М.Л. Рахматуллина
директор
Л.К. Рахимова
зав. отделом методической работы
Э.Р. Насыбуллина
зав. организационно-массовым отделом
МБУДО «ДШИ№4», г.Казань


В образовании, как и в любой другой профессиональной отрасли, кадры решают все. Профессионализм педагога, его опыт, уровень методического мастерства, мировоззрение и общая культура обеспечивают высокую эффективность деятельности.Образование сегодня нуждается в педагоге, который способен модернизировать свою деятельность, используя новейшие достижения науки и передового педагогического опыта. Кадровый потенциал (молодые специалисты) является основным ресурсом инновационных преобразований в школе.Поэтому вопрос подбора и комплектации школы педагогическими кадрами,в том числе молодыми кадрами, является одним из важнейших в деятельности руководителя.

Важным показателем в работе является привлечение и подготовка начинающих специалистов. Успеха в работе достигают те конкурентоспособные учреждения, в которых педагогическая мудрость сочетается с идеями молодых преподавателей.

Именно начинающие специалисты способны изменить образование, сформировать образ нового специалиста и поднять престиж профессии. Молодой специалист является залогом успешности конкурентоспособного учреждения дополнительного образования.

С первого дня работы начинающий педагог имеет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем. Как показывает практика, начинающие педагоги оказываются подготовлены к профессии более теоретически, нежели практически.

Возникает противоречие между теоретической и практической подготовкой начинающего педагога к профессиональной деятельности. В условиях реформирования образования это становится особенно актуальным, так как требования к повышению профессиональной компетенции и ответственности каждого специалиста возрастают.

Возникает проблема: неподготовленность начинающего специалиста к решению психологических и педагогических проблем в своей деятельности.

Наиболее эффективной формой методической помощи начинающим специалистам является наставничество.

В обновлении кадрового состава школы начинающими специалистами важно разрабатывать методологию работы с ними. Начинающему специалисту станет легче внедриться в рабочий учебно-воспитательный процесс учреждения, если более опытные коллеги окажут ему помощь в профессиональной адаптации и становлении.

Система наставничества существует в нашей школе уже много лет и имеет свои накопленные традиции. Под руководством опытных преподавателей молодые педагоги знакомятся со спецификой работы в школе, с приоритетными направлениями деятельности, осваивают инновационные педагогические технологии.

В 2006-2007 учебном году к работе в педагогическом коллективе нашего учреждения приступили 6 начинающих специалистов (трое из них – наши бывшие выпускники). Начинающие специалисты, в основном, являлись и сейчас являются студентами дневного отделения Казанской государственной консерватории, Казанского института культуры и искусств. Они отличаются высоким уровнем образованности, глубоким знанием предмета, прекрасными музыкально-исполнительскими качествами.

Заинтересованность в воспитании и закреплении молодых педагогических кадров в коллективе школы, осознание того, что ни один ВУЗ или среднее профессиональное заведение не могут в полной мере подготовить своих выпускников к решению педагогических и психологических проблем, с которыми они сталкиваются в школе, привело к организации в 2006 году в рамках методической службы «Школы начинающего специалиста» («ШНС»). В последствие, ее деятельность послужила основой для создания проекта «Школа начинающего специалиста».

Основная цель проекта – воспитание профессионально-компетентной, творчески ориентированной личности молодого преподавателя на этапе вхождения в профессию, а также стремление сделать молодых специалистов успешными, создать для них пространство, где они могли бы реализовать себя.

Рассчитана «Школа начинающего специалиста» на 3 года для каждого участника.

В течение этого периода осуществляется работа по следующимнаправлениям:

- знакомство с историей и традициями школы;

- изучение нормативных документов, содержания учебных программ, требований к ведению школьной документации;

- мониторинг и последующий анализ затруднений начального периода трудовой деятельности;

- организация практико-ориентированных семинаров по возникающим у молодых специалистов педагогическим затруднениям;

- консультации методиста и наставников по вопросам организации урочной деятельности, постановки целей и задач, приобретения навыков анализа собственной деятельности;

- организация взаимопосещений и посещений уроков наставниками с последующим анализом возникающих проблем.

Педагоги-наставники помогают молодым педагогам адаптироваться в коллективе, оказывают методическую поддержку, отслеживают успехи подопечных, дают рекомендации по организации учебного процесса, посещают уроки и сами выступают с мастер-классами, тем самым, способствуя формированию у начинающих специалистов профессиональных навыков.

Проект «Школа начинающего специалиста» -это не только лекции, семинары и консультации, но и доверительные взаимоотношения в педагогическом коллективе. Доброжелательная атмосфера в коллективе залог успеха конкурентоспособного учреждения любой направленности. Разработка подобного проекта способствует успеху в инновационной, кадровой и качественной, образовательной работе в учебном процессе детской школы искусств.

Ежегодно в рамках проекта для молодых педагогов в школе проводится конкурс методических работ «Созвездие педагогических идей», который стимулирует и обеспечивает формирование у них исследовательских умений и методической грамотности. Молодые педагоги активно участвуют и представляют на конкурс интересные и разнообразные статьи, пособия, переложения, методические разработки. Очень важно, что конкурс становится стартовой площадкой для участия начинающих педагогов в подобных мероприятиях более высокого уровня.

Реализация настоящего проекта способствует эффективному взаимодействию всех субъектов образовательного процесса, успешной организации работы с начинающими педагогами так, чтобы процесс адаптации был непрерывным.

Высокая результативность, активность методической деятельности, непрерывное развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса послужили основанием для открытия в 2014 году на базе нашей школы Городской инновационной площадки (Приказ №763 от 14.10. 2014 г УО г. Казани), где был представлен проект «Школа начинающего специалиста». В 2018 году произошла успешная защита и модернизация проекта «Школа начинающего специалиста».

В 2019 году в школе возникла потребность в систематизации и конкретизации работы педагогов-наставников, что привело к появлению нескольких моделей наставничества.Это направление получило новое развитие и легло в основу следующего проекта школы - «Инновационная система моделей наставничества», который связан с внедрением в систему наставничества инновационных моделей: ментор, фасилитатор, эдвайзер и баддинг.

Фасилитатор–руководитель проекта, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию.

Ментор - более опытный и квалифицированный педагог, который передает своему подопечному знания и навыки, необходимые тому для эффективного выполнения профессиональных обязанностей, повышает уровень методической грамотности подопечных.

Эдвайзер помогает личностному росту, оказывает поддержку в разработке контента учебных программ, помогает поддерживать традиции в профессиональной культуре конкретного учреждения.

Баддинг ставит целью оказать психоэмоциональную поддержку начинающего специалиста.

Комплексный системный подход в воспитании у начинающего специалиста профессиональных компетенций, повышении общекультурного уровня коммуникаций также является важным фактором в формировании высокопрофессиональных кадров.

Новый проект «Инновационная система моделей наставничества» также был представлен на Городском семинаре, который состоялся на базе школы, как городской инновационной площадки, в ноябре 2019 года.

На сегодняшний день о результативности деятельности Школы начинающего специалиста говорят следующие факты: 100% начинающих специалистов успешно проходят период адаптации и становления в педагогической профессии,проходят процедуру соответствия занимаемой должности через 2 года, а далее и аттестацию. Большинство продолжают осуществлять свою деятельность в школе. Выпускники ШНС, которые по разным причинам уходят из коллектива, не расстаются с профессией педагога, продолжая свой профессиональный путь в других городах России и даже за ее пределами.

Выпускники ШНС прежних лет на этапе 5-8 лет педагогической работы становятся известными и уважаемыми в городе и республикепреподавателями, творчески ориентированными, ищущими

инновационные методы работы. Они занимают активную жизненную позицию. Уже сейчас можно сказать, что они являются крепким стержнем нашего педагогического коллектива, на них равняется вновь поступающая на работу молодежь, нынешние «учащиеся» Школы начинающего специалиста.

Положительная динамика пополнения школы начинающими кадрами продолжает сохраняться на протяжении вот уже многих лет. В данный момент в составе ШНС 22 молодых педагогов.

Пополняют ШНС и выпускники школы, окончившие Казанский музыкальный колледж имени И.В. Аухадеева, Казанскую государственную консерваторию имени Н.Г. Жиганова, Казанский государственный институт культуры. В настоящее время в школе работают 8 наших выпускников разных лет. Нас радует, что наши выпускники возвращаются в родную школу, и мы надеемся, что они своей деятельностью будут способствовать её дальнейшему развитию и процветанию!


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика