Проектная деятельность учащихся с овз как составляющая инклюзивного образования

Тумакаева Зухра Наилевна,
учитель истории и обществознания,
Абдуллина Лилия Ринатовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №78 Фарватер» Приволжского района г.Казани


Аннотация. В статье отражается педагогический опыт социализации детей с ОВЗ через реализацию различных ученических проектов, которые не только целесообразно, но и необходимо применять при работе с детьми с ОВЗ как в условиях интеграции, так и в условиях полной инклюзии.

Ключевые слова: инклюзивное образование, проектная деятельность, продукт проекта, социализация, «Абилимпикс».

Современное образование в России уже немыслимо без понятия инклюзивное образование, обучение детей с ОВЗ, компетенции в образовании. С введением ФГОС второго поколения начало возрождаться понятие проектная деятельность. Но современная проектная деятельность учащихся кардинально отличается от проектной деятельности советской школы.

Метод проектной деятельности как современная педагогическая личностно - ориентированная технология отражает такие принципы гуманистического подхода в образовании, как особое внимание к индивидуальности человека, его личности, чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся. Все это как нельзя лучше отражает и суть работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии Т.е. проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста в будущем, что особенно актуально для детей с ОВЗ.

Специфика работы нашего Лицея – совместное обучение нормотипичных детей и детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Процесс обучения на сегодняшний день уже налажен, но приступая к проектной деятельности, мы столкнулись с определенными трудностями, которые сами учащиеся не смогли бы решить. В первую очередь, это недостаток социального опыта у детей с ОВЗ, т.к. многие из наших учеников ограничены в передвижении в силу своего заболевания. Плюс к этому мы столкнулись с проблемой низкой мотивацией к обучению, а значит и к проектной деятельности учащихся с инвалидностью. Иногда приходилось слышать: «А зачем мне это надо, я ведь и так пенсию буду получать!».

Работа по проектной деятельности нами строилась поэтапно. Начав с мини-проектов, постепенно стали переходить к крупным проектным работам, одной из которых стала работа «Мужество останется в веках». Первым этапом у нас в канун юбилея Мусы Джалиля стало участие в конкурсе чтецов, постепенно учащиеся изучили его биографию. Следующим этапом стало изучение феномена джалильцев – курмашевцев. А после экскурсии по кремлю, у детей возник естественный вопрос: «А есть ли еще памятники джалильцам? А как еще увековечены их имена?». Начался очередной виток исследования. Изучение карт, топонимики постепенно привело к окончательному виду проект. Продуктом данной деятельности (проект занял почти учебный год) стал не только комплект карт, на которых отмечены места, связанные с именами джалильцев, но и началась подготовка виртуальной экскурсии по этим местам. Это будет следующий проект наших учеников. А учитывая их ограниченность в передвижении, именно виртуальная экскурсия позволит не только им, но и их одноклассникам расширить кругозор и повысить их гражданскую идентичность. Ведь именно на примерах таких героев и воспитывается любовь к Родине.

Но не только герои Советского Союза привлекают внимание наших детей. Мы считаем, что для детей с ОВЗ огромное значение имеет общение с теми, кто рядом. А рядом с нашими учениками – наши выпускники, которые, несмотря на ограниченные возможности, добились значительных успехов в жизни. Так из общения с нашими выпускниками появился первый сборник «Сильные духом». Этот продукт наши дети представляют на научно-практических конференциях, рассказывая о том, что, несмотря на ограничение в физических возможностях, человек может добиться значительных успехов в жизни. Конечно, большую роль здесь играет организация встреч с людьми с ОВЗ.

Начинали мы проект со встреч с параолимпийской чемпионкой Ириной Поляковой. Конечно, она не обучалась в нашем лицее, но тот энергетический заряд, который дала нам знаменитая лыжница, подтолкнул детей к исследованиям. Началась работа с педагогами, начали искать контакты. Огромную помощь нам оказали педагоги, ведущие проект в контакте «Несмотря на…». Через социальные сети уже сами ученики начали выходить на наших выпускников: Фахриева Марата, Наиля Хайретдинова, Лизу Ли, Алексея Завалишина и др. В результате ученики не только познакомились с историей успеха наших выпускников, но и на их примере начали активно участвовать в спортивной и общественной жизни не только класса, лицея, но и Республики.

Участие в конкурсах так же требует подготовки проектов. Так участие в конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс» 2021 г. в компетенции «Предпринимательство» предполагало не только изготовление окончательного продукта (в нашем случае коллекция украшений из джинсовой ткани), но и экономическое обоснование эффективности данной работы, а это расчеты, составление бизнес- плана и т.д. Результатом данной проектной деятельности стало 1 место на республиканском этапе, заслуженное 3 призовое место на российском этапе. Данный проект позволил ученику не только попробовать себя в роли предпринимателя и получить заслуженный денежный приз, но и развил его знания по экономике, технологии, расширил представление о возможностях вторичного использования продукции текстильной промышленности. Но главное, ребенок поверил в себя!!!

Таким образом, работа над проектной деятельностью обучает детей с ОВЗ (да и всех учеников) планированию, формирует навыки сбора и обработки информации, умению анализировать и обобщать информацию, осваивать окружающую действительность (что особенно важно для людей с ограниченными возможностями). А так же формирует позитивное отношение к работе, стимулирует инициативу и активную жизненную позицию учащихся.

Список использованной литературы

1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам)

2. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23

3. Захарова, Н. Д. Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ / Н. Д. Захарова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 2 (17). — С. 43-47. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/88/3235/ (дата обращения: 10.03.2022).

4. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33

5. Пчелинцева, Т. А., Львова А. Г. Сетевой проект как средство формирования у учащихся целостной картины мира // Математика в школе. – 2013. - № 1. – С. 64-69


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика