Развитие одаренности у детей с ОВЗ

Шамсувалиева Рауза Равильевна,
учитель истории
МБОУ «Лицей № 177» г.Казани


Проблема одарённости детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время становится всё более актуальной. Каких детей называют одарёнными детьми с ОВЗ? Какие они имеют особенности, как с ними работать?

Одаренные - это те дети, которые признаны образовательной и медицинской системами превосходящими уровень интеллектуального, творческого развития других детей своего уровня и диагноза. Многое зависит от социальной адаптации, воспитания, темперамента и личности в целом. Это ребенок, который самостоятельно проявляет не свойственные возрасту, а главное диагнозу способности. Одаренные дети могут достигать необыкновенных успехов в раннем возрасте. Все зависит от среды, в которой растет и воспитывается ребенок и от его желаний, настроений [6].

К главным особенностям детей с ОВЗ можно отнести негармоничность их развития. Прежде всего это их физический недостаток, который откладывает свой отпечаток как на развитие личности в целом, так и на развитие способностей. Подавляющее число таких детей с раннего возраста общалось и общается, как правило, только с довольно узким кругом взрослых людей. Из-за этого они имеют трудности адаптации, не имеют опыт самостоятельного социального общения. Половина из этих детей не имеет ярко выраженного периода игровой деятельности. Их основные интересы лежат в сохранении здоровья, лечении, реабилитации.

И еще один сложный момент: одаренные дети с ОВЗ часто обладают более хрупкой душевной конституцией по сравнению со сверстниками. Таких детей отличает склонность к философствованию. Часто физический недостаток таких детей делает индивидуалистами, то есть умеют и любят работать в одиночку. Еще их отличает стремление к совершенству - перфекционизм. Также им присущи и особенности обычных одарённых детей: любознательность, сверхчувствительность к проблемам, отличная память, оригинальность мышления, творческое восприятие [4].

Выявление одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья должно начинаться уже в дошкольном учреждении на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, физического развития, речи, памяти, логического мышления, творческих способностей. Забота об одаренных детях – одна из особенностей нашего времени.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. В России для детей с ОВЗ успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий, с детьми работают врачи, специальные педагоги. Но, в результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая.

Альтернативой такой системы является инклюзивное образование. Это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Во всем мире растет интерес к решению проблемы обучения одаренных детей с ОВЗ в естественной для них микросреде – в среде их «нормальных» сверстников. И еще более важно понимание того, что впоследствии одаренным детям с ограниченными возможностями здоровья придется жить и работать не в каком-то специальном обществе, а среди обычных людей.

Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике. Поэтому важен принцип системности, непрерывности работы с одарёнными детьми-инвалидами и необходимость в разработке индивидуальной образовательной траектории для таких детей [1].

При проведении занятий с детьми педагог должен соблюдать этические нормы взаимодействия с ними, проявлять такт и профессионализм, помнить о целевом назначении коррекционно-развивающей и профилактической работы. Кроме этого необходимо создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагога, ребенка и родителя, создание развивающей среды как фактора психического развития ребенка, а также выявление и анализ причин трудностей, связанных с обучением [5].

Технологии сопровождения детей с ОВЗ, используемые в практике педагога:

? анализ особенностей развития познавательной деятельности детей, выявляемых в результате мониторинга;

? оценка уровня актуального развития этих детей;

? индивидуализация образовательного маршрута ребенка;

? оценка эффективности проведенных мероприятий по взаимному изменению образовательной среды и ребенка

Методы и методики коррекции:

? словесные (объяснение, беседа, дискуссия);

? наглядные (дидактические игры, упражнения, задания);

? практические (дидактические и подвижные игры, упражнения, задания, рисование, релаксация, конструирование, игры-соревнования, физминутки) [2].

Принципы построения занятия:

? системность (единство диагностики, коррекции и развития);

? непрерывность;

? вариативность;

? цикличность построения занятий;

? единство возрастного и индивидуального подхода;

? наглядность обучения;

? доступность;

? развивающий и воспитывающий характер учебного материала;

На современном этапе особую актуальность приобретает внедрение новых информационных технологий в образование и развитие одаренных школьников с ограниченными возможностями по здоровью в силу их нестандартности и специфической адаптации в общество. Малочисленность одаренных детей с ОВЗ не способствуют их адекватной социализации и адаптации. Использование Интернет-технологий позволяет "снять" проблему общения и образования одаренных детей и детей-инвалидов независимо от их географической принадлежности. Что позволяет им раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал и адекватно социально адаптироваться в общество.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т.д.). Это становится серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.

Отличительная особенность современного общества – динамичность развития. Успешность человека в социуме все больше зависит от его способности к самостоятельному поиску решений в проблемных ситуациях, поисковой и творческой активности.

Для педагога одним из средств развития творческой активности детей с ОВЗ является организация их участия в различных играх, конкурсах и соревнованиях.

Многочисленные конкурсы, выставки, фестивали – это возможность для особенных детей проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных взрослых.

Поэтому необходим целостный подход к построению образовательного процесса для одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, который основан на интеграции базового и дополнительного образования детей в рамках образовательного учреждения.

Согласно исследованиям психологической науки, на 80% возможность высоких достижений в жизни обеспечивает так называемый «эмоциональный» или «социальный» интеллект. Этим термином определяются самомотивация, устойчивость к разочарованиям, контроль над своим эмоциональным состоянием. Именно поэтому интеллектуальные, творческие игры и конкурсы, а также спортивные состязания традиционно рассматриваются как эффективные пути выявления и развития неординарных способностей детей [6].

Результат конкурса — не просто выполненные детьми творческие проекты и не только победа в номинации – это, прежде всего, сам опыт самостоятельной работы, расширение кругозора, развитие творческих способностей. Участвуя в конкурсах наравне с учащимися из общеобразовательных школ, дети с ОВЗ приобретают неоценимый опыт общения со сверстниками, у них развиваются уверенность и самостоятельность, желание активно заниматься общественной деятельностью, что позволяет в дальнейшем добиваться по-ставленных целей и максимально способствует развитию толерантности [3].

Среди воспитанников нашего лицея есть такие дети, которые принимают участие в конкурсах для учащихся общеобразовательных школ различного уровня и добиваются больших успехов, став лауреатами и дипломантами, призерами и победителями.

Однако победы в конкурсах не возникают на пустом месте. Подготовка школьников к этой особой форме деятельности требует от педагога осведомленности в организационных вопросах и знание методики подготовки учащихся. В это время необходимо уделять большое внимание индивидуальной работе с учащимися с учетом познавательных интересов и потребностей, оказывать помощь в организации подготовки. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности личности учащегося: уровень умственного развития, личные черты характера, психологические особенности –сосредоточенность, отвлекаемость внимания, скорость восприятия и повы-шенную утомляемость детей.

Но, не зависимо от того какой ребёнок пришёл к нам на обучение, он должен быть окружен заботой и вниманием. Мы его должны принять таким, какой он есть и помочь развить его личностные качества для успешной социализации в современном социуме.

Список литературы

1. Борисова Н.В., Прушинский, С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. - Владивосток.: Транзит-ИКС, 2009.-127с.

2. Варенова Т.В. Коррекция развития детей с особыми образователь-ными потребностями: учебно-методическое пособие. - М.: Форум, 2015.-272 с.

3. Зырянова С.И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями. Журнал Дошкольная педагогика, 2015.

4. Лосева А.А. « Психологическая диагностика одарённости»: Учеб-ное пособие для вузов. -М.: Академический проект, 2004 .

5. Матюшин А.М., Яковлева Е.Л. «Учитель для одарённых детей».- М.: Знание. 1991.-169 с.

6. Панов В.И. «Одарённые дети: выявление – обучение и развитие. -М.: Педагогика, 2001.- N 4. 30-44 с.


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика