Музыкальное воспитание – важная составляющая в формировании личности и здоровья ребенка

Горшунова Н.Д.,
преподаватель
МБУДО «ДМШ № 19», г.Казань


Аннотация. В данной статье рассматривается роль музыкального искусства в воспитании ребёнка в качестве средства, помогающего сфор-мировать у него определенные положительные личностные качества. Непосредственно наблюдая детей в процессе общения с музыкой, автор приходит к выводу, что искусство, побуждая к нравственно-эстетическим переживаниям, всесторонне воздействует на детское развитие. Автор под-чёркивает важность музыки в становлении личности каждого ребёнка и необходимость музыкального образования и воспитания.

В статье отдельное внимание уделено вопросам влияния музыкального искусства на здоровье ребёнка; применение музыки в лечебных и кор-рекционных целях – отдельная тема для обсуждения. Автор приводит примеры из личного опыта работы с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: искусство, музыка, творчество, средства музыкальной выразительности, личность, эстетическое развитие, нравственные качества, аутизм, музыкотерапия.

«Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка,

идя по которой ребенок развивает свои духовные силы»

В.А. Сухомлинский

Искусство является незаменимым средством эстетического воспита-ния, художественного развития, способного глубоко воздействовать на ду-ховный мир человека, поэтому ему отводится важное место в образовании детей, начиная с самого раннего возраста. Правильное формирование личности невозможно без эстетического воспитания, приобщения к искус-ству, к красоте окружающей действительности. Многовековой опыт чело-вечества раскрывается, обобщается, систематизируется в произведениях искусства и через знакомство и восприятие произведений передаётся от по-коления к поколению.

Способствуя самопознанию и самовыражению, воспитывая чувства человека, искусство помогает общению людей.

Музыка – один из видов искусств, представляющий огромные воз-можности для развития творчества человека, формирования его мировоз-зрения, личности, нравственных сторон. Она оказывает сильное эмоцио-нальное воздействие. В музыкальных произведениях возможно передать всю палитру эмоциональных и психологических состояний человека, из-менения чувств, настроений, переживаний. Музыке всегда присуща выра-зительность, музыкальное произведение всегда имеет определенную эмо-циональную окраску: устрашающий грозный характер героя произведе-ния, например, можно выразить через громкое динамичное музыкальное звучание в низком регистре, в сдержанном темпе.

Особенностью музыки является необходимость посредника для её воспроизведения. В обиход музыкально-научных представлений вошла знаменитая формула Б.В. Асафьева «К – И – С»: Композитор (создаёт музыку) – Исполнитель (воспроизводит музыку) – Слушатель (восприни-мает музыку). Исполнителю как посреднику композитора необходимо творчески осмыслить музыкальное произведение, при звукоизвлечении выразить авторские чувства и мысли. Интерпретация произведения испол-нителем влияет на восприятие слушателя. При этом также необходимо, чтобы слушатель был подготовлен к восприятию музыки, обладал общей культурой, имел определённый слуховой опыт и эстетический вкус.

Музыка оказывает существенное влияние на духовное развитие чело-века, сопровождая его на протяжении всей жизни с самого первого дня. Значение музыки связано с возможностями её эмоционального воздей-ствия: в детском возрасте именно эмоции определяют поведение ребёнка, участвуют в формировании всех сторон его личности. Дети способны реа-гировать на любое произведение, находя в музыке отзвуки своих чувств и переживаний. В самом раннем детстве ребёнок выделяет музыкальные звуки из окружающих его шумов. Если в младенчестве ребёнок уже имеет музыкальный слуховой опыт (обычно связанный с колыбельными песнями мамы), то он растёт и развивается более гармонично. Развивать способно-сти, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, нужно с раннего возраста. В старшем возрасте дети уже способны осмыс-ливать некоторые связи между явлениями, определять характер музыки, назвать признаки соответствующего настроения в музыке. Со временем складываются музыкальные интересы, отдаётся предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.

В настоящее время очень многие родители стараются приобщать детей к музыкальному искусству в стенах детской музыкальной школы (ДМШ) или школы искусств (ДШИ). И это правильно, так как процесс обучения в ДМШ или ДШИ целенаправленно формирует эстетический вкус. Дети знакомятся с классическими произведениями, учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства. А ис-полнение музыкальных произведений обогащает опыт ребенка новыми впечатлениями, позволяет более глубоко и тонко воспринимать музыку, развивает художественный вкус.

Музыка играет огромную роль в эстетическом развитии детей. В процессе общения с музыкой обостряется восприимчивость ко всему миру эстетических ценностей, к прекрасному в жизни и искусстве. В результате музыкального воспитания дети становятся грамотными и благодарными слушателями, глубоко чувствующими и понимающими хорошую музыку. Также совершенствуются творческие способности детей. Все виды музы-кальной деятельности: восприятие музыкальных произведений, их испол-нение, – связаны с развитием воображения и творчества. Восприятие му-зыкального произведения всегда является отражением определённого ло-гического процесса, организованного в звуковом материале, что развивает чувство формы, способность эстетического осмысления музыкальных про-изведений, внутренней связи элементов целого. В процессе слушания му-зыки ребёнок сопоставляет, анализирует звуковой материал, учится ду-мать. Таким образом, музыка, как и другие виды искусства, развивает универсальные способности человека, которые реализуются в любой сфере деятельности.

Нравственное становление человека невозможно без музыкального воспитания. «Кто приобщился к музыке, не запятнает себя никаким небла-городным поступком, но, стяжав благодаря музыке величайшую пользу, будет полезен и себе, и родине, всюду соблюдая пристойность, благоразу-мие и порядок», – отмечалось в одном из трактатов уже античного перио-да [2]. Значение музыки в нравственном (качественном) воспитании чело-века, безусловно, разделяют и композиторы. Великому Г.Ф. Генделю при-надлежит высказывание: «Мне было бы грустно, если бы я доставлял лю-дям только удовольствие; моя цель – делать их лучше».

Цель музыкального воспитания – приобщение к музыкальной культуре в целом. Музыка, как и любой другой вид искусства, способна воздействовать на всестороннее развитие личности, побуждать к нрав-ственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающе-го мира, к активному мышлению.

Отдельная тема для обсуждения – применение музыки в лечебных и коррекционных целях. С 2003 года музыкотерапия признана Минздравом России официальным методом лечения. При Российской академии музыки имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации.

«Музыкотерапия», к которой сейчас нередко прибегают врачи, опи-сана еще Гиппократом, её силу использовали средневековые целители. С.В. Шушарджан в своей книге «Музыкотерапия и резервы чело-веческого организма» [5] отмечает, что корифеи античной цивилизации: Пифагор, Аристотель, Платон, – обращали внимание современников на це-лебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле. Известно, что внешние воз-действия, связанные с музыкой, влияют на весь организм. Музыка может оказывать существенный оздоровительный эффект на человеческую психи-ку, облегчать выполнение физических и умственных нагрузок, содейство-вать лучшему запоминанию, воздействовать на определенные мозговые зоны и активизировать работу мозга в целом. Стимуляция мозга классиче-ской музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвра-щает дальнейшую их деградацию. Это позволяет применять музыкальные средства в системе психотерапевтических и психосоматических мероприя-тий (Б.В. Асафьев, В.М. Бехтерев [1], Л.С. Брусиловский, Ю.П. Лисицын, В.И. Петрушин [6] и др.). Как один из видов арттерапии, музы-котерапия оказывает коррекционное и лечебное воздействие на [3]:

• регулирование психовегетативных процессов, физиологиче-ских функций организма;

• регуляцию психоэмоционального состояния;

• повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

• облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекцию коммуникативной функции;

• активизацию творческих проявлений.

Определенные музыкальные произведения позволяют добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности, то есть корректи-ровать состояние ребенка. В музыкотерапии применяются следующие формы: прослушивание определенных произведений; вокалотерапия; рит-мотерапия и логоритмотерапия; динамотерапия. Все эти формы направле-ны на общее оздоровление организма ребёнка, а также способствуют кор-рекции имеющихся отклонений в его развитии. Музыкотерапия (как и лю-бое лечебное средство) имеет ряд противопоказаний: предрасположен-ность к судорогам, нарушение состояния здоровья, сопровождаемое отравлением, острый и хронический отит, резкое повышение внутричереп-ного давления.

Музыка широко применяется в специальной педагогике в коррекционно- развивающей работе со всеми категориями детей с нарушениями в развитии. Клинические исследования показали, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, активизирует резервные силы человека, приводящие к самоисцелению. Например, детям, имеющим детский церебральный паралич, музыкотерапия помогает обога-тить знания об окружающем мире, привить любовь к искусству, научить слушать и понимать музыку, поддерживать внутреннюю гармонию и от-крыть в себе глубокую духовную природу.

Еще одно серьёзное и очень распространённое в настоящее время нарушение в развитии детей – аутизм. Для детей с аутичным типом разви-тия также целесообразно и необходимо применение музыкальной тера-пии. Одной из главных проблем при налаживании взаимодействия с аутич-ным ребёнком есть отсутствие его внимания, пребывание на «своей волне» [4]. Особенно подобранная музыка привлекает внимание и организовывает относительную устойчивость процесса восприятия ребёнка. Выявленная большая приверженность аутистов к предметам, нежели к людям, делает эффективным применение музыкальных инструментов при налаживания диалога с ними (то есть опосредованное общение). Эффекты от применения музыкальной терапии для детей с аутичным типом развития выражаются в эмоциональной разрядке и регуляции эмоционального состояния, облегче-нии ситуации при взаимодействии, повышении возможности сознательных переживаний, в создании основ коммуникативных навыков, в развитии творческого воображения и фантазии, содействии самовыражению и само-развитию, в облегчении возможностей усвоения ребёнком новых отноше-ний.

В школе, где работает автор статьи, обучаются дети с аутичным ти-пом развития. Их немного, и они учатся в общих группах сольфеджио и хора. Конечно, у них аутизм не в такой тяжелой форме, но в общей массе так называемых «обычных детей» они, конечно, выделяются. Обучение детей

с аутичным типом развития в общих группах представляет определённую сложность для педагога. Нужно создать такую эмоциональную атмо-сферу на уроке, чтобы дети приняли необычного ребёнка, ни в коем случае не смеялись над ним, подружить детей, создать атмосферу доверия и добра на уроке. Безусловно, в работе с детьми-аутистами просто необхо-дим индивидуальный подход даже на групповых занятиях. Автор статьи в своей работе использует некоторые методы, которые применяет современ-ная музыкотерапия. Например: метод, направленный на эмоциональную активацию, релаксационный метод, коммуникативный метод, творческий метод в форме инструментальной, вокальной, двигательной импровизации. Учитывая тот факт, что в группе присутствует ребёнок с аутичным типом развития, автор придерживается нескольких правил в построении занятия: начинается и заканчивается урок спокойной негромкой музыкой, на протя-жении занятия отслеживается эмоциональное состояние ребёнка-аутиста и соответственно под него корректируется интенсивность занятия. Усложне-ние материала для такого ребёнка происходит постепенно и малыми доза-ми; он чаще привлекается для участия в ритмических, вокальных, двига-тельных импровизациях. В общении с таким ребёнком используется не-торопливый темп речи для создания атмосферы доверия.

Занятия в группах, где обучаются дети с аутичным типом развития, строятся всегда по одному и тому же плану, меняется только содержание. Основные разделы урока сохраняются: приветствие, настройка на урок (короткие двигательные, слуховые упражнения), проверка домашнего за-дания, объяснение нового материала, музыкальная минутка отдыха, про-щание. Неизменный план урока даёт ребёнку-аутисту почувствовать, что здесь он в безопасности, что здесь всё привычно и постоянно, а зна-чит, занятие помогает умственному и психическому развитию ребенка. Без-условно, процесс обучения таких детей – сложный и длительный, но он признаёт ценность различий всех детей и их способность к обучению, по-могает ребёнку поверить в себя и окружающих.

В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что музыкальное искусство активно участвует в формировании личности и здоровья каждо-го ребёнка, влияет на психику и развитие, определяет пути формирования творческих способностей, улучшает психофизическое состояние.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека: Избр. пси-хол. тр. / под ред. Брушлинского А. В. и Кольцовой В. А. – Москва: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1997. – 416 с. – Текст: непосредственный.

2. Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика / А. Ф. Лосев; под общ. ред. В. П. Шестакова. – Москва: Государственное музыкальное издатель-ство, 1960. – 304 с. – Текст: электронный. – URL: https://www.klex.ru/llp (дата обращения 20.08.2021)

3. Методика музыкальной терапии для детей с аутизмом. – Текст: элек-тронный. – URL: https://www.aba.dn.ua/ru/poleznoe/39-2014-10-21-18-42-06 (дата обращения 20.08.2021).

4. Музыкотерапия. – Текст: электронный. – URL: https://studme.org/243483/pedagogika/muzykoterapiya (дата обращения 22.08.2021).

5. Музыкотерапия и резервы человеческого организма: учеб. пособие / С. В. Шушарджан. – Москва: АОЗТ «Антидор», 1998. – 363 с. – Текст: непосредственный.

6. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. / В. И. Петрушин. – Москва: Академический Проект: Трикста, 2008. – 400 с. – Текст: электронный. – URL: https://ukiik.ru/wp-content/uploads/2020/03/4.- petrushin-v.-muzykalnaya-psihologiya.pdf (дата обращения 15.08.2021).


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика