей страны, своего народа, своей малой Родины, своей семьи, познать свою историю не только в моменты славных побед, но и воочию увидеть и ощутить цену этих великих свершений.

В процессе развития краеведения в России наметились два его направления: научное и школьное. Огромную роль в формировании школьного краеведения сыграл К. Д. Ушинский, заложивший основы «родиноведческого принципа» в обучении, заключавшегося в изучении своего края с целью реализации воспитательных функций обучения.

Самой простой и доступной формой краеведения являются экскурсии, их ценность заключается в том, что с их помощью осуществляется краеведческий принцип обучения, то есть использование местного географического материала при изучении различных тем в ознакомлении с окружающим миром.

Самым доступным и простым с методической точки зрения являются прогулки-экскурсии. Однако, при видимой доступности данного вида внеурочной деятельности, есть ряд нюансов, которые необходимо учитывать педагогу: фиксация внимания; возрастные особенности восприятия информации; максимальный объём усваиваемой информации и т.д.

В начальной школе наиболее популярными и целесообразными видами прогулок-экскурсий являются походы на природу, посещение музеев, объектов общественной инфраструктуры.

Особой миссией прогулок-экскурсий становится воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну у младших школьников.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основная проблема формирования патриотизма – поиск «базовой компетенции». Воспитание чувства патриотизма должно строиться на принципе признания ценности и важности поддержания средствами образования этнокультурной идентичности учащихся. Большой потенциал в патриотическом воспитании заключён во внеурочной деятельности. Чувство патриотизма у детей в этом возрасте формируется, когда они начинают осознавать себя частью целого культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народной культуре.

В начальной школе в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма выступает ознакомление с явлениями общественной жизни, что достигается, в том числе, и благодаря экскурсиям -прогулкам, в ходе которых ребёнок может получить практический эмоциональный опыт. Этот опыт может стать «ростком патриотизма» в средней школе. Гордость за свою семью, свой город, свою страну трансформируется в чувство патриотизма, гражданской идентичности и толерантности.

Одной из важнейших задач образования в наши дни является формирование у школьников умения соотносить себя с гражданской общностью и её ценностями, чего невозможно достичь без грамотного сочетания общего и дополнительного образования, а также процесса духовно-нравственного воспитания.

Таким образом, особенность обучения детей младшего школьного возраста заключается во всестороннем развитии и воспитании личности ребёнка на основе эмоционального компонента.

Начальная ступень школьного образования должна обеспечивать познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками; формировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Поэтому, согласно обновлённым ФГОС НОО, в начальной школе стал активно внедряться метод проектов. Ведущая роль в организации проектной деятельности в начальной школе отводится учителю. Именно он является консультантом учащихся на всех этапах проектной работы, так как, именно от его деятельности зависит достигнет ли ученик желаемого результата. Подготовленные учителя начальных классов активно внедряют в учебно-воспитательный процесс различные виды проектов. Проекты могут носить как предметный, так и межпредметный характер; выполняться вместе с родителями или вместе с одноклассниками; реализовываться как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности – единственным ограничением является фантазия и творческий потенциал учителя.

Впервые, в России метод проектов был апробирован русским педагогом С.Т.Шацким, а Н.К.Крупская ввела метод проекта в систему российского образования.

Метод проектов для младших школьников является стимулом к интеллектуальному саморазвитию, позволяет им разрабатывать план деятельности и согласовывать его с темой и задачами проекта, развивает в учащихся потребность в поиске информации на определенную тему в разных источниках, оценку значимости найденного материала для своей работы. Метод способствует развитию жизненно необходимых трудовых умений.

Как правило, проекты в 1 классах могут выполняться индивидуально (как индивидуальный вклад в общее дело) и не требуют коллективного распределения действий; во 2 классе содержание усложняется за счёт исследовательского характера действий, самостоятельной работой со словарями и созданием письменных текстов; проекты 3 и 4 классов требуют от детей распределённых и согласованных действий, решения речевых коммуникативных задач.

Проблема исследования должна сосредоточена в области познавательных интересов ученика, находиться в зоне его ближайшего развития и мотивировать на самостоятельную работу. При этом, от учителя требуется соблюдение особого педагогического такта, умение корректного отбора информации и постоянное соблюдение баланса между «интересами проекта» и «интересами ученика».

Особого контроля со стороны учителя требует процесс осмысленного применения учениками знаний и умений при выполнении проектной деятельности, а также постоянное стимулирование к самостоятельному поиску новой информации. Кроме того, при выполнении проектной деятельности в начальной школе, не будет лишним обращение к активным методам получения информации, что достигается, в том числе, и благодаря экскурсиям-прогулкам, социологическим опросам, посещению художественных выставок и музеев.

Основным видом проектов в начальной школе являются мини-проекты, которые не должны выходить за рамки 1 урока. Краткосрочные проекты рассчитаны на 4-6 уроков, и используются для координации работы учеников в группе или между проектными группами. Это более сложный вариант выполнения проектной работы для учеников, поэтому требует непосредственного участия учителя на каждом из этапов.

На наш взгляд, проектную деятельность целесообразно разделить на несколько последовательных этапов:

? постановка темы-проблемы проекта;

? определение цели и задач проекта;

? определение методов сбора информации;

? распределение тем проекта между учащимися и их последующая корректировка согласно интересам учеников;

? распределение видов деятельности на каждом этапе работы над проектом;

? промежуточный контроль работы над основной частью проекта

? работа над выводами;

? подготовка конечного варианта проекта к публичной защите с применением презентаций.

Как видно из предложенного плана, работа учеников начальной школы должна сводиться лишь к работе над основной или содержательной частью проекта – над поиском информации, а также к публичной защите результатов своей творческой работы.

В начальной школе ученики впервые приступают к осознанному поиску информации и не обладают навыками верификации данных, что особого контроля со стороны учителя над этим процессом. Учителем должен именно контролировать и направлять поисковую деятельность учеников, а не выдавать им готовый материал для использования, подменяя тем самым учебные навыки. Проектная деятельность в начальной школе должна стимулировать желание ученика сделать что-то новое и интересное самостоятельно, максимально используя и развивая свои возможности.

Проектная деятельность, с одной стороны, позволяет расширить цели и задачи урочной деятельности, а с другой позволяет уменьшить нагрузку на младших школьников путём её переноса во внеурочную деятельность.

Возрастные особенности младших школьников, в той или иной мере, накладывают естественные ограничения на виды проектной деятельности, тем не менее, навыки получаемые в результате её осуществления являются принципиальным условием для продолжения обучения в средней и старшей школе, так как в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий.

Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике знаний и умений у выпускников школ.


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика