Социализация учащихся ЗПР 7.2 в условиях инклюзии общеобразовательных школ

Третьякова Надежда Ильинична,
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №25» Ново-Савиновского района г.Казани


На современном этапе развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), характеризующимся интеграцией систем общего и специального образования, перед исследователями встает ряд принципиально важных задач, самой актуальной из которых, как нам представляется, является создание эффективного, научно-обоснованного и практико-ориентированного инструмента для определения и конкретизации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ, выбора оптимального образовательного маршрута, дифференциации и индивидуализации психолого-педагогического сопровождения.

Вариант 7.2 предполагает обучение ребенка с ЗПР в группах детей со сходными образовательными потребностями в пролонгированные сроки.

Включение детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс требует внесения изменений в привычную работу на всех этапах – от разработки программы и индивидуального маршрута до практической реализации намеченных мероприятий. Как соотнести АООП и в каких случаях привлекать тьютерство?

Недостаточность двигательных навыков, скованность, плохая координация, неполный объём движения, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, несогласованности движения рук... Нарушение моторики отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации затрудняет процесс овладения письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

В 2020-2021 учебном году на базе нашей школы был открыт класс детей с ЗПР. Из 10 учащихся трое были оставлены на повторный год обучения, один ученик приступил к обучению во II полугодии учебного года, не обладая никакими навыками.

Знакомясь с детьми, мы увидели, что дети совсем не разговаривали, ответы давали кивком головы или отвечали очень тихо «да» или «нет», поведенческие навыки совсем отсутствовали. Для мотивации успешной работы в школе было принято решение растить «Дерево научных знаний». За хорошее поведение, правильные ответы на уроках, за неиспользование в своей речи нецензурных выражений дети получают наклейки, которые наклеивают на веточки своих деревьев.

Приступив к работе, мы заметили, что дети не могли обслуживать себя без помощи посторонних, они нуждались в ней от окружающих людей. Учащиеся не умели застегивать и расстёгивать пуговицы на рубашке и брюках, завязывать шнурки, правильно держать ложку во время еды.

Вторым этапом нашей работы стали тренажеры под названием «Бантики» и «Пуговицы». Как результат этой работы - дети научились сами обслуживать себя. Это позволило уже на данном этапе достичь определенных целей в становлении личности ребенка с ОВЗ.

Следующий тренажер «Руль» - мы плели закладки для наших учебников и учились хором повторять скороговорки и чистоговорки. Как результат этой работы - дети стали больше разговаривать друг с другом. Мы стали добиваться взаимодействия детей друг с другом и обществом.

На следующем этапе нашей работы мы стали заниматься сказкотерапией. Первой мы поставили сказку «Репка», в которой все слова говорил только ведущий. К концу второй четверти мы осилили сказку «Теремок». В этой сказке уже у каждого ребенка была маленькая роль. На второй год обучения мы ставим сказку «Чьи в лесу шишки». Наши особенные дети активно участвуют в общешкольной жизни школы наравне с нормотипичными детьми. Выступают на концертах, посвященных «Дню учителя», «8 марта». Участвуют в смотре строя и песни к 23 февраля, спортивных соревнованиях «Снежень». Данный этап позволил интегрировать детей в общешкольную жизнь.

Также для осуществления успешной реализации ребенка с ОВЗ в жизни и обществе мы осуществляем проектную деятельность.

В рамках поиска правильных подходов во взаимодействии с учениками с особыми образовательными потребностями и успешной инклюзии ребенка в среду здоровых сверстников мы посетили «Национальный музей Республики Татарстан», в котором познакомились с жилищем и бытом народов Поволжья. По прохождению данного мероприятия было принято решение построить макет жилища татарского народа. Дети охотно выполняли данное задание.

Для развития мелкой моторики мы используем на занятиях соленое тесто. На Новый год делаем ёлочные игрушки из пенопласта, а к празднику восьмого марта – поздравительные открытки, используя различные техники с бумагой и лентами. В группе продленного дня (по 3 часа) мы плодотворно работаем: учимся вязать крючком, шить. Нельзя не упомянуть о помощи, младших воспитателей, которые помогают нашим детям освоить эти навыки. В рамках социализации мы посещаем музеи, театры, выставки.

В развитии детей с ЗПР на передний план выступают трудности произвольной регуляции деятельности и общая социально-эмоциональная незрелость. Данные особенности определяют неравномерную либо недостаточную продуктивность познавательной деятельности. Нередко у наших школьников отмечаются выраженные дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации. Проявляется это в повышенной психической истощенности, пониженной умственной работоспособности и неустойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.

Типичными являются трудности в овладении предметными знаниями. При этом общий уровень интеллектуального развития этих детей приближается к возрастной норме. Дети удовлетворительно осваивают нормы школьного поведения, знаний, социализации, позволяющие им включаться в образовательный процесс в условиях работы в классе. При наличии стимулирующей и организующей помощи, которую мы с родителями предоставляем, дети осваивают достаточный уровень обучаемости. Перечисленные позитивные качества в сочетании с ресурсами школы определяют достаточно благоприятный образовательный прогноз для данных классов детей с ЗПР.


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика