Приемы и методы обучения русскому языку детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в начальной школе (из опыта работы)

Зорина Лидия Павловна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Лицей №78 «Фарватер»
Приволжского района г.Казани


Аннотация. В статье рассматриваются особенности обучения русскому языку детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательной школы, трудности в освоении материала учебного предмета и пути их преодоления.

Ключевые слова: особое место русского языка, ребенок с ДЦП, обучение грамоте, нарушение звукопроизношения, нарушение письма.

В системе образования русский язык, как предмет, занимает особое место, которое продиктовано, в первую очередь, его социальной значимостью. В нашей многонациональной стране этот предмет обязателен во всех школах, так как именно русский язык является государственным языком. Русский язык – это первооснова всего процесса обучения. Это не только изучаемый предмет, это еще и инструмент для изучения всех других школьных дисциплин.

Знакомство с этим предметом в школе начинается с первого класса, с обучения грамоте, и только со второго класса этот предмет изучается в системном формате.

«Обучение грамоте» - это основополагающий раздел всего курса изучения языка. Основная задача, которая стоит перед учителем на этом этапе, это научить первоклассника писать и читать. Всем известно и понятно, что, не овладев этими умениями, ребенок просто не сможет в рамках школьной программы двигаться вперед, у него возникнут трудности при изучении каждой дисциплины учебного курса. Как правило, практически каждый учащийся к концу первого класса, а большинство еще до школы, овладевают этими умениями. Практически каждый, но не все.

В этой статье мы будем говорить о трудностях, с которыми сталкивается учитель начальных классов на уроках русского языка, работая с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательной школы. В основном - это дети, страдающие Детским церебральным параличом (Далее – ДЦП).

Большинство учащихся с этим диагнозом имеют нарушения звукопроизношения, им характерно недостаточное развитие фонематического слуха. Это препятствует освоению звуко-буквенного анализа и синтеза, что обязательно влечет за собой ошибочное определение парного согласного (глухого и звонкого, твердого и мягкого), им трудно услышать два звука в йотированных гласных буквах. При письме им очень сложно бывает определить, где пишется мягкий знак, а где нет. Дети, у которых мышечный тонус повышен в более тяжелой степени, говорят медленно, с трудом проговаривая слова. Такой ребенок и читает очень медленно, невыразительно, а, следовательно, допускает ошибки при делении слова на слоги и при постановке ударения. Это приводит к трудностям при переносе слов на письме, при определении проверяемой безударной гласной в корне. Медленно читающий ребенок не понимает смысл прочитанного, он не может выделить в тексте предложения, ему трудно определить главные и второстепенные члены предложения. Что делать в таких случаях? Как преодолевать эти трудности? В первую очередь работу с этими детьми надо вести в тесном сотрудничестве с логопедом. Без участия этого специалиста вряд ли можно будет продвинуться вперед. Детям, которым трудно произносить слова, которые читают крайне медленно, на уроках русского языка учителю необходимо прочесть и текст, и задание, четко проговаривая каждое слово. При выполнении домашних работ на помощь приходят родители. Рассчитывать на самостоятельное выполнение заданий, пока ребенок не наберет необходимую скорость чтения, не стоит. Этот процесс длительный. Надо терпеливо работать и делать все возможное, чтобы это не было тормозом для полноценного участия ребенка на уроке. Надо отметить, что дети с ДЦП, которым рекомендовано обучение по общеобразовательной программе, чаще имеют нарушения звукопроизношения, но не имеют диагноза «ОНР» (общее недоразвитие речи) той или иной степени. У большинства из них речь развита достаточно хорошо. Они способны выражать свои мысли, сочинять и излагать тексты в устной форме. На устно поставленный вопрос мы услышим верный устный ответ. Но на уроках русского языка такому формату выполнения поставленных задач отводится очень маленький процент от всего урочного времени. Основная часть заданий уроков русского языка предполагает их письменное выполнение. В этом случае к трудностям освоения чтения «подключаются» трудности, связанные с освоением письма.

Научить ребенка писать – это вторая основополагающая компонента раздела «Обучение грамоте» и надо сказать, что гораздо большему количеству детей с ДЦП овладение этим умением дается особенно трудно. Достаточное качество чтения достигается к концу второго-третьего класса. Достаточное – это означает, что ребенок по- прежнему может читать все еще не набрав требуемой скорости, но уже понимает смысл прочитанного предложения, текста. Медленное прочтение может оставаться до конца его обучения в школе. Но это не будет являться грубым препятствием для освоения школьного материала. Что нельзя сказать про умение писать. Для достижения достаточного качества письма требуется гораздо больше времени и усилий, как со стороны ребенка, так и со стороны всех участников этого процесса: учителей, специалистов реабилитологов и, в первую очередь, родителей. Достаточное качество письма – это когда ребенок может «изобразить» букву, так чтобы ее мог «узнать» и учитель, и сам ученик.

Как мы уже говорили ранее, нарушение письма вызвано нарушением устной речи. Но не только. Недостаточное развитие мелкой моторики – вот вторая из основных причин, которая «способствует» задержке формирования навыков письма. Мелкая моторика – это точное выполнение движений кистями и пальцами рук. Достигается это при скоординированном участии нервной, мышечной, костной и зрительной систем человека. Отсюда вывод: ребенку с ДЦП, у которого в большей степени страдают именно эти жизненно важные функции, крайне сложно осваивать умение письма, при выполнении которого надо обладать именно ловкостью рук.

Когда такие дети приходят в первый класс, на первых же занятиях мы наблюдаем у них напряжение или ослабление руки, частый отрыв ручки или карандаша от листа тетради, им трудно попасть в строчку, клетку. При письме они часто останавливаются, «теряют» строчку, не соблюдают размеров букв, заменяют один элемент письма на другой. Подобных нарушений множество. Детям с более грубыми мышечными и костными нарушениями бывает просто невозможно удерживать ручку. Дети с зрительно-координационными нарушениями (это когда рука и глаза «не понимают» друг друга) даже не могут соединить линией две точки, хотя у некоторых из них мышечный тонус в руках почти в норме. Как научить такого ребенка писать? Как справиться с этими трудностями? Если языковую недостаточность диагностирует и помогает исправить логопед, то специалиста по обучению письму нет. Если существует много методик, которые помогут научить говорить ребенка правильно, то методик обучения письму детей с ДЦП нет. Чтобы довести до «совершенства» моторную недостаточность, требуется длительная комплексная реабилитация, необходимо участие множества специалистов. И, как правило, все их усилия первоначально направлены на то, чтобы научить ребенка ходить. Поэтому, трудно родителей упрекать в том, ребенок не готов к письму. Им просто не хватило на это время. Это больше относится к тем детям, которым до достижения ими школьного возраста приходится решить множество задач, приобрести множество умений, чтобы догнать здоровых своих сверстников.

Ребенок с ДЦП пришел в школу, и мы должны его научить писать. Хотя кто-то в век компьютерных технологий может сказать: «А зачем? Можно ведь и печатать» Ну, во-первых, не так-то это и просто попасть пальчиком в нужную клавишу, а, во-вторых, научно доказана тесная связь между умением писать и интеллектуальным развитием человека. Мы считаем, что любому ребенку надо дать шанс обучиться письму и именно на этапе получения начального общего образования.

Письмо – один из самых сложных из всех коррекционных навыков человека. Дети с ДЦП, очень сильно отличаются друг от друга, поэтому очень многообразны и трудности, с которыми сталкивается учитель, обучая такого ребенка письму. Их надо научиться различать. Необходимо увидеть проблему. Это даст возможность оптимально подобрать тот или иной метод устранения этой проблемы для каждого ребенка индивидуально. Перед каждым ребенком, в зависимости от его «стартовых» возможностей ставится своя цель и сроки ее достижения.

При обучении ребенка письму важным является подбор ручки и тетрадей. Это осуществляется методом проб и исключений. Особенно инструмента письма. Кому что удобно. Тетради подбираются с учетом зрительных нарушений. Вариантов достаточно. Иногда ребенок не ориентируется ни в одной из предложенных тетрадок. Тогда мы либо выделяем строчки цветным карандашом прямо на листочке тетради, либо используем альбомные листы, в которых есть возможность обозначить строки нужной высоты для конкретного ребенка индивидуально.

Не надо требовать от детей обязательно держать ручку «классически», тремя пальцами. Есть примеры, когда ученики, будучи здоровыми детьми, удерживают карандаш и авторучку не совсем правильно. Но, однако, это не мешает им успешно обучаться не только в общеобразовательной школе, но, например, и в художественной или архитектурной. Спасибо тем педагогам, которые эту маленькую индивидуальность не обращают в проблему. Мы не применяем строгих правил к тому, как ребенок с ДЦП удерживает авторучку, лишь бы это было ему удобно и позволило научиться писать. Конечно, надо сказать, что при обучении письму мы объясняем, как правильно держать инструмент письма, даем шанс научиться держать его правильно. Мы не требуем от каждого ребенка обязательного соединения элементов письма, обязательного написания заглавных букв, правильного наклона. Это включается позднее. И, повторимся, для каждого ребенка – в свое время, когда он «созреет» для этого. Требовать сразу и все крайне вредно. Тогда не получишь ничего. Ребенок просто замкнется, у него сформируется страх перед письмом. Некоторые дети пишут только печатными буквами. И это неплохо, главное, чтобы письмо было понятным для прочтения. Некоторые родители допускают ошибки, когда торопятся, чтобы их ребенок, которому письмо дается с трудом, быстрее писал как все обычные дети. Это похвально, но вредно, если делают они это «аврально», не думая о качестве письма. Казалось бы, пишет с соединениями, прописными буквами, но и сам прочесть написанное не может, и учитель ничего не разберет. Какой толк от такого умения?

Процесс обучения письму длителен, порой растягивается на два-три года, а системное изучение предмета «Русский язык» начинается со второго класса. Большая часть детей к этому времени может выполнять задания письменно. Кто-то делает это достаточно быстро, кто-то крайне медленно. Как работать с последними так, чтобы они максимально успевали осваивать материал наравне со всеми? Мы используем карточки, с помощью которых сокращаем в задании письменную часть. Ребенку предлагается вставить пропущенную букву в словах, дописать слово, предложение и т.д. Если перед ним стоит задача переписать текст, а затем выполнить ряд таких заданий с ним, как подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения, расставить ударения, найти слова с проверяемой безударной гласной и многие другие, то в этом случае мы предлагаем выполнить предложенные задания, работая с готовым текстом, опять же используя карточки. Что делать, когда мы пишем диктанты? На выполнение диктантов, этим учащимся отводится больше времени. Их, по возможности, сажаем рядом, чтобы, не мешая остальным детям, произносить текст медленнее, повторяя неоднократно каждое слово. Если им не дать такой возможности, то у этих детей просто не останется шанса получить положительную отметку. Стоит отметить, что только участие тьютора позволит проводить диктант в таком формате. В домашних заданиях, наоборот, мы не освобождаем от письменных работ. Если возможно, сокращаем объем домашней работы.

Все перечисленные выше приемы дают удивительные результаты, которые порой можно смело назвать чудом. Учителю крайне необходимо поддерживать в ребенке веру в свои возможности. Каждый, пусть самый маленький успех обращать в большую победу. «Трубить» об этом надо публично, чтобы слышали его одноклассники. Поддержка важна не только ученику, но и его родителям, на плечи которых ложится тяжелая ноша длительного труда бесконечного преодоления трудностей и преград. Главное – не отступать. Никому не ведомы возможности человека, и никто не может предопределить: каков будет результат. Вперед, и только вперед!

Список литературы.

1. Особенности обучения ребенка с НОДА в общеобразовательном учреждении: метод.рекомендации; СПб: Нестор-История.

2. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избр. тр. М.: Аркти, 2005.

3. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения // Дефектология. 2010. № 5.

4. https://www.inclusive-edu.ru/wp-ontent/uploads/2017/03/nashi_izdania_19.pdf


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика