Бронникова Эльвира Камилевна,
заведующая,
Ахсанова Роза Василовна,
старший методист
МС ИМО УО ИКМО г.Казани
по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам
В настоящее время число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей равные возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности
Совместное воспитание и обучение здоровых детей и ребят с ОВЗ в обычных садах и школах - одна из форм их активной интеграции в общество.
Для того чтобы особенный ребенок с ОВЗ смог посещать «массовую» организацию наравне со здоровыми детьми, учреждение должно быть готово предоставить ему условия для обучения и воспитания.
В детских садах Авиастроительного и Ново-Савиновского районов проводится большая работа по обучению и воспитанию особенных детей. Организованы и показывают высокую результативность 151 специализированная группа, которые посещают более 2,5 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, 299 из которых детей-инвалидов. В новом учебном году дополнительно открыты 13 групп компенсирующего направления.
В общеобразовательных учреждениях наших районов обучаются 307 детей-инвалидов, из них 135 детей с ОВЗ. Внедрение ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивают 11 базовых школ, из которых в этом учебном году открыты новые классы: в школе №25 и 112 с задержкой психического развития, в школе №115 и гимназии №13 для детей с расстройствами аутистического спектра.
Опорные школы для детей ОВЗ:
Слепые и слабовидящие – ш.112, 170
Глухие и слабослышащие – ш.77
Нарушение речи – ш.119, 143
Нарушение опорно-двигательного аппарата – г. 33, л.177
Нарушение интеллекта – ш.115, 25
Расстройства аутистического спектра – ш. 71, 168
Ресурсные классы:
МБОУ «Школа №168» - ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра
МБОУ «Школа №71» - ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра
МБОУ «Школа №25» - класс компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития
МБОУ «Школа №115» - класс компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития
Наши особенные дети активно получают дополнительное образование- с каждым годом их количество увеличивается, они с удовольствием занимаются творчеством, спортом и многим другим наряду со всеми детьми.
В школе №49 открыт современный творческий досуговый центр «МастерОК». Еженедельно в его мастерских слесарным, столярным делом, робототехникой и гончарным ремеслом занимаются 600 детей, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья, для этого созданы все необходимые условия. На городской августовской конференции Мэр Казани Ильсур Раисович Метшин отметил, что дети с ОВЗ должны иметь абсолютно все те же возможности, что и их сверстники».
Так же ждем открытия большого универсального спортивного комплекса на территории школы №49, он станет четвертым объектом подобного типа в городе. Особенность этой площадки будет в том, что ее адаптируют для занятий спортом детей-инвалидов, установят специальное оборудование.
Для заведующих ДОО, заместителей директора, педагогов, учителей-дефектологов, психологов, логопедов организованы и проведены семинары различного уровня:
- школа №168 городской семинар «Игра, как одна из форм эффективной помощи детям с РАС», «Использование цифровых средств обучения при организации работы с детьми с ОВЗ», РТ: «Организация специальной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной общеобразовательной организации», «Социализация обучающихся через различные формы организации учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзивной общеобразовательной организации»;
- школа №112 городской семинар «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы»;
- школа №25 районный семинар «Конвергенция образовательного и воспитательного процессов в личностно-ориентированном подходе к учащимся ОВЗ ЗПР»;
- Казанская школа-интернат №1 для детей с ОВЗ республиканские семинары «Коррекционная школа, как ресурсный центр развития инклюзивного образования», «Реализация проекта «Доброшкола» для обучающихся с ментальными нарушениями».
Педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, нужны не только методические и психологические компетенции, но и знание определенных законов и ФГОС.
Все педагоги и специалисты, работающие с детьми ОВЗ. проходят курсы повышения квалификации, являются участниками семинаров, слушателями вебинаров по данному направлению.
Руководители, педагоги образовательных организаций районов ежегодно участвуют в научно-практической конференции по инклюзивному образованию проводимой КИУ (ИЭУП) им.Тимирясова. В рамках конференции широко представляется опыт работы наших образовательных организаций по работе с обучающимися и воспитанниками с особыми образовательными потребностями. В рамках мастер-класса педагоги делятся опытом по созданию модели психолого-педагогического сопровождения воспитанников и учащихся с ОВЗ в образовательном учреждении, показывают основные направления в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы ДОО.
Образовательные организации и педагоги принимают активное участие в конкурсах и грантах по инклюзивному образованию. Педагоги школ №25 и 112, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, приняли участие в конкурсе «Учитель года г.Казани-2023» в номинации «Педагог инклюзивного образования».
В городском конкурсе «Фестиваль лучших инклюзивных практик» приняли участие 4 детских сада, 2 школы, 2 учреждения дополнительного образования. Из них: 3 место- д/с №123, 397, школа №115, Простор.
Детский сад №151 выиграл грант (2 млн. 984 тыс.руб.) на реализацию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Детские сады № 123, 151, 380, прогимназия №360- грант (по 500 тыс.руб.)
на реализацию ведомственной целевой программы «Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования» подпрограммы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
Инклюзивное образование |
Дополнительное образование |
Воспитание |