Роль инклюзивного образования в работе с детьми c ограниченными возможностями здоровья

Галиуллина Айгуль Ранифовна,
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад №262» Московского района г.Казани


а наш взгляд одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно отметить, что одной из важнейших задач развития инклюзивного образования является подготовка руководителей инклюзивных образовательных учреждений, педагогов и специалистов, реализующих практику включающего (инклюзивного) образования [1, с.4 ]

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися ровесниками. Все это значительно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью [3, с.2]. Известный ученый А.А. Наумов отмечает, что инклюзивное образование дает возможность всем участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института и т.п. Благодаря этому детский сад превращается в образовательное пространство, которое, с одной стороны, учитывает специальные потребности и стимулирует развитие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а с другой стороны, воспитывает у остальных детей отзывчивость и понимание [3, с.68].

Согласно статистическим данным каждый двадцатый житель нашей страны относится к категории инвалидов. В их число входит и дети, по отношению к которым по Закону Российской Федерации «Об образовании» «государство обязано создавать гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». Следует отметить, что число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в нашей стране постоянно возрастает [4, с.3].

Эти вопросы поднимаются в работе научной школы по проблеме « Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья», действующей в Марийском государственном университете под руководством проф. Моровой Н.С. с 1991 года по настоящее время. [2, ]

В России для детей с инвалидностью создана система специального и инклюзивного образования. В этих учреждениях работают опытные специалисты, такие как методист, педагоги - психологи, дефектологи, логопеды, которые в любое время готовы оказывать активную помощь детям с особыми потребностями и их родителям. Однако ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), который учится в специальных учреждениях для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает его в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Именно здесь дети с особыми образовательными потребностями могут расти и развиваться вместе с другими ребятами, а также посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. Главная мысль состоит в том, что инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы, т.е. получить качественное образование и психологическое приспособление в обществе, таким детям необходимо активно взаимодействовать с другими детьми.

Как отмечают отечественные педагоги и психологи: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко проблема совместного обучения слишком сложна и многогранна. Психологами и дефектологами Т.А. Власовой, В.И. Лубовским, О.Н. Усановой, Н.М. Назаровой доказано, что дети, имеющие пограничные нарушения физического и психического развития, способны обучаться в массовой школе при учете их особых образовательных потребностей. А у здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания (психологи называют это эмпатией), они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. (Толерантность— это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям).[1, с.17].

Важно отметить, что внедрение инклюзивного образования в России сталкивается с рядом трудностей. Например, не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения уровня толерантности ( толерантность- это социологический термин, обозначающий терпимость к образу жизни, ведению и обычаям),самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. А ещё существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями в развитии должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения.Однако отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении, отсутствует автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и домой.

В Республике Татарстан на сегодняшний день из полутора тысяч общеобразовательных заведений примерно 50 являются инклюзивными. Их финансирование осуществляется по тем же принципам, что и финансирование всех остальных – то есть, расчет выделяемых средств опирается на количество учеников. И это является большой проблемой, поскольку школа, которую посещают и дети-инвалиды в том числе, должна быть оборудована соответствующим образом. В ней обязательно наличие пандусов, поручней в коридорах, специально покрашенных ступеней и т.д. Что, естественно, требует дополнительных вложений. Поэтому существующая система требует срочного пересмотра, о чем громко говорят учителя и общественные деятели, ратующие за то, чтобы в России все дети имели равные возможности, росли образованными, гармонично развитыми и счастливыми.

В пример учреждения с инклюзивным образованием приводим школу в Кукморском районе деревне Маскара. В данной школе обучаются 35 детей, из них: 27-здоровые дети, 8-дети-инвалиды. К каждому ребенку в учреждении приставлен специалист, который наблюдает за ним и поддерживает его, поэтому очень важно в школе присутствие социальных педагогов, тьюторов, прошедших особую подготовку.

Многие родители считают, что детям с ограниченными возможностями нельзя учиться в одной школе и тем более в одном классе с обычными детьми. По их мнению, таким детям труднее осваивать школьную программу, они не смогут учиться на хорошие отметки, что будет проявляться на их самооценке. Еще одно опасение некоторых родителей состоит в том, что в таких школах уровень обучения намного ниже, чем в обычных, так как приспособлен под физические и умственные возможности детей-инвалидов.

Однако, как показывает опыт школы, дети-инвалиды учатся не хуже своих сверстников без ограничений по здоровью, они также стараются осваивать все вовремя. В результате можем выделить преимущества инклюзивного обучения в этой школе: дети с ограниченными возможностями могут получить полноценное школьное образование и конечно же выбрать себе достойную профессию в будущем; обучаясь в совместных группах в дошкольных учреждениях у них есть возможность проявлять свои творческие и интеллектуальные способности; они становятся более терпимыми, открытыми и общительными, учатся принимать и ценить людей независимо от их отличий и особенностей.

Таким образом, стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений.

Список использованной литературы

1. Блонский П.П., Выготский Л.С., Кащенко В.П. Проблема совместного обучения детей в системе инклюзивного образования: учеб.пособие/П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко.-М.,2007.- С. 14-20.

2.Морова, Н.С., Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.С. Морова // Социальная педагогика в России", 2012. - №2.

3. Наумов А.А. Инклюзивное образование: психолого-педагогические проблемы детей с ограниченными возможностями /А.А.Наумов// Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-5. – С. 1143-1146;

4. Ефремов А.В. Концепция управления процессами социальной адаптации и реинтеграции инвалидов в общество. Автореферат на соискание ученой cтепени доктора социологических наук: учеб.пособие/А.В.Ефремов. –Новосибирск., 2001, С.1-4.


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика