Подготовка обучающихся к конкурсному выступлению

Багаева Лариса Александровна
преподаватель по классу флейты
высшей квалификационной категории
МБУДО «ДШИ № 16»


Детские музыкальные школы по праву могут называться школами профессионализма, гражданственности и творчества. Основной целью деятельности музыкальных школ является реализация прав граждан на дополнительное образование в интересах личности ребенка, общества и государства. На ряду с реализацией программ дополнительного образования, преподаватели музыкальной школы должны обеспечить социально – психологическую адаптацию обучающихся в обществе, создать необходимые условия для всестороннего развития личности каждого обучающегося в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии на основе неразрывного единства учебного процесса и конкурсной деятельности, воспитать обучающихся высококультурными и всесторонне развитыми личностями.

Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и признанным, особенно если это творческая личность. Участие в конкурсах должно являться одним из приоритетных форм организации работы преподавателя. Это самая действенная мотивация развития музыканта – исполнителя, требующая не только настоящего самостоятельного творчества, но и огромной преподавательской работы.

Современное общество предъявляет к человеку высокие требования: он должен быть образованным, конкурентноспособным, креативным, здоровым и успешным. В связи с этим конкурсанты, которые готовятся к выступлению на различных уровнях конкурсов, должны обладать целым рядом умений и навыков. Конкурс, как творческое состязание юных музыкантов всегда являлся большим стимулом в развитие как конкурсантов, так и преподавателей. На таких состязаниях воспитывается воля, сценическая выдержка, мастерство и много других качеств, формирующих будущего музыканта. Но за этим стоит большой труд, одного обучения навыкам игры на инструменте мало. Необходимо воспитывать «бойца», способного самостоятельно мыслить, умеющего много трудиться и работать над ошибками, выдерживать большие физические и моральные нагрузки, не терять чувство оптимизма, а также быть способным проявить свои знания, умения и навыки на практике. Задача преподавателя правильно построить работу, грамотно подобрать репертуар, найти взаимопонимание между членами команды (преподаватель – конкурсант – концертмейстер), быть на одной эмоциональной «волне» - это есть составляющие успеха и победы на конкурсах.

Для конкурсанта участие в конкурсах – это рост исполнительского мастерства, для преподавателя – это повышение уровня педагогического и профессионального мастерства, помогающего сориентироваться в потоке новых методических тенденций, обменяться опытом, расширить кругозор и оценить уровень детской исполнительской культуры.

Подготовка к конкурсу должна начинается с выбора обучающего, который будет претворять в жизнь все педагогические задачи, переплавляя их в собственные творческие идеи. Здесь стоит подумать об умении преподавателя правильно «делать ставку», вплоть до степени крепости физического здоровья обучающихся и их психологической устойчивости. Главными составляющими успеха, на мой взгляд, являются умение и желание конкурсантов терпеливо трудиться на всех этапах подготовительного пути, в том числе, не бояться необходимой «черновой» работы, тщательно оттачивая все детали музыкального материала, не боятся сцены и быть уверенными в своих силах. Важными конкурсными качествами, конечно, являются артистизм, «сценичность», а также исполнительская воля, способность в нужное время сконцентрироваться, чтобы собрать все детали в единое целое, «по максимуму выдать» достигнутые в период подготовки результаты.

Отдельное внимание стоит уделить выбору конкурсной программы, которая максимально могла бы раскрыть творческие, художественные, технические возможности потенциального конкурсанта. Здесь от преподавателя требуется особая мудрость, прекрасное знание репертуара, возможностей конкурсанта, его темперамента, энергетики, его «плюсов», которые стоит подчеркнуть, и «минусов», которые стоит максимально смягчить. Эта тема актуальна для любого конкурсного возраста, меняется лишь репертуар и его сложность, но высокая планка художественных задач, отделки материала и так называемого «попадания в программу» должна оставаться всегда.

Самый ответственный этап подготовки к конкурсу – тщательная «черновая» работа. Здесь педагогическая профессиональная «планка» должна быть высока: к успешному исполнению конкурсанта нужно вести. Но как именно? С одной стороны, конкурсант сыграет так, как «слышит», то есть интерпретирует сочинение преподаватель. С другой стороны, конкурсанта нельзя «натаскивать» на такое исполнение. Можно и нужно передать ему свое представление о трактовке произведения, о всех сторонах ее звукового воплощения, но в то же время в конкурсанте необходимо разбудить то, что музыканты и актеры называют «нутром», его фантазию, личное исполнительское отношение к сочинению. Одним из условий того, что конкурсант принимает трактовку преподавателя и при этом пропускает ее «через себя», является постоянная работа слуха, слуховой контроль.

Чрезвычайно важна правильная психологическая подготовка и настрой. Всегда следует настраивать конкурсантов на победу, если вы как преподаватель реально оцениваете свои силы в подготовке конкурсантов и знаете, что отдача от них будет максимальной. В процессе подготовки конкурсантов к выступлению на конкурсе, а также непосредственно перед выходом на сцену преподавателям необходимо принимать во внимание условия достижения оптимального сценического самочувствия конкурсанта, творческого состояния, одновременно с этим знать способы преодоления сценического волнения. Преподаватели должны владеть определенным комплексом знаний, приемами психо - эмоционального регулирования состояния юных исполнителей. Сценическое волнение находится в вечном противоречии с достижением исполнителем творческого сценического самочувствия.

Педагогическое общение должно строиться на принципах справедливости, доброжелательности и уважения. Слово – должно являться важным средством общения преподавателя и конкурсанта. Общение позволит раскрыть художественную идею произведения, пояснить свои намерения и вызвать у конкурсантов соответствующие ассоциации, что поможет точнее понять художественный образ сочинения. Перед выходом на сцену преподавателю необходимо провести рефлексию, найти те слова, которые мотивируют конкурсанта на успешное выступление.

Подготовку конкурсантов к конкурсам можно разделить на ежедневные занятия и само выступление. Ежедневные занятия характеризуются как спокойная ситуация: комфортный режим подготовки, привычные условия (пространство, время, среда), ограниченный круг лиц для общения (преподаватель, концертмейстер). Само выступление конкурсанта на конкурсе характеризуется как стрессовая ситуация. Ситуация стресса может быть вызвана рядом причин, таких как незнакомая площадка, наличие зрителей, жюри, конфликтные ситуации, несправедливое решение жюри. Подготовка обучающихся к конкурсам – сложный процесс, включающий решение воспитательных, образовательных, развивающих и творческих задач. Исходя из этого, роль преподавателя заключается в правильной постановке таких задач и грамотном подходе к их решению.

Благодаря участию в конкурсах у конкурсантов воспитывается способность эстетического и музыкального вкуса, формируются умения и навыки исполнительского мастерства, расширяется кругозор и индивидуальность, они приобщаются к труду, усидчивости и целеустремленности. При умелом педагогическом влиянии каждое конкурсное выступление подводит конкурсантов к внутренним «открытиям». «Открытию» себя как исполнителя, «открытию» и разнообразию музыки, «открытию» в себе творческих возможностей.


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика