Ахсанова Роза Василовна,
методист УМС ИМО УО г.Казани
по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам
Воспитательный процесс строится не столько на усвоении информации и способов её получения и использования, но, в первую очередь, он предполагает личностное общение с учеником, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях.
Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность.
Если ранее при подготовке внеклассных мероприятий педагог в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то современный педагог способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.
Критерии эффективности использования информационных технологий в воспитательной работе:
экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
компактность (возможность накапливать информации на диске, исключая накопление папок с информационным печатным материалом);
наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
возможность проведения мониторинга (индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);
возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности.
Достоинства информационно-коммуникативных технологий:
делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным;
значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации;
обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий;
способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;
используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями;
позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса;
повышают качество педагогического труда.
способствуют эффективности воспитательных мероприятий.
Применение ИКТ в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов и не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных целей. Опыт показывает, что создание единого информационного пространства школы путём применения ИКТ в учебной и воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему в школе, стимулирует познавательную и творческую активность детей.
При выполнении аналитико-прогностической функции подразумевается изучение индивидуальных особенностей, обучающихся и их развитие, а также развитие классных коллективов, рост профессиональной деятельности классных руководителей. Проведение тестирования и подсчет результатов можно доверить компьютерной программе.
К контрольной функции относится контроль за документацией классных руководителей, выполнением плана воспитательной работы, за ведением дневников обучающихся. Хранение диагностического материала, отражающего результативность работы.
Методическая функция заключается в поиске и сборе информации в помощь классным руководителям (сценарии, вопросы педагогики и психологии), разработке грамот, дипломов и пр., подготовке педсоветов, на воспитательные темы, создание информационных данных для родителей (памятки, уведомления, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);
Для внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс осуществляется их использование в различных направлениях деятельности:
Внеклассная работа с учащимися. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Выпуск информационных буклетов.
Проведение общешкольных мероприятий с использованием презентаций, подготовка музыкального сопровождения, осуществление видеосъемки мероприятий.
Создание электронного альбома: все материалы школьных мероприятий обрабатываются, систематизируются в папки.
Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет.
Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя.
Организация каникулярной занятости учащихся сегодня просто невозможна без ИКТ. Начиная с составления базы данных (списков детей с необходимой информацией о ребёнке и семье), подготовки Программы смены и сопровождающих документов, заканчивая отчётностью по окончании работы лагеря. А применение фотоаппарата и другой цифровой техники, использование развлекательных и познавательных возможностей компьютера делают отдых детей в лагере разнообразным, интересным и полезным.
При организации физкультурно-оздоровительной работы потенциал ИКТ используется при проведении мероприятий по агитации за ЗОЖ, профилактических бесед. Учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, но и сами включаются в поиск информации. Так появляются творческие и исследовательские работы детей: «Диеты и здоровье человека», «Сотовый телефон: благо или вред?» и другие.
Ученическое самоуправление также представляет перспективное направление для применения современных информационных технологий в образовательном процессе. Работа включает не только использование электронных презентаций при проведении собраний. Подготовка агитационных материалов и бланков анкет, обработка информации, её дальнейшее транслирование (через печатную газету), выпуск стендового материала – вот неполный перечень дел с привлечением ИКТ.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе подготовки и проведения мероприятия:
поиск информации в сети Интернет,
для обозначения темы занятия,
создание проблемной ситуации в начале мероприятия,
сопровождение объяснения или демонстрации (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
Проведение подобных мероприятий требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя сценарий с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
Профилактическая работа в школе напрямую связана с пополнением (корректировкой) электронной базы данных учащихся, состоящих на учёте. Запросы разных служб и ведомств в рамках профилактической работы сегодня часто выполняются в электронном варианте (по электронной почте). Главным здесь становится оперативность передачи информации, её точность и своевременность. Учитывая, что это документация строгой отчётности, значимость применения ИКТ в этом направлении серьёзно возрастает.
Работа с родителями обоснована необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Уже привычным стало использование электронных презентаций для проведения родительских собраний и конференций, творческих отчетов школы перед родителями, на сайтах школ запланирован раздел «Для Вас, родители». Привлечение родителей к созданию презентаций, видео-материала, съемкам.
Таким образом, применение информационных технологий позволяет подойти к вопросу организации воспитательного процесса с качественно новой стороны.
Использование ИКТ в управлении воспитательным процессом, в воспитательной работе в целом позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него педагогов и обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. Добавим к этому интерес школьников к компьютерам, творческий подход педагогов к новым воспитательным технологиям, и мы получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру.