Заляутдинова Лейля Раяновна
ресурсный педагог (Тьютор)
МБОУ «СОШ №51» Вахитовского района г.Казани
Аннотация. Люди с нарушениями развития – явление, которое в наши дни стало привычным. Они появляются в телевизионных шоу, становятся героями книг, документальных и художественных фильмов. Тема данной статьи выбрана, целесообразно. Ведь именно социализация детей с РАС определяет возможность их развития и качество жизни каждого ребенка с данным диагнозом. Мир такого человека хаотичен, разорван. Человек не может сделать простейший выбор, так как он захвачен мелкими деталями и не видит общую линию поведения людей, алгоритма происходящих вокруг него процессов, в которых мы, люди без особых отклонений в психическом здоровье, не задумываясь, участвуем каждый день. При аутичном состоянии даже в легкой форме человеку очень сложно жить, ибо он вырван из общества и обречен. Но так ли это в действительности и как мы можем поспособствовать улучшению качества жизни детей с ОВЗ.
В статье раскрывается суть важности и необходимости в создании и развитии социальных проектов, направленных на взаимодействие детей с РАС и окружающим миром.
Ключевые слова: инклюзивное образование, интеграция, адаптирование, социализация, мотивация, социальный опыт, профориентированная работа, социальный проект.
Под социализацией понимается процесс и результат усвоения человеком общественно-исторического опыта, становление детей как общественного существа и включения их в систему общественных и производственных отношений.
Ключом эффективного освоения социального опыта становится овладение способов деятельности и общения, результатом которого он является. Таким образом, первой важнейшей составляющей механизма становления социального опыта ребенка выступает деятельность и воспитание. Воспитание процесс системной, непрерывной деятельности, включающий в себя коррекцию нежелательного поведения ребенка с РАС и ее закрепления и сотрудничества сторон: коррекционных педагогов, дефектологов, логопедов, преподавательского состава учебного учреждения, имеющую качественную педагогическую среду, тьюторов и конечно родителей. Это благоприятно способствует эффективности социализации, от чего напрямую зависят освоения личных и учебных навыков ребенка с Расстройством аутистического спектра. [1,c.2]
В свою очередь деятельность представляет собой способ и условие, а также форму выражения культурного-исторического воспроизведения социального опыта, но при этом не является чем-то внешним по отношению к внутренней системе личности.
Целью социальных проектов является их направленность и характер, который обуславливает в себе взаимодействие здоровых детей и детей с РАС, включая совместное пребывание на определенной территории в одно и то же время. Также участие во всех видах совместной деятельности, с интеграцией условий и всего широкого спектра специфики психологических особенностей и способностей особенных детей.[2,с.25]
Реализация социализации детей с РАС, с помощью такого механизма, как освоение деятельности, может осуществляться через профориентационную работу, как форму социально-трудовой адаптации учащихся в общеобразовательных организациях. Данная интегрированная среда должна быть доступна в каждых образовательных организациях, в которых внедрена инклюзивная среда.
В таких условиях, как и дети с ОВЗ, так и дети с нормотипичным развитием могут освоить следующие виды предметно-практической деятельности:
- самообслуживающий труд (работа с бытовыми приборами, приготовление пищи, стирка, уборка, ремонт, как на визуальных адаптированных материалах, так и на реальных приборах);
- работа с растениями и землей (высадка растений, уход за растениями, огородничество, селекция цветов);
- использование технических устройств (компьютор, фотоаппарат, видеокамера и т.д);
Выстраивание работы с асситивными (помогающими) устройствами, к которым относятся приборы, улучшающие восприятие устной речи (отправлять и принимать звонки и электронные сообщения). Устройства, предназначенные для напоминания важных дат, событий, действий.
Подход в организации профориентационной работы, с использованием коррекционной работы детей с РАС и методами развития духовно-нравственной сферы учеников без психологических патологий положительно влияет на нравственность и выстраивание коммуникативных навыков как и у детей с ограниченными возможностями, так и у детей с нормой развития.[3,с.56]
Ниже приводится реализация профориентированной работы, с целью коммуникации и выстраивания социальных ролей у детей с патологиями в развитии и без в МБОУ «Школа №51».
Была проведена диагностика динамики учащихся с РАС по УУД. Мы использовали таблицу динамического наблюдения учебных действий.
Таблица отражает положительную либо отрицательную динамику по критериям:
1. Личностные качества;
2. Коммуникативные качества;
3. Регулятивные качества;
По данным критериям методом наблюдения был проведен анализ динамики в период с 04.04.2022 по 15.05.2022 выше перечисленных качеств. В процессе этой работы выявилась положительная динамика.
Результаты наблюдения заносились в таблицу до и после комплексных занятий по программе социальной адаптации детей с расстройством аутистического спектра.
Значение мотивации к учебной деятельности выросло, что говорит о том. Что дети меньше стали выражать протестных реакции, снизилось дезадаптивное поведение. Теперь дети с удовольствием ходят в школу.
Показатели соблюдения норм и правил поведения находятся на среднем уровне на протяжении всего процесса. Самостоятельно соблюдает правила поведения, при смене деятельности или обстановки нуждается в контроле взрослого. Поддержка взрослого необходима в новых, незнакомых ситуациях для всех исследуемых.Овладение начальными навыками адаптациипотерпели изменение, детям значительно стало легче адаптироваться к изменениям в классе, в школе, рост данного показателя определяет эффективность проделанной работы на повышение навыков социализации детей с РАС.
Анализируя данные по рис. 8до проведения программы и тренинга среди детей с РАС дошкольного возраста, можно наблюдать резкий рост навыка сотрудничества у детей. Если вначале реализации процесса социальной адаптации детей с РАС наблюдалось частичное избегание детьми совместной деятельности, у некоторых детей наблюдались бурные реакции при попытках включения в совместную деятельность, произошли улучшения, это видно по показателям. Дети стали идти на контакт и стали соглашаться на предложение вступить в игру, принять участие в совместной деятельности.
Показатель коммуникативных средств незначительно поднялся, дети реже стали использовать крики, плач для получения желаемого. Дети с РАС начали адекватно выражать просьбу о помощи, в некоторых случаях им необходимо дополнительное напоминание. Дети с РАС стали вступать диалог, для получения необходимой информации начали задавать вопросы.
По данным рисунка 9 мы видим повышение эмоциональной отзывчивости детей с РАС. Замечать эмоциональные состояние других людей дети стали намного чаще, начали проявлять сочувствие и заботу по отношению друг к другу.
Особенности аутизма выявлены в ходе исследования и представлены результаты анализа различий между двумя группами. У испытуемых с диагнозом РАС преобладают качества низкого уровня сотрудничества среди сверстников, повышенная тревожность. Не смотря на имеющиеся особенности развития, обучающиеся дети с РАС находятся в благоприятном климате для сотрудничества, обуславливается это приравненным средним показателям к результатам регулярного класса, где процесс обучения и формирования навыков сотрудничества проходит у норматипичных детей без участия детей с расстройством аутистического спектра.
В процессе этой работы выявилась положительная динамика по регулятивным, коммуникативным навыкам.
В статье рассмотрены разные пути социальной адаптации. Наиболее эффективным способом реализации на наш взгляд является профориентационная работа, которая в свою очередь предполагает закрепление представлений воспитанников о различных профессиях, развитие познавательных и творческих способностей, формирование и выстраивание коммуникативных отношений в предметно-ролевой игре (покупатель-продавец и т.д.) в отношениях детей с ОВЗ и нормотипичных детей.
Список использованной литературы:
1. Барбера, М.Л., пер. с англ. Д.Г. Сергеева. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход (The Verbal Behavior Approach): Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами. –М.: предисл. М. Сандберга. -2е изд. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017.- 304с.
2. Сабиров, В.Ш. Предмет философии образования // Сибирский учитель. – 2004. Издательство поставить
3. [электронный ресурс] – Режим доступа. –3.URL: https://postnauka.ru/longreads/100965
Инклюзивное образование |
Дополнительное образование |
Воспитание |