Профессиональные конкурсы как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога в условиях реализации методической темы учреждения

Н.В.Демьянова,
методист
МБУДО «Центр детского творчества пос.Дербышки»
Советского района г.Казани


Методическая работа - одно из важнейших направлений работы Центра детского творчества, от которой зависит выработка стратегии и перспектива развития образовательного учреждения.

Это составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Планирование методической работы требует системного подхода, идеологической основой которого должна стать единая методическая тема. Методический совет Центра разработал Проект реализации методической темы в рамках самообразования педагогов.

Основная идея проекта: только успешный, сумевший реализовать свой творческий потенциал, постоянно развивающийся как личность, педагог может воспитать успешного ученика.

В ходе работы над методической темой главным для нас стало: непрерывное повышение квалификации. Работа над самообразованием. Это процесс трудоёмкий, но педагог, находящийся в постоянном творческом поиске, занимающийся самообразованием, может подняться на определенный уровень профессионализма. Подлинное знание – это индивидуальное знание, созидаемое на основе собственной деятельности. Любое дело требует определенного уровня компетентности. Как известно, одним из условий модернизации российского образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.

Профессиональная компетентность - способность педагога решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, педагогических знаний.

Третий год, работая над методической темой нашего Центра, мы сделали вывод, значительную роль играет участие педагога в профессиональных конкурсах. Это дает осмысление инновационных идей, сохранение и упрочение педагогических традиций, стимулирование активного творческого, новаторского поиска педагога. Определяя значимость конкурсного движения для профессионального развития педагогов, возникают часто задаваемые вопросы:

Для чего необходимо участвовать в профессиональных конкурсах?

Думаю, первое. Педагог, участвуя в конкурсах, приобретает опыт поиска и систематизации наиболее эффективных способов работы и внедрения в практику инновационных технологий;

Второе. Участие в конкурсах способствует актуализации и презентации педагогами собственных педагогических находок и достижений;

И третье, что немало важно. В рамках участия в конкурсах предоставляется возможность публичного представления опыта, демонстрации определенных итогов работы, а также объективного самоанализа.

Участие в дистанционных конкурсах, также вносит определенную значимость. Что это даёт для повышения профессионального уровня педагога?

Во-первых, он учится грамотно использовать учебные ресурсы Интернет, во-вторых, те, кто прошёл школу дистанционного конкурса, мыслят и действуют по-другому. Они осознают, что сфера их деятельности – открытое образовательное пространство, коллеги, находящиеся в разных городах. А это ощущение единства своих единомышленников всей страны, ответственность за профессиональный уровень и достоверность информации.

Подготовка к конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом. В это время педагог анализирует свою деятельность (что удалось, чем можно поделиться, какие возникают трудности), систематизирует свой педагогический опыт, работает с документами, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство компетентность. Конкурсы педагогического мастерства помогают: выявить уровень профессионализма каждого участника, способствуют:

•профессиональному росту педагога, дают толчок к дальнейшему творческому развитию; способствуют выявлению творческих, инициативных педагогов,

•не стоит забывать и о том, что участие в конкурсах – это не только профессиональный рост для педагога, но и интеллектуальный рост его обучающихся, потому как их тоже можно привлекать к участию.

Еще один немало важный вопрос. Возникающие проблемы у педагога, участвующего в конкурсах профессионального мастерства.

Чтобы подготовиться к любому конкурсу, педагогу необходимо самому узнать как можно больше, перелистать сотни страниц различных печатных педагогических источников, а для этого необходимо найти время. А как только находится что-то интересное, занимательное и увлекательное, то хочется поделиться находками не только с коллегами, но и с детьми. Но, почему же не каждый педагог стремиться попробовать свои силы в педагогических конкурсах?

Здесь мы столкнулись с проблемами:

- пассивность и сопротивление педагогов;

- внутренняя неготовность педагогов в само презентации;

- отсутствие ситуаций, когда у педагога появляется такая потребность.

- педагоги не хотят участвовать в конкурсах, так как испытывают трудности, составляя документацию к конкурсу. Для кого-то сложно систематизировать накопленный педагогический опыт; пугает огромное количество материала для представления своего опыта.

На этот случай необходима помощь методиста как общего «координатора». Мы создаем рабочую творческую команду для поддержки педагога.

Для более активного участия педагогов в конкурсном движении, ежегодно организовываем внутренний конкурс профессионального мастерства методических разработок, мероприятий, занятий, проектов «Твори. Участвуй. Побеждай». Это дало толчок в заинтересованности дальнейшего участия педагогов в конкурсах на различных уровнях. Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать или не принимать их, поддерживать и игнорировать – но, думаю, сложно отрицать то, что сама конкурсная ситуация – это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчёта времени, огромное психологическое напряжение.

Давайте по другому посмотрим на участие в них, не как «обязаловку» (хотя это входит в должностные обязанности). Все-таки профессиональные конкурсы – это мир соревнования и общения с интересными людьми, мир находок и счастливых моментов. А также внутреннего самоутверждения.

Творчество постоянно ведет вперед, не дает успокоиться, остановиться, разочароваться. Не все бывает гладко, не все получается, не надо бояться проигрывать, ошибаться. Вот когда убеждаешься в справедливости мудрого изречения: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Зато успехи окрыляют, дарят радость свободного творческого полета. Уважаемые коллеги! Пробуйте свои силы в профессиональных конкурсах, показывайте свои достижения, мы уверены: вам есть, что показать и чем поделиться! Постигайте тонкости и секреты современного педагогического мастерства! Успехов Вам!

Список использованных источников:

1. Методическая работа в общеобразовательном учреждении: учеб. - метод. пособие / А.А. Глинский; ГУО «Акад. последиплом. образования». - 3-е изд. – М.: АПО, 2015.

2. Глинский, А.А. Управление системой методической работы в общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие / А.А. Глинский. – М: 2008. – 252 с.

3. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии – 2010. – №1. – С.164-168.

4. Щетинская, А. Развитие творческого потенциала педагога / А. Щетинская // Воспитание школьников. – 2011. – №7. – С. 23-26.

7. Сластенин, В.А. Субъектно-деятельностные технологии становления профессионализма социального педагога / В.А. Сластенин // Педагог. – 2013. – №1. – С. 40-46.

8. Блинова, И.К. Организация научно-методической работы в общеобразовательном учреждении / И.К. Блинова // Практика административной работы в школе. – 2004. – № 1. – С. 17-23.

9. Петренко, А.А. Современные подходы в деятельности методических служб в условиях муниципального образования / А. А. Петренко // Методист. – 2015. – № 3. – С. 32-35.


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика