Проблема обучения детей с особыми образовательными потребностями

Хайрутдинова Ляйсана Вазиховна
учитель начальных классов
МБОУ«Школа №127» Приволжского района г.Казани


Проблема обучения детей с особыми образовательными потребностями сегодня является одним из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья растёт. Образование детей с особыми образовательными потребностями предусматривает создание для них специальных условий и равные с обычными детьми возможности для получения образования, оздоровление, лечение, воспитание, коррекцию нарушений здоровья и социальную адаптацию.

В числе предпосылок увеличения детской инвалидности врачи считают увеличения уровня заболеваемости будущих родителей, неблагоприятные условия труда женщин, неправильное и нерациональное питание, рост детского травматизма и экологическая проблема.

Раньше мировые системы образования четко делились на массовые и специальные. Детям сложными диагнозами можно было вообще не получать образование. Однако, статья 43 Конституции Российской Федерации обязывает родителей предоставить ребёнку доступ к образованию. Ведь основой определения «инвалидность» являются «ограничения жизнедеятельности», которые уменьшаются в результате проведения реабилитационных мероприятий. [2, с.51]. По официальным данным, в списке причин детской инвалидности «лидируют» болезни нервной системы и органов чувств. [4, с.15]

Психологическое сопровождение родителей ребёнка с особенными потребностями — это важная и трепетная проблема. Для этого необходимо сделать родителей партнёрами в обучении ребёнка, потому что они являются тьюторами и лицами, сопровождающими своего ребёнка.

На сегодняшний день существует 5 основных способов дать образование детям с ограниченными возможностями:

? обучать их самостоятельно на дому;

? отдать в коррекционную школу;

? найти инклюзивную школу;

? заключить договор с обычной общеобразовательной школой, чтобы учителя приходили на дом;

? найти школу надомного образования.

Таким образом, для каждого ребёнка, каким бы сложным не был комплекс его психического и физического состояния, можно подобрать наиболее удобную для него форму обучения.

Переход ребёнка из специальной школы в большой мир – огромное испытание. Поэтому на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Под необходимостью создания этих направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Одним из таких направлений развития системы специального обучения и воспитания можно назвать введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы общеобразовательных учреждений.

Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого, более перспективного направления – инклюзии. Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с особыми образовательными потребностями) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с особыми образовательными потребностями могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как: уважение, осознание себя частью общества, взаимопомощь, толерантность, возможность учиться друг у друга. Но с процессом включения детей с ограниченными возможностями в массовые общеобразовательные учреждения возникают много сложностей.

Образовательные учреждения, которые выбрали путь интегрированного обучения, должны изменить:

1. Сознание понимающего общества. Педагоги должны понимать и осознавать о необходимости инклюзивного образования. Должны пройти курсы по данной теме.

2. Приспособить учреждения под особые нужды. Архитектура здания должна соответствовать по всем критериям.

3. Количество детей должно быть меньше, чем в обычных классах..

4. Обогатить оснащенности классов.

5. Создать в общеобразовательных учреждениях команды специалистов, для успешной коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

6. Должны быть индивидуальные планы обучения, чтобы дети осваивали общую программу в индивидуальном темпе.

Подводя итог, хочется отметить, что инклюзия – это огромная командная работа. Это больше, чем интеграция. Инклюзия — это включение не только в образование, но и в жизнь всех детей, без исключений. Это получение эффективного образования, признание различий, поддержка и взаимопомощь, взаимное уважение, солидарность и сохранение достоинств всех членов коллектива.

Литература

1. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. – Саратов, 2003.

2. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России // Альманах института коррекционной педагогики РАО. - 2000. - Выпуск 2.

3. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М., 2001.

4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб. : Речь, 2006. - 400с.

5. Шамсутдинова Д.В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ОВЗ. – Казань, 2002.


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика