Стратегии обучения навыку решения задач на уроках математики у младших школьников с расстройствами аутистического спектра

Антипова Д.А.
учитель-дефектолог,
Чиркова Ю.А.
учитель-дефектолог МБОУ «Школа №1»
Вахитовского района г.Казани


Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют собой клинически разнородную группу расстройств психологического развития, характеризующуюся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. Эти качественные аномалии являются общими чертами функционирования индивида во всех ситуациях и могут значительно различаться по степени выраженности [3].

На данный момент наиболее распространенной формой обучения детей с расстройствами аутистического спектра является инклюзия, инклюзивное обучение, которое предполагает, что все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, - в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку [3]. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья - получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

Согласно теоретическим данным и опыту реализации инклюзивного образования, процесс получения социального опыта у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях данной формы обучения, совместной с нормотипичными сверстниками, имеет значительную положительную динамику и демонстрирует успехи в социально-психологической адаптации ребенка с РАС в школьной среде, среде сверстников [1], [3].

Однако, процесс обучения, получения знаний ребенка с РАС в условиях инклюзивного образования, как показал опыт, имеет определенные трудности, которые обуславливаются специфическими особенностями психического развития данной категории детей.

Одной из указанных особенностей являются трудности понимания смысла прочитанного текста, которые в той или иной степени проявляются на всех уроках. Ребенок может понимать речь, уметь читать, но не связывать прочитанные слова со словами ему знакомыми, и, как следствие – с предметами и явлениями реального мира [1]. Развитие данной способности у ребенка с РАС представляет собой трудоемкий и длительный процесс комплекса специалистов: логопед, дефектолог, учитель начальных классов, а также в некоторых случаях, АВА-специалист. Зачастую учителя регулярных классов, имея на данный момент небольшой опыт работы с данной категорией детей и их особенностями, не достаточно осведомлены о том, как обучать ребенка тому или иному учебному навыку, учитывая их особенности.

Вышеуказанная особенность детей с РАС – трудности понимания прочитанного текста проявляется практически на всех школьных уроках: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, математика и др.

Так, на уроках математики особенно остро встает вопрос понимания прочитанного при обучении ребенка решению математических задач. Проблема решения задач связана с недостаточным пониманием прочитанного текста (ее условия и вопроса) и невозможностью наглядно представить себе то, о чем говорится в условии задачи. Очень часто запись решения и ответа задачи вызывает меньше трудностей, чем ориентировка в ее содержании и оформление краткой записи. Особенно сложно ученикам с РАС освоить решение задач с денежными единицами, мерами длины, объема, веса, что связано с трудностями овладения абстрактными понятиями [1].

Работа с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятия, но действовать придется в зависимости от ситуации и реакции ребенка. Вместе с тем, задачи должны отражать конкретные, хорошо понятные и привычные детям жизненные ситуации. Если понимание условия задачи затруднено, необходима иллюстрация условий задачи с помощью предметов, проигрывание, драматизация сюжета задачи вместе с ребенком. Нужно дать учащемуся возможность побыть «внутри сюжета задачи». «Визуальная поддержка освобождает людей с РАС, от их основных проблем: абстракции и последовательности событий во времени» [5].

В связи с этим одним из главных условий необходимых для обучения школьников с РАС является создание дополнительных специальных учебных материалов к уже существующим учебно-методическим комплектам, которые должны быть адаптированы с учетом возможностей и потребностей обучающихся. Готовый специальный учебный материал облегчит работу учителю, и позволит школьнику быть более самостоятельным в решении задания с минимальной помощью тьютора. Помимо основного учебника учитель может предложить ученику адаптированные задания на бланках, наглядные схемы и алгоритмы к той или иной теме, облегчающие усвоение, специальный демонстрационный материал и т.д.

Как один из методов работы с детьми с расстройствами аутистического спектра по решению математических задач можно выделить разработанную Л.С. Цветковой опорную карточку-план. Данная карточка представляет собой алгоритм решения задачи, представленный в виде пиктограмм или же текстовых обозначений, в зависимости от уровня понимания текста ребенком с РАС. Так, на первых этапах обучения ребенка работы с помощью указанной карточки-плана, педагог вместе с ребенком читает задачу и специальными обозначениями (цвет маркера, подчеркнуть или обвести в кружок и т.д.) выделяет данные, условия и вопросы [5].

Работа над усвоением алгоритма решения задачи с использованием карточки-опоры проводится регулярно и очень подробно до тех пор, пока учащиеся не усвоят его и не научатся выполнять эти действия самостоятельно. Каждый этап сверяется с карточкой, и после окончания решения задачи проверяется, все ли пункты были выполнены.

Для того чтобы облегчить учащимся с РАС понимание текста задачи, в некоторых случаях используется прием «упрощения условия» (замены отдельных слов или предложений, сложных логико-грамматических конструкций более простыми, включающими понятные для детей слова). Такой замены на начальном этапе могут требовать слова: «легче», «тяжелее», «глубже», «мельче», «старше», «младше», «дороже», «дешевле» и выражения, их содержащие.

После детального анализа текста задачи, опираясь на выделенные данные, педагог вместе с детьми составляет краткую запись, таблицу или чертеж (в зависимости от типа задачи) для большей визуализации материала задачи [5].

Большое количество информации относительно имеющихся трудностей при усвоении школьных материалов, математических навыков в том числе, а также варианты и примеры адаптации материалов для детей с расстройствами аутистического спектра имеется в работах А.В. Хаустова [1], [4].

На даный момент имеется значительное количество адаптированных заданий и пособой для лиц с особенностями в развитии, с расстройствами аутистического спектра в том числе, учитывающих особенности восприятия и мышления данной категории детей, у Н.А. Коняхиной. Так, можно отметить ее работы, направленные на повышение внимания при анализе задач, определение правильного знака действия в задачах; задачи с иллюстрациями на умножение, задачи в стихах, задачи с денежными единицами, задачи на математические понятия (дороже, старше, выше). Ее работы представлены в бесплатной доступе в социальной сети с хештегом #занятияКоняхиной (https://vk.com/club152635295) [2].

Таким образом, на данный момент количество работ, посвященных обучению детей с расстройствами аутистического спектра решать математические задачи, очень ограничено; накоплен небольшой опыт относительно вариантов адаптации материала математических задач для понимания детьми данной категории. Все это определяет актуальность данной темы и острую необходимость разработки методических пособий и полноценных адаптированных материалов по обучению навыку решения математических задач детьми с расстройствами аутистического спектра.

Список литературы

1. Загуменная О.В., Хаустов А.В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ. - 2017. - 80 с.

2. Сайт #занятияКоняхиной. Пособия для детей с особыми потребностями. Для бесплатного распространения. – Режим доступа: https://vk.com/club152635295 (дата обращения: 14.10.2022).

3. Расстройства аутистического спектра. Клинические рекомендации. - Ассоциация психиатров и психологов за научно-обоснованную практику. – Режим доступа: https://autism-frc.ru/system/articles/files/000/000/341/original/клинические_рекомендации_2020.pdf?1616665126 (дата обращения: 10.10.2022).

4. Хаустов А.В., Загуменная О.В. Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. - 2016. - Т. 14. - № 1. - С. 27—37.

5. Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Борисова О.В. Формирование умения у детей, страдающих аутизмом, решать арифметические задачи // Детский аутизм: исследования и практика. - С. 286–301.


   В номере

Адаптация системы образования к потребностям обучающихся

Инклюзивное образование
Дополнительное образование
Воспитание

  СИМВОЛЫ - 2023



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2023


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2023

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика