Хайрутдинова Ляйсана Вазиховна
учитель начальных классов
МБОУ«Школа №127» Приволжского района г.Казани
Проблема обучения детей с особыми образовательными потребностями сегодня является одним из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья растёт. Образование детей с особыми образовательными потребностями предусматривает создание для них специальных условий и равные с обычными детьми возможности для получения образования, оздоровление, лечение, воспитание, коррекцию нарушений здоровья и социальную адаптацию.
В числе предпосылок увеличения детской инвалидности врачи считают увеличения уровня заболеваемости будущих родителей, неблагоприятные условия труда женщин, неправильное и нерациональное питание, рост детского травматизма и экологическая проблема.
Раньше мировые системы образования четко делились на массовые и специальные. Детям сложными диагнозами можно было вообще не получать образование. Однако, статья 43 Конституции Российской Федерации обязывает родителей предоставить ребёнку доступ к образованию. Ведь основой определения «инвалидность» являются «ограничения жизнедеятельности», которые уменьшаются в результате проведения реабилитационных мероприятий. [2, с.51]. По официальным данным, в списке причин детской инвалидности «лидируют» болезни нервной системы и органов чувств. [4, с.15]
Психологическое сопровождение родителей ребёнка с особенными потребностями — это важная и трепетная проблема. Для этого необходимо сделать родителей партнёрами в обучении ребёнка, потому что они являются тьюторами и лицами, сопровождающими своего ребёнка.
На сегодняшний день существует 5 основных способов дать образование детям с ограниченными возможностями:
? обучать их самостоятельно на дому;
? отдать в коррекционную школу;
? найти инклюзивную школу;
? заключить договор с обычной общеобразовательной школой, чтобы учителя приходили на дом;
? найти школу надомного образования.
Таким образом, для каждого ребёнка, каким бы сложным не был комплекс его психического и физического состояния, можно подобрать наиболее удобную для него форму обучения.
Переход ребёнка из специальной школы в большой мир – огромное испытание. Поэтому на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Под необходимостью создания этих направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Одним из таких направлений развития системы специального обучения и воспитания можно назвать введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы общеобразовательных учреждений.
Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого, более перспективного направления – инклюзии. Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с особыми образовательными потребностями) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с особыми образовательными потребностями могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как: уважение, осознание себя частью общества, взаимопомощь, толерантность, возможность учиться друг у друга. Но с процессом включения детей с ограниченными возможностями в массовые общеобразовательные учреждения возникают много сложностей.
Образовательные учреждения, которые выбрали путь интегрированного обучения, должны изменить:
1. Сознание понимающего общества. Педагоги должны понимать и осознавать о необходимости инклюзивного образования. Должны пройти курсы по данной теме.
2. Приспособить учреждения под особые нужды. Архитектура здания должна соответствовать по всем критериям.
3. Количество детей должно быть меньше, чем в обычных классах..
4. Обогатить оснащенности классов.
5. Создать в общеобразовательных учреждениях команды специалистов, для успешной коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
6. Должны быть индивидуальные планы обучения, чтобы дети осваивали общую программу в индивидуальном темпе.
Подводя итог, хочется отметить, что инклюзия – это огромная командная работа. Это больше, чем интеграция. Инклюзия — это включение не только в образование, но и в жизнь всех детей, без исключений. Это получение эффективного образования, признание различий, поддержка и взаимопомощь, взаимное уважение, солидарность и сохранение достоинств всех членов коллектива.
Литература
1. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. – Саратов, 2003.
2. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России // Альманах института коррекционной педагогики РАО. - 2000. - Выпуск 2.
3. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М., 2001.
4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб. : Речь, 2006. - 400с.
5. Шамсутдинова Д.В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ОВЗ. – Казань, 2002.
Инклюзивное образование |
Дополнительное образование |
Воспитание |