Реализации инклюзивного образования в образовательных организациях Авиастроительного и Ново-Савиновского районах г.Казани

Бронникова Эльвира Камилевна,
заведующая,
Ахсанова Роза Василовна,
старший методист
МС ИМО УО ИКМО г.Казани
по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам


В настоящее время число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей равные возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности

Совместное воспитание и обучение здоровых детей и ребят с ОВЗ в обычных садах и школах - одна из форм их активной интеграции в общество.

Для того чтобы особенный ребенок с ОВЗ смог посещать «массовую» организацию наравне со здоровыми детьми, учреждение должно быть готово предоставить ему условия для обучения и воспитания.

В детских садах Авиастроительного и Ново-Савиновского районов проводится большая работа по обучению и воспитанию особенных детей. Организованы и показывают высокую результативность 151 специализированная группа, которые посещают более 2,5 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, 299 из которых детей-инвалидов. В новом учебном году дополнительно открыты 13 групп компенсирующего направления.

В общеобразовательных учреждениях наших районов обучаются 307 детей-инвалидов, из них 135 детей с ОВЗ. Внедрение ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивают 11 базовых школ, из которых в этом учебном году открыты новые классы: в школе №25 и 112 с задержкой психического развития, в школе №115 и гимназии №13 для детей с расстройствами аутистического спектра.

Опорные школы для детей ОВЗ:

Слепые и слабовидящие – ш.112, 170

Глухие и слабослышащие – ш.77

Нарушение речи – ш.119, 143

Нарушение опорно-двигательного аппарата – г. 33, л.177

Нарушение интеллекта – ш.115, 25

Расстройства аутистического спектра – ш. 71, 168

Ресурсные классы:

МБОУ «Школа №168» - ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра

МБОУ «Школа №71» - ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра

МБОУ «Школа №25» - класс компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития

МБОУ «Школа №115» - класс компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития

Наши особенные дети активно получают дополнительное образование- с каждым годом их количество увеличивается, они с удовольствием занимаются творчеством, спортом и многим другим наряду со всеми детьми.

В школе №49 открыт современный творческий досуговый центр «МастерОК». Еженедельно в его мастерских слесарным, столярным делом, робототехникой и гончарным ремеслом занимаются 600 детей, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья, для этого созданы все необходимые условия. На городской августовской конференции Мэр Казани Ильсур Раисович Метшин отметил, что дети с ОВЗ должны иметь абсолютно все те же возможности, что и их сверстники».

Так же ждем открытия большого универсального спортивного комплекса на территории школы №49, он станет четвертым объектом подобного типа в городе. Особенность этой площадки будет в том, что ее адаптируют для занятий спортом детей-инвалидов, установят специальное оборудование.

Для заведующих ДОО, заместителей директора, педагогов, учителей-дефектологов, психологов, логопедов организованы и проведены семинары различного уровня:

- школа №168 городской семинар «Игра, как одна из форм эффективной помощи детям с РАС», «Использование цифровых средств обучения при организации работы с детьми с ОВЗ», РТ: «Организация специальной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной общеобразовательной организации», «Социализация обучающихся через различные формы организации учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзивной общеобразовательной организации»;

- школа №112 городской семинар «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы»;

- школа №25 районный семинар «Конвергенция образовательного и воспитательного процессов в личностно-ориентированном подходе к учащимся ОВЗ ЗПР»;

- Казанская школа-интернат №1 для детей с ОВЗ республиканские семинары «Коррекционная школа, как ресурсный центр развития инклюзивного образования», «Реализация проекта «Доброшкола» для обучающихся с ментальными нарушениями».

Педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, нужны не только методические и психологические компетенции, но и знание определенных законов и ФГОС.

Все педагоги и специалисты, работающие с детьми ОВЗ. проходят курсы повышения квалификации, являются участниками семинаров, слушателями вебинаров по данному направлению.

Руководители, педагоги образовательных организаций районов ежегодно участвуют в научно-практической конференции по инклюзивному образованию проводимой КИУ (ИЭУП) им.Тимирясова. В рамках конференции широко представляется опыт работы наших образовательных организаций по работе с обучающимися и воспитанниками с особыми образовательными потребностями. В рамках мастер-класса педагоги делятся опытом по созданию модели психолого-педагогического сопровождения воспитанников и учащихся с ОВЗ в образовательном учреждении, показывают основные направления в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы ДОО.

Образовательные организации и педагоги принимают активное участие в конкурсах и грантах по инклюзивному образованию. Педагоги школ №25 и 112, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, приняли участие в конкурсе «Учитель года г.Казани-2023» в номинации «Педагог инклюзивного образования».

В городском конкурсе «Фестиваль лучших инклюзивных практик» приняли участие 4 детских сада, 2 школы, 2 учреждения дополнительного образования. Из них: 3 место- д/с №123, 397, школа №115, Простор.

Детский сад №151 выиграл грант (2 млн. 984 тыс.руб.) на реализацию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

Детские сады № 123, 151, 380, прогимназия №360- грант (по 500 тыс.руб.)

на реализацию ведомственной целевой программы «Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования» подпрограммы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика