Специфика прогнозирования у детей с особенностями в развитии

Занько В.С., учитель-дефектолог
Михеева В.В., учитель-логопед
МБОУ «Школа №156» Советского района г.Казани


За последние годы проблема прогностической компетентности младших школьников с нормативным развитием и ограниченными возможностями здоровья активно изучалась в отечественной и зарубежной педагогической и психологической науке. Этот факт объясняется тем, что введение в образовательную систему Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов, цель которых сформировать универсальные учебные действия и личность, владеющей определенными знаниями, умениями и накопленным опытом.

Прогностическая деятельность человека может проявляться уже в младенческом периоде в сенсомоторных предвещающих реакциях. Позже в дошкольном возрасте прогнозирование совершенствуется, сенсорные представления значительно повышаются, познавательная сфера улучшается. Эти изменения характерны, потому что у ребенка сменяются ведущие виды деятельности, где появляются новые психические новообразования. Когда ребенок переходит на школьный этап жизни, то вероятностный характер событий начинает осознаваться лучше. Опыт ребенка приобретает большую роль в развитии прогностическую способность.

Будущие события мы можем предугадать, предвидеть, предвещать, предвосхитить, предсказать и спрогнозировать. Прогнозирование – это способ научного предвидения, который позволяет с определенной степенью вероятности предвосхитить будущие события.

Результат прогнозирования – это прогноз. Вероятностное, обоснованное с научной точки зрения суждение о перспективе, возможном состоянии различных явлений будущего и об альтернативном пути и сроке осуществления называется прогнозом. Главная цель науки прогнозирования – описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности в будущем на основе рассматриваемых ею законов [3, с. 5].

По мнению А.В. Брушлинского, Л.А. Регуша, имея способность к прогнозированию, люди достигали больших успехов. Предвидев тенденцию изменений в окружающем мире, индивид может правильно поступить в той или иной ситуации. В условиях совместной деятельности необходимость способности к прогнозированию можно четко прослеживается [2, с. 32].

Прогностическая компетентность человека во многом определяет умение адаптировать свое поведение, которое отражается на развитии отклонений, на невротическом и психическом уровне. Поэтому прогностическая компетентность ребенка является залогом успешного воспитания и обучения в школе, а в будущем успешной карьеры. Таким образом, прогнозирование — познание будущего на основе осознанного мыслительного поиска [3, с. 5].

Способность к умению прогнозировать может проявляться в различных видах деятельности человека. Это мыслительная, речевая, учебная, а также профессиональная деятельность. Важно отметить, что во главе познавательной сферы лежит догадка и прогноз. Без данных умений ребенку будет сложно познавать окружающий мир. Н.А. Бернштейн утверждает, что умение прогнозировать является настройкой к будущему или же преднастройкой ребенка к будущим событиям [1, с. 75].

Умение прогнозировать ресурс успешной социализации детей с ограниченными возможностями здо¬ровья. По результатам теоретического анализа было выявлено, проблема прогнозирования актуальна, так как недостаточно изучена роль интегральной деятельности школьника с особыми потребностями, способствующей адаптации при социализации [1, с. 24].

К сожалению, малоизучены особенности прогностической способности у школьников с задержкой психического развития. Могут встретиться лишь единичные суждения о дифференциальной разнице понятия антиципации у детей с особыми потребностями. Д.А. Мухаметзянова изучая детей с нормативным развитием и невротическими нарушениями, разработала оценку прогностических критериев вероятностного прогнозирования. Г.А. Бакулина в своей работе считает, что достижением у школьников осознанной и активной деятельности возможно с помощью прогнозирования .

Особо актуальной проблемой в научном сообществе остается комплексное изучение коммуникативной функции прогнозирования. При работе с детьми с особыми потребностями были выявлены проблемы при выборе средств общения, у них есть возможность опираться на регулятивную функцию прогноза и использовать прогнозирование как целую систему компонентов в организации целенаправленного коррекционно-развивающего и образовательного процесса. Поэтому при обеспечении качественного уровня активной и осознанной работы с детьми с нарушенным развитием в процессе комплекса психолого-педагогической помощи за счет принятия участия в запланированной организации и проведении элементов коррекционно-развивающих занятий [3, с. 13].

В школьном возрасте развитие прогностической способности играет важную роль: во-первых, в учебной деятельности формируется процесс по расширению и систематизации знаний и умений, происходит рефлексия, появляется внутренний план при выстраивании последовательности действий. Особое место в системе социально-пси¬хологической адаптации уделяется механизмам прогнозирования будущих событий, способностям детей с особыми потребностями предвосхищать ситуации взаимодействия со взрослыми и сверстниками. У детей с ограни¬ченными возможностями здоровья значительные проблемы социального развития возникают при нарушенном взаимодействии с окружающим миром, учитывая бедность и стереотипность социаль¬ных отношений со сверстниками и взрослыми. Поэтому к нерациональному выбору стратегий при достижении поставленных целей, неверному подбору средств рассуждений и действий может привести, неумение прогнозировать будущие события [1, с. 45].

Основные проблемы социального компонента развития детей с нарушенным развитием заключаются в нарушении связи с окружающим миром, в низкой мобильности, в бедноте и стереотипности социального взаимодействия с близкими, со сверстниками и взрослыми, а также в ограниченности освоения человеческой и национальной культуры [2, с. 34]. Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, она определяет развитие всех сторон психической сферы ребенка – познавательная, регулятивная, коммуникативная, включающая учебное сотрудничество и взаимоотношение ребенка с учителем и сверстниками [4, с. 96].

Общение со сверстниками у детей с ограниченными возможностями здоровья больше основывается на ситуативной форме общения, характеризуется незрелостью коммуникативных навыков, недостатки понимания структуры предложений, их коммуникативного смысла, часто встречается своеобразие черт коммуникации и стремление к уединению [1, с. 105].

Внутрисемейные отношения в семьях с детьми с особыми потребностями характерны особым своеобразием. При возникновении ситуаций, где присутствует постоянный стресс, появляются трудности при выстраивании прогноза, так как часто заметно неприятие своего ребенка. Незрелость родительской роли и других факторов часто провоцирует гиперчувствительность детей к атмосфере внутри семьи, а также субъективную оценку всевозможных изменений в семье как серьезную проблему жизнедеятельности. Если рассматривать развитие ребенка с нарушениями по отношению к собственному здоровью, его охране и укреплению, с точки зрения обязательной части пространства его социума, можно проследить специфику протекания процессов социализации в условиях дизонтогенеза [2, с. 32].

Поэтому прогностическая деятельность школьника с нарушенным развитием подразумевает дополнительную составляющую – это способность к прогнозу в сфере отношения к собственному здоровью, его охраны, укрепления и реабилитации.

Все сферы отношений важны и необходимы, как часть пространства социализации; но каждая из сфер предполагает основные требования к предугадыванию будущего, предвосхищение последствий собственного поведения и действий других людей, а также предлагает особые условия при осуществлении и формировании прогностической деятельности. Успешность в прогностической способности каждой из сфер выступает как интегральный показатель благополучия социума, а недостатки выступают как возможный фактор риска развития девиаций [4, с. 102].

Таким образом, структура прогнозирования как фактора появления девиаций соответствует структуре пространства социализации школьника с особыми потребностями здоровья. Проблема прогнозирования является актуальной, с каждым годом школьная программа меняется, появление новых учебных предметов, увеличивается нагрузка на детей, поэтому растет количество неуспевающих школьников. Стоит отметить, что современные результаты указывают на то, что при наличии различных психических расстройств наблюдаются нарушения процессов прогнозирования. Таким образом, прогностическая компетентность детей школьного возраста с задержкой психического развития актуальна и интересна и по сей день.

Список литературы

1. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника при дефицитарном развитии / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.Т. Курбанова, И.А. Нигматуллина, А.А. Твардовская, –– Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2018. –– 160 с.

2. Брыкова, А.В. Роль прогностической компетентности в развитии учебной деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в инклюзивной практике / А.В. Брыкова, А.А. Воронова // Мир науки. Педагогика и психология. Т. 7. № 4.. - Оренбург: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Мир науки" (Москва).–– 2019. –– С. 32.

3. Ничипоренко, Н.П. Феномен антиципационных способностей какпредмет психологического исследования / Н.П. Ничипоренко, В.Д.Менделевич // Психологический журнал. - 2006. - Т 27. - С. 5.

4. Хаустова, Е.Г. Анализ показателей психического и физического развития младших школьников с задержкой психического развития / Е.Г. Хаустова // Физическое воспитание и спортивная тренировка.–– № 1 (35).–– М., 2021.–– С.95-101.


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика