Историческая память в цифрах, как средство патриотического воспитания на уроках математики

Айзатуллова Фидария Мирзазяновна
Учитель математики высшей квалификационной категории
МБОУ «Многопрофильная школа №181»
г.Казани, Республики Татарстан


Получить знания — это непросто. <…> но это все-таки вторичное по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, и к семье, и к Родине. Это абсолютно фундаментальные вещи.
В.Путин.

Мир вступил в новый век. Каким будет это время, во многом зависит от нас, педагогов, воспитателей и тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. От этих основ будет зависеть всё духовное и материальное благосостояние государства и общества. Ведь каков человек и его деятельность, таков и мир, который он создаёт. Современное образование невозможно без обращения к личности. Воспитание у наших учеников самостоятельности, инициативы, активности – требование сегодняшнего дня.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Математика - это абстрактный предмет, и поэтому может сложиться впечатление, что он очень неудобен для воспитания вообще, и тем более для патриотического воспитания. Однако считаю, что математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков. Перед учителем математики стоит и другая, не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся.

Мы учим на уроках математики не только основам наук, но и правде, справедливости, честности, мужеству, доброте.

На уроке математики воспитание осуществляется посредством четырех факторов:

• через содержание образования;

• через методы и формы обучения;

• через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;

• через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

Содержание уроков математики составляют устные и письменные вычисления, решение задач, упражнения в измерении, геометрический материал. Одна из главных воспитательных задач, встающих перед учителем – преодоление формальности в преподавании математики. Главный путь решения этой задачи – всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач. Через решение задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.

Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. Тогда урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о славных исторических страницах нашей Родины.

Современное поколение детей не может и представить себе все, что пережила наша Родина, например, за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств вспоминать о подвиге нашего народа.

Примеры.

1) Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной техники, среди них – истребитель «ЯК-3» (А. Яковлев). Максимальная скорость «ЯК-3» 720 км/ч., а немецкого истребителя «Мессершмитт Bf.109» на 120 км/ч. меньше скорости «ЯК-3» и на 30км/ч больше скорости другого истребителя Фокке-Вульф FW-190. Найти скорость немецкого истребителя и сравнить их со скоростью «ЯК-3».

2) Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии

3) Сколько дней длилась блокада? В 1941 году город Ленинград был окружён и взят фашистами в блокадное кольцо. Жители Ленинграда остались без продовольствия, электричества, не работал водопровод, не было отопления в холодную зиму 1942 года. Сколько дней длилась блокада, если известно, что 100 дней город жил без воздушной тревоги, что составляет 1/9 часть всего срока блокады?

Три года жители Ленинграда, 900 незабываемых дней, находились в блокадном кольце немецких захватчиков. В течение этого времени у жителей не было пищи, воды, электричества, но житель города были сильны духом, выдержаны, терпеливы, отважны и верили в нашу Победу.

На блокаде хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые – это тяжело, а смерть детей сознание принимать отказывается. Маленькая записная книжечка, которую вела 12-летняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке 9 страниц, на 6 из них – даты-даты смертей людей, погибших от голода.

1. 28 декабря 1941 г. Женя умерла

2. Бабушка умерла 25 января 1942 г.

3. 17 марта 1942 г. – Лека умер

4. Дядя Вася умер 13 апреля 1942 г.

5. 10 мая – дядя Леша, мама – 15 мая.

6. Савичевы умерли. Умерли все.

7. Осталась одна Таня.

Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 ленинградскими детьми в августе 1942 г. Девочку эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи 2 года боролись за ее жизнь. Девочку перевели в дом инвалидов с более квалифицированным медицинским обслуживанием, но болезнь была уже неизлечимой. 24 мая Таню перевели в Шатковскую районную больницу, где 1 июля девочка умерла.

Здесь уместно рассказать учащимся, что хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. Хлеб – мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему.

Задачи:

1. Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).

2. Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).

3. Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).

4. Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? (В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г).

Решение сюжетных задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности с величием собственных предков.

Так, ребята могут рассказать о

1) А.Н. Колмогорове, который является одним из основоположников современной теории вероятностей. Им получены основополагающие результаты в геометрии, математической логике, классической механике, теории турбулентности, теории тригонометрических рядов, теории меры, теории множеств, теории дифференциальных уравнений, и в ряде других областей математики и её приложений. В военные годы Колмогоров, используя свои исследования в области теории вероятностей, даёт определение выгоднейшего рассеивания снарядов при стрельбе. Эта информация используется при изучении темы в 8 классе «Приближенные значения».

2) А.Н. Крылове - русском и советском кораблестроителе, механике и математике, генерале флота. Он создал таблицу непотопляемости, которая позволяет рассчитывать, как повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля.

3) Н.Г.Четаеве – российском советском механике и математике, рассчитавшем наиболее удачную крутизну нарезки стволов орудий, что позволило обеспечить кучность стрельбы и устойчивость снарядов при полёте.

И таких примеров научных открытий, которые связаны с обороной государства, можно найти очень много: личный пример ученых, биографические факты, их достижения и разработки побуждают учащихся к научной деятельности. То есть, дети не просто осваивают программу, но и стремятся развиваться, следовать примеру математиков-патриотов.

Самое главное – донести школьникам, что все творцы математической науки были высоконравственными личностями, патриотами своей страны, мастерами своего дела.

Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и другие.

1.«Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству».

2."... мы проиграли русским за школьной партой". Дж. Кеннеди.

3. «Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон.

Эпиграф можно записать на доске и прочитать его в начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.

Математика вообще, и геометрия в частности, является феноменом мировой, общечеловеческой культуры. Язык математики является международным языком, он построен на достижениях различных цивилизаций, он не подвластен национальным религиозным различиям, он сближает нации, народы. Не зная какого-либо иностранного языка, мы не сможем прочесть написанное и понять смысл. Но если в той же книге встречаются какие-нибудь числа, мы их прочтем и поймем. «Число, выраженное десятичным знаком, прочтёт и немец, и русский, и араб, и янки одинаково», - писал Д.И. Менделеев.

Заключение

Формирование человека начинается с раннего детства. Именно в школе закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям. Закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности.

За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.

В заключение хотелось бы отметить, что прежде чем воспитывать на уроке математики патриота, нужно для начала заинтересовать учащихся самим предметом, чтобы изучали науку не с одной лишь целью сдать ЕГЭ, а чтобы их интерес к предмету был настолько велик, чтобы они сами могли бы делать различные научные открытия в этой области, а, следовательно, прославлять свою страну. Это и есть истинный патриотизм.

Список литературы

1. Современные подходы к преподаванию математики в основной школе в условиях реализации требований ФГОС : материалы научно-практической конференции. Нижний Новгород, 5—6 марта 2015 года / сост. М. а. Мичасова. — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. — 92 с.

2. Гнеденко Б. В. Математика и математическое образование в современном мире/Б. В. Гнеденко.- М: Просвещение. 1985.

3. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.: 1974, т.2, — с.388-389

4. Кордемский Б. А. Великие жизни в математике/Б.А. Кордемский.- М: Просвещение. 1995

5. Кожабаев К. Г. О воспитательной направленности обучения математике в школе/К. Г. Кожабаев. - М: Просвещение. 1988.

6. Сайт Федерации Интернет – образования - http://senter.fio.ru


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика