начальник отдела
Управления образования ИКМО г.Казани
по Авиастроительному и
Ново-Савиновскому районам
Система образования Авиастроительного и Ново-Савиновского районов охватывает боле 53 тысяч детей и молодежи, которые воспитываются и обучаются в 129 образовательных организациях, где работает более 8 тысяч человек, в том числе 4,5 тысячи педагогических работников.
Цель образовательной политики в наших районах-повышение доступности и качества предоставляемых образовательных услуг населению районов за счет эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов.
В целях мониторинга профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, создания условий для обмена опытом и распространения в профессиональной среде авторских идей по обновлению содержания и технологий профессиональной деятельности педагогов дошкольных учреждений Авиастроительного и Ново-Савиновского районов организованы и проводятся различные мероприятия: с 2013 года конкурсы детских оркестров, чтецов «Поэтическая весна»; с 2014 года детская спартакиада «Старты надежд»; конкурсы спортивных танцев, «Яшь артист» (театрализованные постановки на татарском языке); в ежегодном фестивале детского творчества воспитанников дошкольных организаций Ново-Савиновского района «Росинка» стали участвовать и воспитанники детских садов Авиастроительного района; с 2016 года в рамках Декады инвалидов для «особенных» воспитанников детских садов объединенного района и их семей ежегодно проводится благотворительный фестиваль «Дорогою добра» совместно с фондом имени А.Вавиловой; конкурс «Новогодняя фантазия» с последующей реализацией лучших выставочных экспонатов на благотворительном аукционе; с 2017 года ведется работа по созданию «фирменного стиля» дошкольных учреждений и повышению узнаваемости конкретных учреждений в сфере услуг дошкольного образования, проведен конкурс «Лучший брендбук», с целью обогащения предметно-пространственной среды детского сада организован ежегодный конкурс «Кукла на все времена» (по различным тематикам); с 2018 года детская лига «Юные ГТО-шки»; конкурс фотозон (тематические); с 2019 года конкурс настольных театров «Творим сказку своими руками»; с 2020 года конкурс детской инсценированной песни.
С целью выявления трудностей и оказания методической помощи дошкольным учреждениям при реализации федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС), вступивших в силу в 2014 году, ведется систематический мониторинг: с 2015 года мониторинг использования программно-методического обеспечения обучения детей двум государственным языкам; с 2016 года мониторинг реализации «дорожных карт» по внедрению ФГОС; с 2017 года мониторинг состояния предметно-развивающей среды дошкольных организаций; с 2018-2019 года мониторинг состояния музыкального воспитания в дошкольных организациях; с 2019-2020 года мониторинг состояния предметно-развивающей среды дошкольных организаций (по результатам выполнения рекомендаций).
Начиная с 2016 года изменен формат функционирующих методических объединений воспитателей ДОО: от деления по возрастным группам перешли на деление по образовательным областям и направлениям, что привело к увеличению интереса педагогов к работе в данных объединениях и их посещаемости, возобновлена работа «Школы молодого педагога ДОО» для начинающих воспитателей и специалистов.
Налажено сотрудничество с ведущими учреждениями дополнительного профессионального образования РФ (Федеральный институт развития образования, Московский городской педагогический университет, Санкт – Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, Ленинградский областной институт развития образования). В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования в период с 2014 по 2019 год на их базе обучены или прошли стажировку по актуальным проблемам дошкольного образования 260 педагогов дошкольных организаций.
В целях повышения профессиональной компетентности и кадрового потенциала в районе реализована межуровневая система комплексной поддержки образовательных организаций для управления образовательными организациями в условиях системных изменений.
С 2013 года организация ретрансляции лучших образовательных центров ИКТ-компетенций, школ превосходства, базовых площадок инновационных практик, стажировочных площадок районного, городского, республиканского, всероссийского уровней ГПРО; методические коучинги по планированию деятельности образовательных организаций на основе результатов собеседования по результатам деятельности при Главе Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов; введена система наставничества членов «Совета директоров Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г.Казани»; созданы районные консалтинговые центры по подготовке учителей, учащихся к государственной итоговой аттестации на базе школ с высокими результатами качества реализации «Дорожных программ подготовки к ЕГЭ и ОГЭ»; организованы годовые практико-ориентированные семинары для вновь назначенных руководителей по управлению образовательной организацией.
С 2014 года ведется внедрение сингапурских практик в обучение кадров всех образовательных организаций; создан кластер как преемственная система инклюзивного образования: детский сад, школа, дополнительное образование совместно с КИУ для проектирования инклюзивной среды в Авиастроительном и Ново-Савиновском районах г.Казани; организована работа по системе мастер-классов для директоров школ по проблемам: финансовая, хозяйственная, информационно-аналитическая деятельность директора школы; создание ресурсных центров по подготовке учащихся к олимпиадам в рамках районной программы «Одаренные дети»; организована работа по тьюторскому сопровождению управленческих команд школ, детских садов через систему взаимообучения: посещение инновационных центров РФ, РТ, образовательных организаций ближнего и дальнего зарубежья; система открытых показов базовых площадок победителей и руководителей лучших мировых образовательных трендов, конкурсов разного уровня: г.Казань, РТ, РФ.
С 2015 года созданы центры обучения реализации ФГОС НОО, ООО, руководителей, заместителей руководителя, учителей в сотрудничестве с учреждениями повышения квалификации педагогических кадров РФ, РТ.
По итогам 2018/2019 года в республиканском рейтинге муниципальных образований в сфере воспитания и дополнительного образования детей Авиастроительный и Ново-Савиновский районов занимает 1 место. 1 место по развитию детского движения в республике.
В районах большое внимание уделяется музейной педагогике: 36 школьных музеев, 39 экспозиций и музейных комнат, 19 мемориальных досок и памятников, в том числе на высоком уровне организуются подготовка и проведение мероприятий, посвященных памятным датам и событиям воинской славы, Победы в Великой Отечественной войне. Дан старт «Эстафете Славы» и ежегодной акции «Звезда Победы» с 2014 г.
За последние 5 лет открыты 6 школьных музеев, 13 музейных экспозиций и комнат, патриотический клуб «Калган» на базе школы №113.
Охват дополнительным образованием составляет 75%, работают 4 площадки, как опорные центры РТ по техническому творчеству, инженерная лаборатория, по туристско-краеведческой направленности, по реализации мероприятий системы дополнительного образования. С 2018 года Авиастроительный район стал пилотной площадкой в городе по раздельному сбору мусора: на высоком уровне организована работа в школах района по реализации различных экологических проектов.
В городской Спартакиаде школьников ежегодно обучающиеся Авиастроительного и Ново-Савиновского районов занимают призовые места. Высокие результаты в спорте достигаются за счет развития материально-технической базы: построены 24 универсальных площадки, действуют 18 хоккейных коробок, реализуются городские школьные спортивные проекты.
Создано сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования, образовательных организаций, учреждений средне-профессионального образования и промышленных предприятий: с 2013 года центр детского технического творчества и профориентационной работы на базе МБУДО «ЦВР» Авиастроительного района г.Казани; с 2015 года к школе №91 был присоединен Межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, созданы базовые площадки по техническому творчеству и развитию компетенции JuniorSkills; в центрах технического творчества реализуется ряд проектов: проект профориентационной направленности «Мой выбор», «Шаг в будущее. Кил?ч?кк? адым»; школа № 91 является базовой школой по подготовке обучающихся по компетенции «Прототипирование».
Особым событием 2019 года стал финал Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), прошедший в Казани в мае на Казань-Экспо. Сборная Республики Татарстан заняла первое место в медальном зачете финала VII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) 2019. 447,5 баллов получила команда-победитель за 55 золотых, 47 серебряных и 39 бронзовых медалей. Среди них 16 медалей – это 70% от общего числа медалей г.Казани (золото-7 (78%), серебро-7 (64%), бронза-2 (67%)) принесли ребята из лицея №26, школ №89, 91, 43 и инженерного лицея, причем, из 16 медалей 11 – у инж.лиц.(золото – 5, серебро – 4, бронза – 2) в 7 компетенциях.
В республиканском этапе Чемпионата, который прошел в ноябре-декабре 2019 года, ребята из гимназий 7 и 37, лицеев 23 , 146 и инженерного лицея, школ 31, 43, 60, 71, 85, 89, 91 завоевали 48 медалей (золото-16, серебро- 14, бронза- 18).
В рамках проекта «Одна школа – одна страна» 13 учреждений наших районов посетили 522 делегата из 14 зарубежных стран и России. Было привлечено 389 педагогов и 2309 детей. По программе «Посетитель» комплекс «Казань Экспо» посетили 5 тысяч учащихся учреждений Авиастроительного и Ново-Савиновского районов. 12 человек школы №89 были привлечены на международные соревнования WorldSkills в качестве волонтеров.
В общеобразовательных организациях Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г.Казани обучаются 318 детей-инвалидов с разными заболеваниями и 39 детей с ОВЗ. Внедрение ФГОС начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обеспечивают 12 базовых общеобразовательных учреждений. С 2017 года в школе №168 Авиастроительного района функционирует ресурсный класс, обеспечивающий воспитание и обучение детей с расстройством аутистического спектра. В целях охвата детей инклюзивным образованием в 2020/2021 учебном году планируется открытие ресурсных и коррекционных классов для детей с РАС и ЗПР на базе еще двух школ.
В детских садах Авиастроительного и Ново-Савиновского районов организованы и показывают высокую результативность 139 специализированных групп, которые посещают 2244 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, 280 из которых дети-инвалиды.
С появлением необходимости расширения сети ДОО для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями сначала были открыты специализированные группы в детских садах-новостройках, в настоящее время более 18% (151) функционирующих дошкольных групп являются группами компенсирующей и оздоровительной направленности. В 2019 году были открыты еще 7инклюзивных групп для детей с задержкой психофизического развития, расстройством аутистического спектра, с синдромом ДАУНА, с сахарным диабетом, с аллергическими заболеваниями и логопедические группы.
Педагогические коллективы активно участвуют в конкурсном движении в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» и Стратегии развития образования РТ «Килэчэк»-«Будущее»: 5 учреждениям из двенадцати по г.Казани – это детские сады №12 и 152, школы №9, 33 и 146 - обладатели гранта «Создание и поддержка региональных инновационных площадок» присвоен статус региональной инновационной площадки.
В 2018 году школа №23 получила грант в рамках Чемпионата научных состязаний проекта Университета талантов, в 2019 году лицей–интернат №7 – победитель гранта «Поддержка специализированных организаций интернатного типа для одаренных детей».
Грамотно выстроена работа по организации государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений. Накопившийся опыт практического применения результатов единого государственного экзамена используется как средство управления качеством образования. Уровень подготовки выпускников районов по обязательным предметам ежегодно возрастает, средние баллы по предметам по выбору выше городских и республиканских показателей. Увеличивается количество обучающихся, получающих по результатам ЕГЭ от 80 до 100 баллов, за шестилетнее проведение ЕГЭ девяносто три выпускника районов получили 100 баллов. По итогам рейтинга муниципальных образований Республики Татарстан по результатам ЕГЭ за период с 2013 года объединенный Авиастроительный и Ново-Савиновский район входит в десятку лучших.
Выявление и поддержка талантливых детей – одна из важнейших задач системы образования: в районах активно реализуется подпрограмма «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России». Ежегодно более 200 воспитанников учреждений дополнительного образования становятся призерами международных конкурсов, ученики школ районов становятся победителями и призерами Всероссийской предметной олимпиады. Следует отметить успехи наших учащихся на международных олимпиадах по математике среди девушек в Италии (золото, гимназия 7), информатике в Болгарии (золото, лицей-интернат 7), по геометрии (серебро, гимназия 7), в проектной олимпиаде «Ачылыш» (призеры, гимназия 7, лицей 177, инж. лиц), на выставке юных изобретателей в Индонезии (золото, лицей 145), экспериментальная физика в Белоруссии (призер инж. лицей), XV иранская олимпиада по геометрии в г.Сочи (победитель гимназия 7), отмечается положительная динамика победителей и призеров в муниципальном, региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников.
В городском рейтинге лучших учреждений «ТОП 25» по итогам регионального этапа олимпиад гимназии №№ 7, 36, лицей-интернат №7, школы №№ 9, 33, в республиканском рейтинге лучших учреждений по итогам всех этапов олимпиад гимназии 7, 33, 36, 155, л-и 7.
Успешно реализуются на территории Авиастроительного и Ново-Савиновского районов основные программы: «Развитие образования науки РТ 2014-2020гг.», «Стратегическое управление талантами в РТ», «Стратегия развития обучающихся в РТ на 2015-2025гг.», «Развитие образования в г.Казани на 2015-2021 годы», «Модернизация системы дошкольного образования», «Капитальный ремонт и строительство объектов образования». Много планов, надеемся, что на муниципальном уровне они будут реализовываться эффективно.