Хусаинова Луиза Равилевна
учитель-логопед
МБОУ «Многопрофильная полилингвальная гимназия №180»
Советского района г.Казани
Проблема обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе общественного развития является актуальной. Рост количества детей с нарушениями в развитии, к сожалению, с каждым годом увеличивается. Наиболее многочисленной категорией детей с ограниченными возможностями являются умственно отсталые дети.
Изучение закономерностей процессов обучения, воспитания и развития детей с умственной отсталостью актуально. Продолжается поиск наиболее эффективных методов, приемов, технологий коррекционно-педагогического воздействия. У детей с умственной отсталостью имеется стабильное, необратимое к норме нарушение интеллектуального развития. Приблизить к норме уровень словесно-логического мышления невозможно, однако можно работать над другими психическими функциями, тем самым активизируя компенсаторные механизмы, оказывая положительное воздействие на развитие ребенка и его социализацию в целом.
В настоящее время, для стимуляции психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья активно используется метод сенсорной интеграции. Данный метод активно и успешно применяется работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), с детьми с синдромом Дауна, а также с детьми, с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Сенсорная интегративная дисфункция у ребёнка с умственной отсталостью часто затрудняет коррекцию и компенсацию ведущих в структуре дефекта нарушений. С помощью сенсорной интеграции возможно восстановить сложный баланс функций.
Умственная отсталость – стойкое необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь, интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом. Умственная отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством, или возникать без него.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Для детей с умственной отсталостью характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств.
Для умственно отсталых детей характерны нарушения восприятия, что проявляется в обобщенности: дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренних связей между частями, поэтому снижается понимание материала. Обнаруживаются трудности в восприятии пространства, времени, плохо ориентируются в окружающем мире и т. д. Полноценное сенсорное развитие необходимо для дальнейшего обучения и развития.
Доктор Энн Джин Айрес разработала теорию сенсорной интеграции и методику ее применения. Они активно используются специалистами с начала 1970-х годов. В современной практике теория сенсорной интеграции активно развивается и регулярно дополняется благодаря постоянным исследованиям.
Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды.
Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге, который: организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве); наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться; позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся; формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.
Использование технологии позволяет достигать положительной динамики в коррекционно-развивающем процессе. Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с умственной отсталостью синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним.
Для начала работы и целевого коррекционного воздействия необходима комплексная диагностика сенсомоторных нарушений для объективной оценки возможностей ребенка. В результате чего, определяется вид и особенность сенсорной дисфункции, и даются рекомендации по дальнейшей работе. Сенсорная коррекция должна проводиться регулярно с применением различных сенсорно-интегративных упражнений, которые помогут сформировать у ребенка полноценные механизмы для познания и ощущения мира и себя в нем. Важно отметить, что работа должна проводиться не только на занятиях, но и в домашних условиях. При системной и систематической работе предполагается положительная динамика в развитии ребёнка с умственной отсталостью, которая отражается в коррекции сенсомоторных нарушений и в обогащении сенсорного опыта. Это в свою очередь, должно стать основой для организации системы сигналов и развития эмоционально-волевой сферы, формирования адекватных поведенческих реакций и в целом успешной адаптации ребенка в социуме.
Внедрение метода сенсорной интеграции в коррекционно-педагогическую работу с детьми с умственной отсталостью имеет достаточно оптимистичный прогноз. Каждый фактор развития психических процессов (мышление, память, внимание) влияет на факторы развития речи, коммуникацию, игру, движение, мотивацию, контакт с миром, волю, воображение и дополняет друг друга – это комплексный метод развития и обучения ребёнка. Сенсорная интеграция в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми требует творческого отношения педагога к процессу обучения и предоставляет огромные возможности для использования на занятиях и в любом другом виде детской деятельности.
Методические рекомендации к коррекции сенсорной интеграции:
• Создаются ролевые ситуации, в которые вовлекаются различные подручные инструменты и приборы.
• Педагог дает шанс ребенку самому выбрать игру из нескольких предложенных. Такие занятия способствуют развитию потенциала, который не в полной мере раскрыт у ребенка. Через некоторое время ребенок выбирает другую, уже более сложную игру, которая ставит перед ним новые задачи.
• Добиваясь собственного успеха таким естественным путем, ребенок постепенно развивается.
• Перед началом коррекционной работы проводится предварительная оценка развития ребенка. Зная уровень развития, педагог подбирает соответствующие игры.
• При проведении игр на активизацию вестибулярной системы важно помнить, что вращение очень опасно, ибо в отдельных случаях возможна остановка дыхания, понижение кровяного дыхания, потеря сознания. Поэтому следует соблюдать особую осторожность при длительности выполнения таких упражнений.
• Осознайте реальность проблемы и уважайте реакции каждого ребенка на разные ситуации.
• Помогайте ребенку постепенно приспосабливаться к тем видам активности, которые вызывают у него страх.
• Упражнения по сенсорной стимуляции нужно делать регулярно,
систематически, только тогда будут видны результаты.
• Этот процесс не обязательно организовывать как специализированные занятия, а можно ловить каждую минутку в свободной игре или жизни ребенка.
• Важным аспектом терапии является мотивация ребенка.
• Коррекция наиболее эффективна, если ребенок стремится к ощущениям и делает что – либо, чтобы их получить, а педагог ненавязчиво меняет обстановку.
• Коррекция должна быть основана на игре, выбор видов активности - соответствовать интересам и предпочтениям ребенка.
• Следует помнить, что избыток ощущений вредит нервной системе.
• Многие дети с нарушениями сенсорной интеграции страдают из-за низкой самооценки, поэтому необходимо поощрять любым малейшие успехи детей.
• Для улучшения конечного результата необходимо начинать коррекцию с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты для работы с новыми стимулами.
• В процессе занятия необходимо создавать паузы для того, чтобы мозг успел обработать влияние раздражителей и сформировал адаптивный ответ.
Виды базовых активностей, которые могут комбинироваться в зависимости от конкретного проявления сенсорной дезинтеграции:
• игры: пальчиковые, с мячом, с макаронами (сырыми и вареными), с воздушным шаром.
• ходьба и танцы: назад и вперед относительно других людей и объектов, в разных стилях · тяжелой и легкой походкой, с разной скоростью
• прыжки: на батуте, в высоту, в ширину
• работа с предметами: сортировка по направлениям (лево - право) по принципу тяжести, цвета, размера; таскание вверх-вниз
• рисование толстых и тонких линий, толстым и тонким предметом (карандаш, маркер, мел)
• работа с глиной, тестом, песком
• качание на качелях, качание ногой
• работа с собственным телом: принятие разных форм – свернуться в калачик, выпрямиться как палка, имитация движений животных
• расслабление под музыку, пение с ритмичными движениями
У ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности с обработкой сенсорной информации, что подтверждается их измененной реакцией на проприорецептивные, вестибулярные либо
тактильные раздражители.
Примерный комплекс специальных упражнений, направленных на улучшение интеграции между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами:
• изменение положения тела с помощью поворотов;
• обведение контура тела массажным мячиком;
• обведение контура тела (ладони, стопы) на бумаге;
• растирание поверхности тела тканями различной текстуры;
• рисование на спине тактильными ладошками;
• прикосновение и надавливание предметами различной формы, температуры;
• вращение по кругу;
• раскачивание на качелях или в гамаке;
• перекатывание со спины на живот.
Примерный комплекс специальных упражнений:
• заворачивание в ковер, в одеяло, тяжелые ткани, рулон бумаги;
• пролезание в ограниченное пространство;
• толкание тяжелых предметов;
• растягивание эластичных лент;
• балансирование на гимнастических мячах;
• катание на животе на роликовой доске;
• ползание (ходьба, бег) по неровной, наклонной, ограниченной, неустойчивой поверхности;
• прохождение лабиринтов, преодоление препятствий;
• лазание по тренажерным стенкам;
• прыжки на мате, матраце, батуте, в мешке, через скакалку;
• перетягивание каната;
• движения под музыку, пение песен с движениями;
• подражание позам и очередности движений;
• работа с пластичными материалами (тесто, пластилин, глина, гипс).
Коррекция, основанная на методах сенсорной интеграции, строится на создании оптимальных условий для получения ребенком достаточной сенсорной стимуляции. Цель сенсорно-интеграционной коррекции – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы.
Инклюзивное образование |
Дополнительное образование |
Воспитание |