От теории к практике: сетевое взаимодействие инклюзивной школы с образовательными организациями

Файзуллина Ольга Сергеевна
Заместитель директора по учебной работе,
учитель–дефектолог,
МБОУ «Школа № 1» г.Казани


На данный момент происходит интенсивное развитие инклюзивного образования в Российской Федерации. Мероприятия по модернизации и повышению качества образовательных услуг направлены на улучшение инфраструктуры образовательных организаций.

Это опосредовано увеличением количества детей с инвалидностью, так по данным Федеральной государственной информационной системы - Федеральный реестр инвалидов, на 1 февраля 2022 года численность детей с инвалидностью в Российской Федерации составляет 11 285 488 человек. В Республике Татарстан численность детей с инвалидностью составляет 285 756 человек.

Развитие нормативно-правовой базы имеет ключевую роль в инклюзивном образовании. Наиболее важные из них:

? Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

? Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

? Письмо Рособрнадзора от 16.04.2015 01-50-174/07-1968 О приеме на обучение лиц с ОВЗ

? Постановление РФ от 15 апреля 2014 года №295 об утверждении государственной программы РФ "Развитие образования" на 2013-2020 годы;

? Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О социальной защите инвалидов в РФ (с изм. и .доп., вступившими в силу с 01.01.2019);

? Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 №363 "Об утверждении государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011-2025 гг.";

? Указ Президента РФ от 07.05.2012 №599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

? Указ Президента РФ от 07.05.2012 №597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

В соответствии с новым нормативно-правовым обеспечением системы образования в Российской Федерации, инклюзивное образование является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с инвалидностью на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Рассмотрим на примере общеобразовательную школу, реализующую инклюзивное образование: «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» Вахитовского района г. Казани». Миссия школы – это непрерывное образование и самореализация каждого ребенка; здоровье сбережение и предоставление равных образовательных возможностей. Одним из проектов, реализуемых на базе МБОУ «Школа №1» это «Открытая школа». Первостепенной задачей стоит обучение в образовательной экосистеме внутри школы, обеспечивающей ценность личного и коллективного обучения.

Особенности сетевого взаимодействия. Внешнее взаимодействие МБОУ «Школа №1» реализуется через привлечение студентов и молодых специалистов Казанского Инновационного университета к психолого-педагогическому сопровождению ребёнка с инвалидностью (тьюторы, специальные психологи, педагоги-психологи, дефектологи, специалисты дополнительного образования); АНО «Школа для всех» центр социальной поддержки консультирование и обучение родителей (законных представителей), повышение квалификации педагогов, через курсы, семинары, тренинги и т.д.

Результаты организации сетевого взаимодействия: повышение эффективности использования методических ресурсов; расширение возможностей для повышения квалификации, педагогического мастерства и психолого-педагогической компетентности педагогических кадров; повышение качества образовательного процесса в образовательной организации.

Список литературы

1. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики / С.В. Алёхина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.inclusiveedu.ru/content/File/alehina/pno_2014_1_alehina.pdf

2. Алехина С.В. Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма [Текст] / С.В. Алехина, Л.П. Фальковская. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014. – 28 c.

3. Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: Методические материалы для руководителей образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») [Текст] / С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова, Т.Ю. Сунько, Е.В. Самсонова. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 147 с.

4. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике / Н.Я. Семаго [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.psyjournals.ru/psyedu/2011/n1/39850_full.shtml

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика