Профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Мамонова Светлана Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназии № 6» Приволжского района г.Казани


Инклюзивное образование – это процесс обучения и воспитания, при котором дети, независимо от интеллектуальных, физических, психических особенностей, включены в общую систему образования. В школе дети с отклонениями в развитии осваивают азы различных профессий, что в дальнейшем помогает им выбрать направление в трудовой деятельности.

Профориентационная подготовка начинается в начальных классах. Задача учителя заключается в создании условий овладения теми знаниями, умениями и навыками детьми, которые характеризуют ту или иную профессию в будущем.

Профориентация прежде всего проводится во время урочной деятельности. А так как в период начального обучения ведущим видом деятельности является игра, то в работу вводятся сюжетно-ролевые игры, где школьники сами выбирают себе профессию. При помощи развивающих и дидактических игр мы можем узнать, какая сфера деятельности больше всего интересует школьника: математика, чтение, окружающий мир, физическая культура и так далее.

Например, можно использовать игру «Самая-самая!». Игра заключается в том, чтобы назвать те профессии, которые соответствуют характеристике. Самая денежная профессия – банкир, кассир; самая «зеленая» профессия – садовод, цветовод; самая «волосатая» профессия – парикмахер; самая «красочная» профессия – художник, маляр; самая «вкусная» профессия – повар, кулинар, кондитер и т.д.

Игра «Волшебный мешочек». В мешок складываются предметы определенных профессий: половник, шприц, указка, ткань. Ученик достает любой предмет и называет профессию, к которой принадлежит данный предмет.

Игра «Закончи предложение».

- Самолет водит … (летчик)

- В школе учит … (учитель)

- В больнице лечит …(врач)

- Стены красит … (маляр)

- Поездом управляет … (машинист)

Нужно отметить, что у детей с ОВЗ присутствует компенсаторные возможности. То есть такие дети наделены в большей мере способностями «работать руками». Поэтому наблюдается повышенный интерес к работе над изготовлением модели одежды, какой – либо поделки.

На уроках технологии идет ознакомление с профессией с последующим развитием трудовых навыков. Дети начальных классов впервые знакомятся с профессией швеи тогда, когда делают первые швы на ткани или пришивают пуговицы. С профессией повара на уроках технологии дети знакомятся посредством составления рецептов блюд.

Так же наблюдаются компенсаторные возможности в эстетическом развитии. Это создание художественного образа, способности выразительно читать стихотворения. Поэтому ознакомление с профессиями должно проводиться и во внеурочной деятельности, на классных часах, в проектной или кружковой работе. Важно отметить работу детей в группах. Дети начинают общаться между собой. Делятся своими впечатлениями, мечтами, выбором своей профессии. Таким образом, развиваются коммуникативные навыки, которые необходимы в трудовой деятельности.

На классном часе каждая группа делает свой выбор профессии. В течение нескольких минут дети готовят материал, который характеризуют выбранную профессию:

• Чем я хочу заниматься?

• Если бы в школе было только три предмета, то какие?

• Кем я себя представляю лет через десять?

• Где я работаю (в офисе, на улице, в цехе?)

• Предусматривает ли моя профессия командировки?

• Мой рабочий день нормированный или я работаю по свободному графику?

• Я предпочитаю выполнять задания руководителя или самому определять содержание своей работы?

• Есть ли у меня подчиненные?

• Готов ли я отвечать за их работу?

• Я работаю один в кабинете, лаборатории или в коллективе?

• Нужен ли мне для работы компьютер?

• Насколько важна для меня зарплата?

Профориентационная работа включает в себя проведение экскурсий на предприятия, кондитерские фабрики, в парикмахерские, швейные цеха. А так же в учебные учреждения, где идет освоение профессий.

В школу могут приглашаться сотрудники различных специальностей. И большую роль играют беседы с родителями в плане, какому выбору профессий направлена семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Комплексная работа по профориентации детей с ОВЗ в начальной школе должна строиться так, чтобы ребенок уже знал профессии и, несмотря на ограниченные возможности здоровья, был полноценным и полноправным членом общества.


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика